Оперный певец Роландо Вильясон - биография, творчество и интересные факты
Бесполезно передавать словами силу, глубину и тембр голоса оперного исполнителя, особенно если певец — Роландо Вильясон. Он стал одним из самых востребованных исполнителей своего поколения, признан лучшим лирическим тенором современности, и ему прочат славу Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Он сотрудничает с выдающимися мировыми оркестрами, дирижерами, ведущими оперными театрами, известнейшими компаниями звукозаписи классической музыки, а его партнеры по сцене — ярчайшие оперные звезды.
Огонь в телесной оболочке
Голос не единственный сценический талант Вильясона. Неистовый темперамент, интенсивный драматизм певца воплощается в характерах его оперных персонажей. Он не поет — он пылает, зажигая и завораживая публику. Его образ де Грие в «Манон» побудил одного критика написать: «Как только Роландо Вильясон появляется на сцене, его экспрессивность полностью захватывает аудиторию. Он исследует и передает внутреннюю жизнь персонажа, как никто другой».
Питер Конрад, искусствовед и автор 19 книг по современной художественной культуре, так отозвался о невероятной силе перевоплощения звездного тенора: «Открыть для себя настоящего Вильясона — задача, похожая на попытку поймать вихрь. Его изящное тело и тонкая кожа — это клетка для дикого звериного существа, которое то прячется в ней, то вырывается наружу. Он и хищнический распутник-герцог из «Риголетто» Верди, и сумасшедший влюбленный Дон Хозе в «Кармен» Бизе, и болезненный нарциссист Ленский из оперы Чайковского.
Открытие таланта
Будучи уроженцем Мексики, Роландо Вильясон вырос в Фуэнтесе-де-Сателлере, пригородном районе Мехико. Он получил хорошее гуманитарное образование, окончив немецкую школу и посещая с 11 лет Академию исполнительских искусств Espacios. Несмотря на свои творческие наклонности, молодой человек намеревался посвятить себя более духовной службе. Он учился в семинарии и был кандидатом на священство. Но в 1990 году, когда Роландо исполнилось 18 лет, случилось нечто неожиданное.
В интервью мексиканскому телевидению Вильясон рассказал историю о том, как был обнаружен его певческий талант. Однажды, когда он вышел из душа своей квартиры в Мехико, кто-то постучал в дверь. Это был друг его соседа баритон Артуро Нието, который слышал, как Роландо пел в душе, и считал, что у него потрясающий голос. Для дальнейшего развития способностей Артуро пригласил юношу в свою музыкальную академию, где Роландо и влюбился в оперу. А Нието стал его первым учителем вокала.
Несостоявшийся священник
До 1992 года Вильясон разрывался между выбором: стать священником или певцом. Перед самым рукоположением он отправился в свое пасхальное паломничество, к дымящемуся вулкану Попокатепетлю. Это был его Синай. Роландо поднялся на вершину высотой 5426 м, ожидая какого-то божественного знака. «Ничего не случилось для меня. И мне стало жаль Бога — я понял, что он нуждается в нас, а не наоборот. Потому я спустился по снегу с вулкана и почувствовал ветер. Я посмотрел на деревню внизу, и увидел живущих там людей. Наконец, у меня было видение Люсии, той девушки, которая когда-нибудь станет моей женой. И я понял, каков мой выбор. Я просто ушел от христианства, хотя я до сих пор восхищаюсь Иисусом как человеком, и, может быть, как социалистом», — признался Роландо в беседе с Питером Конрадом.
В конечном итоге Вильясон решается на прослушивание в Национальной консерватории, что он и сделал в 1992 году. После обучения Роландо выступал в Питтсбурге и Сан-Франциско, участвуя в программах для молодых исполнителей.
Переломный 1999
Этот год стал трамплином Роландо Вильясона для его чемпионского прыжка в мир большой оперы. Ему исполнилось 27 лет, когда он принял участие в «Опералии», конкурсе Пласидо Доминго для молодых исполнителей, где завоевал второе место за вокал, премию зрительских симпатий и приз особого жанра сарсуэлы.
В том же году он дебютировал в Генуе (партия де Грие в «Манон» Массне). Вскоре последовали дебюты в двух крупнейших оперных театрах, которые станут для Рональдо его творческими домами: в Opéra de Paris (партия Альфредо из «Травиаты» Верди) и в Staatsoper Berlin (партия Макдуфа из «Макбета» Верди). После этого Вильясон стремительно ворвался на международную музыкальную сцену.
Карьера
Его жизнь закружилась как смерч. Приглашения и контракты следовали один за другим. Весь мир с восхищением рукоплескал ему, и Вильясон быстро становился самым известным тенором современности. Важнейшие этапы его карьеры:
2000 - выступления с партией Родольфо из «Богемы» в Мюнхенском театре Bayerische Staatsoper и в роли Ромео Шарля Гуно в Staatsoper (Вена). С тех пор звездный тенор часто возвращается в Вену для выступлений в качестве Вертера (Ж. Массне), Неморино из «Любовного напитка», де Грие из «Манон», главной роли в «Сказках Гофмана» и герцога в «Риголетто».
2002 - выступления в Лос-Анджелесе в партии Ринуччо из «Джанни Скикки» Пуччини. Первые CD-записи.
2003 - участие в Глайндборнском фестивале (Англия) с партией Родольфо. И огромный успех принесла главная роль в «Сказках Гофмана», исполненная в Covent Garden (Лондон).
