Коренные жители Сахалина: нравы и быт
В статье поговорим о коренных жителях Сахалина. Они представлены двумя народностями, которые мы рассмотрим очень подробно и с разных точек зрения. Интересна не только история этих людей, но также их характерные особенности, быт и традиции. Обо всем этом будет рассказано ниже.
Коренные жители Сахалина
Что касается народностей, которые здесь проживали, то сразу следует выделить две основные группы – нивхи и айны. Нивхи – коренные жители Сахалина, которые являются самыми древними и многочисленными. Более всего они облюбовали территорию нижнего течения реки Амур. Позже здесь обитали ороки, нанайцы и эвенки. Однако основная масса нивхов все же располагалась в северной части острова. Эти люди занимались охотой, рыболовством, а также промыслом сивуча и нерпы.
Эвенки и ороки занимались в основном оленеводством, которое вынуждало их вести кочевой образ жизни. Для них олень был не только пищей и одеждой, но и транспортным животным. Также они активно занимались промыслом морского зверя и рыболовством.
Что касается современного этапа, то коренные жители Сахалина могут заниматься теперь чем захотят. Они могут возрождать хозяйство, заниматься охотой, оленеводством или рыболовством. Также в округе есть мастера меховой аппликации и вышивки. При этом даже современные народы сохраняют и чтят свои традиции.
Быт и нравы коренных жителей Сахалина
Нивхи являются этнической группой, которая жила в низовье реки Амур с древних времен. Эти единый народ, у которого ярко выражена национальная культура. Селились люди небольшими группами, выбирая наиболее удобные места с географической точки зрения. Они располагали свои дома возле мест промысла рыбы и зверя. Основная деятельность была направлена на охоту, сбор ягод и трав, рыболовство.
Последним они, кстати, занимались на протяжении всего года. Очень важным был промысел проходной лососевой рыбы, из которой готовили запасы на всю зиму и корм для животных. В начале лета ловили горбушу, после - кету. В некоторых реках и озерах можно было найти осетра, сига, калугу, щуку, тайменя. Также здесь ловили камбалу и нельму. Всю свою добычу население употребляло в пищу в сыром виде. Засаливали их только на зиму. Благодаря рыбе коренные жители острова Сахалин получали жир, материал для пошива одежды и обуви.
Также был популярен промысел морского зверя. Полученные продукты (мясо белух, дельфинов или тюленей) люди употребляли в пищу и использовали для корма животным. Получаемый жир тоже ели, но иногда он мог храниться несколько лет. Шкуры морских зверей использования для оклеивания лыж, шитья одежды и обуви. Когда было свободное время, люди занимались сбором ягод и охотой.
Условия жизни
Быт и нравы коренных жителей Сахалина начнем рассматривать с орудий, которые они использовали для промыслов. Это были самоловы, заездки или невода. Каждая семья была очень большой и патриархальной. Весь род жил вместе. Хозяйство тоже было общим. Полученные продукты промысла могли использовать все члены семьи.
В жилище жили родители со своими сыновьями и их семьями. Если кто-то умирал, то жили вместе семьи братьев и сестер. Также было уделено внимание сиротам и пожилым членам рода. Были и отдельные семьи, небольшие, которые не хотели жить вместе с родителями. В среднем в жилище проживало 6-12 человек, в зависимости от разных факторов. Однако известны случаи, когда в одном зимнике могло жить до 40 человек одновременно.
Нивхское общество было первобытнообщинным, поскольку на верху социальной лестницы находился род. Вся семья жила в одном месте, имела общих животных, хозяйство. Также роду могли принадлежать культовые или хозяйственные постройки. Характер хозяйства был исключительно натуральным.
Одежда
Коренные жители Сахалина, описанные Крузенштерном, имели особенные приметы. Женщины носили крупные серьги, которые изготавливались из медной или серебряной проволоки. По форме они напоминали соединение кольца и спирали. Иногда серьги могли быть украшены стеклянными бусинами или кружками из камня разных цветов. Женщины носили халаты, наголенники и нарукавники. Халат шился по типу кимоно. Его окаймлял большой ворот и подол, которые отличались от цвета халата. На подол для украшения нашивали медные пластинки. Халат запахивали в правую сторону и застегивали с использованием пуговиц. Зимние халаты были утеплены слоем ваты. Также женщины носили в холода по 2-3 халата одновременно.