2003 - исполняет партию Альфредо из «Травиаты» в Metropolitan Opera (Нью-Йорк). Принимает участие в двух видных европейских фестивалях в Брегенце и Глиндебурне.
2005 - триумфальный дебют в Зальцбурге на фестивале, где роль Альфредо в новой постановке «Травиаты» (вместе с оперными звездами Анной Нетребко и Томасом Хэмпсоном) принесла Вильясону высочайшую оценку публики, репортеров и критиков. Известнейшая студия звукозаписи Deutsche Grammophon выпустила CD и DVD-записи этой оперы. В тот год он также выступил как Альфредо на фестивале в Санкт-Петербурге.
2006-2007 - продолжается, привлекая немалое внимание общественности, совместная творческая работа Анны Нетребко и Роландо Вильясона. Альбомы CD и DVD-записей компаний Virgin Classics и Deutsche Grammophon увековечили голоса этого талантливого дуэта. У певца плотный график выступлений, гастролей, записей альбомов, участие в различных творческих проектах и телепередачах. В сентябре была выпущена американская версия его альбома Viva Villazón (Virgin Classics). В 2007 году Роландо заключает эксклюзивный долгосрочный контракт с Deutsche Grammophon. В апреле впервые со времен своего дебюта Вильясон возвращается в Нью-Йоркскую Метрополитен-опера в роли Альфредо из «Травиаты».
2008–2009 - певец начал сезон в Берлинской опере с роли Ленского из «Евгения Онегина», поставленного известным израильским режиссером Даниэлем Баренбоймом. Возвращается в Лондон, где в Королевском оперном театре возобновляет игру в «Сказках Гофмана». Опять гастроли в Нью-Йорк (Эдгар в «Лючия ди Ламмермур»). С ролью Вертера в опере Массне выступает в Вене, а затем в Париже. Совершает европейский тур с программой арий Генделя (дирижер Поло Маккриш), «Реквиема» Верди (дирижер Антонио Паппано), а также проводит гала-концерты в Берлине, Афинах и Париже. Завершает оперный сезон концертными выступлениями Вертера в Баден-Бадене.
2010-2017 - в марте (2010-го) исполняет партию Неморино из оперы Г. Доницетти в Вене, после чего начал серию концертов. Дебютировал в качестве режиссера с новой постановкой Вертера в Лионской опере в январе 2011 года. В декабре 2012 года он появился в роли Родольфо из «Богемы» в Лондонском Королевском театре оперы. В последние годы Вильясон обратился к творчеству Моцарта как в концертах, так и в оперных спектаклях. Он сыграл Дона Оттавио из «Дон Жуана» в Баден-Бадене, Алессандро в «Царь-пастух» в Цюрихе. Его первый сольный альбом с концертными ариями Моцарта для тенора вышел в январе 2014 года. В 2017 году Вильясон пел La Prima Luce.
CD и DVD-записи, награды
Невероятно богат репертуар и дискография Роландо Вильясона. Альбомов с операми и сольными концертами выпущено около 26. Из них девять — DVD. И это не считая совместных вокальных записей с мировыми оперными звездами. Его репертуар, только в классических операх, к сегодняшнему дню насчитывает 20 различных ролей. Он обладатель многих престижных наград, но ценнейшая среди них: Chevalier L'Ordre des Arts et des Lettres — одна из самых высоких наград в области искусства и литературы во Франции.
Несгибаемый
В 2007 году, в самый разгар совместного творчества с Анной Нетребко, турне, гастролей и крупных контрактных проектов начало происходить что-то совсем ужасное. Вильясон понял, что плохо управляет своим голосом. Он отменил свои обязательства сроком на пять месяцев и уехал на остров у побережья Испании. В беседе с Питером Конрадом он так описал тот период: «Это был физический и вокальный коллапс. Перед тем как это случилось, выступал не я, это было мое отражение, а меня там не было. Мой голос, как лошадь, он хотел, чтобы ним правил человек, а не отражение». Он чувствовал сильное переутомление от бешеного темпа своей работы. А вскоре врачи диагностировали трехстороннюю кисту, обнаруженную на его голосовых связках. Но он продолжал выступать.
В 2009 году певец подвергся очень тонкой процедуре по удалению кисты. Если бы связки восстановились неправильно, то Роландо мог остаться неспособным не только петь, но и говорить. Через год он вернулся на сцену.
Но после операции Роландо Вильясону одного пения стало мало. Он пользуется спросом как телеведущий, представляя программу франко-немецкого канала Arte, постоянно появляется в музыкальных британских передачах. В 2013 году публикует на испанском языке свой первый роман Malabares и приступает ко второму. Он руководит постановками «Вертера» в Лионской опере и «Любовного напитка» в Баден-Бадене, предполагая и дальше работать в этом направлении. Он рисует карикатуру и живые мультфильмы. Выступает в качестве клоуна Доктора Ролло в детских приютах Германии и Австрии.
Конец 2017 года
Заканчивается творческий год певца совместным проектом с российской оперной знаменитостью. Новый альбом Duets Роландо Вильясона и Ильдара Абдразакова (бас) демонстрирует это удачное сотрудничество. С 20 ноября по 12 декабря дуэт совершит турне, выступая в известнейших оперных театрах Европы в такой очередности: Прага, Берлин, Баден-Баден, Штутгарт, Мюнхен, Париж, Вена. Концерты пройдут под управление дирижера Герасима Воронкова.