Нарядные халаты имели очень яркие цвета (красный, зеленый, желтый). Они украшались яркой материей и орнаментом. Больше всего внимания уделялось спинке, на которой делали рисунки при помощи нитей и ажурных украшений. Такие красивые мелочи передавались через поколения и очень ценились. Вот мы и узнали об одежде коренных жителей Сахалина. Крузенштерн Иван, о котором мы говорили выше, являлся человеком, который возглавил первое русское кругосветное путешествие.
Религия
Что насчет религии? Убеждения нивхов строились на анимизме и культе промыслов. Они верили, что у всего есть свой дух – у земли, воды, неба, тайги и т. д. Интересно, что медведи были особо почитаемы, так как их считали сыновьями хозяев тайги. Именно поэтому охота на них всегда сопровождалась культовыми мероприятиями. Зимой отмечали медвежий праздник. Для этого ловили зверя, кормили и выращивали его в течение нескольких лет. Во время праздника его наряжали в специальную одежду и водили по домам, где того кормили из человеческой посуды. Затем в медведя стреляли из лука, принося его в жертву. Возле головы убитого зверя располагали еду, как бы угощая его. Кстати, Иван Федорович Крузенштерн коренных жителей Сахалина описывал как людей очень разумным. Именно нивхи кремировали умерших, а после закапывали их под ритуальные плачи где-то в тайге. Также иногда применяли метод воздушного погребения человека.
Айны
Второй многочисленной группой коренных жителей побережья Сахалина являются айны, которых ещё называют курильцами. Это национальные меньшинства, которые также были распространены на Камчатке и в Хабаровском крае. По переписи в 2010 году было обнаружено чуть более 100 человек, но факту считается, что такое происхождение имеют более 1000 человек. Многие из тех, кто признал свое происхождение, живет на Камчатке, хотя издревле айны в большинстве своем жили на Сахалине.
Две подгруппы
Отметим, что айны – коренные жители Сахалина, делятся на две небольшие подгруппы: северносахалинские и южносахалинские. Первые составляют только пятую часть всех чистокровных представителей этого народа, которые были обнаружены в 1926 году во время переписи. Большинство людей этой группы были переселены сюда в 1875 году японцами. Некоторые представители народности взяли себе в жен русских женщин, смешивая кровь. Считается, что как племя айны вымерли, хотя даже в настоящее время можно найти чистокровных представителей народности.
Южносахалинские айны были эвакуированы японцами после Второй мировой войны на территорию Сахалина. Жили они отдельными небольшими группами, которые до сих остались. На 1949 год было около 100 челоек этой народности, которые проживали на Сахалине. При этом три последних человека, которые были чистокровными представителями народности, погибли в 1980 годах. Сейчас можно отыскать только смешанных представителей с русскими, японцами и нивхами. Их не больше нескольких сотен, но они утверждают, что являются чистокровными айнами.
Исторический аспект
Коренные народы острова Сахалин вышли на контакт с русскими людьми в XVII веке. Тогда этому поспособствовала торговля. Только спустя много лет были построены полноценные отношения с амурскими и северокурильскими подгруппами народности. Айны считали русских своими друзьями, так как они отличались по внешности от их противников японцев. Именно поэтому они быстро согласились принять русское подданство добровольно. Занимательно, что даже японцы не могли точно сказать, кто перед ними – айны или русские. Когда японцы первый раз наладили контакт с русскими на этой территории, они назвали их Красными Айнами, то есть со светлыми волосами. Интересный факт, что только к XIX веку японцы наконец поняли, что имеют дело с двумя разными народами. Сами же русские не находили столько сходства. Они описывали айнов как темноволосых людей с темной кожей и глазами. Кто-то отмечал, что они похожи на крестьян со смуглой кожей или цыган.
Заметим, что обсуждаемая народность активно поддерживала русских во время русско-японских войн. Однако после поражения в 1905 году русские оставили своих товарищей на произвол судьбы, что поставило точку в дружеских отношениях между ними. Сотни людей этого народа были уничтожены, их семьи были убиты, а жилища разграблены. Так мы подходим к тому, почему айны были насильно переселены японцами на Хоккайдо. При этом во время Второй мировой войны русским все равно не удалось отстоять свое праву на айнов. Именно поэтому большинство оставшихся представителей народа уехали в Японию, а в России осталось не более 10%.
Переселение
Коренные жители острова Сахалин по условиям договора от 1875 года должны были перейти во власть Японии. Однако через 2 года менее ста представителей айнов прибыли в Россию для того, чтобы остаться под ее началом. Они приняли решение не переселяться на Командорские острова, как им предложило правительство России, а остаться на Камчатке. Из-за этого в 1881 году они около четырех месяцев пешком добирались к деревне Явино, где планировали обосноваться. Затем им удалось основать деревню Голыгино. В 1884 году еще несколько представителей народности прибыли из Японии. К переписи 1897 года всё население составляло чуть менее 100 человек. Когда пришла к власти советская власть, то все поселения были уничтожены, а люди насильно переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. Из-за этого этническая группа смешалась с камчадалами.
Во время царского режима айнам запрещалось себя так называть. Одновременно с этим японцы заявляли, что территория, на которой обитают коренные жители Сахалина, является японской. Факт, что в советское время люди, которые имели айнские фамилии, без причины и следствия высылались в ГУЛАГ или другие трудовые лагеря как бездушная рабочая сила. Причина крылась в том, что власть считала эту народность японской. Из-за этого большое количество представителей этой этнической группы сменило свои фамилии на славянские.
Зимой 1953 года вышел приказ касательно того, что в печати нельзя было публиковать информацию об айнах или их местонахождении. Спустя 20 лет этот приказ отменили.
Новейшие данные
Отметим, что на сегодняшний день айны все же являются этнической подгруппой в России. Известна семья Накамура, которая является самой малой, так как она состоит только из 6 человек, которые проживают на Камчатке. В настоящее время на Сахалине проживает большая часть этой народности, но многие её представители не признают себя айнами. Возможно, из-за страха повторения ужасов советского периода. В 1979 году народность айнов была вычеркнута из этнических групп, проживающих на территории России. Фактически айны считались вымерли в России. Известно, что по переписи 2002 года ни один человек не представил себя представителем этой народности, хотя мы понимаем, что они вымерли только на бумаге.
В 2004 году небольшая, но активная часть этой этнической группы направила письмо лично президенту России с просьбой не допустить передачи Курилов Японии. Также была просьба признать японский геноцид народности. В своем письме эти люди писали, что их трагедия может сравниться только с геноцидом коренного населения Америки.
В 2010 году, когда происходила перепись коренных малочисленных народов севера Сахалина, некоторые люди проявили желание записать себя как айнов. Они отправили официальное прошение, но их просьбу отклонили в правительстве Камчатского края и записали как камчадалов. Отметим, что на данный момент этнические айны не являются организованными с точки зрения политики. Их народность не хотят признавать ни на каком уровне. На 2012 год в стране насчитывало более 200 человек этой народности, но записаны во всех официальных документах они были как курильцы или камчадалы. В том же году их лишили прав на охоту и рыбалку.
В 2010 году была признана часть айнов, которые жили в Запорожье Усть-Большерецкого района. Однако из более чем 800 человек официально признали не более 100. Эти люди, как мы говорили выше, были бывшими жителями уничтоженных советской властью деревень Явино и Голыгино. При этом надо понимать, что даже в Запорожье представителей этой народности намного больше, чем было зафиксировано. Большая часть просто предпочитает молчать о своем происхождении, дабы не вызвать на себя гнев. Отмечено, что люди в официальных документах регистрируют себя как русских или же камчадалов. Среди известных потомков айнов стоит отметить такие семьи, как Бутины, Мерлины, Лукашевские, Коневы и Сторожевы.
Федеральное признание
Отметим, что айнский язык на самом деле в России вымер еще много лет назад. Курильцы перестали использовать родной язык ещё в начале прошлого века, так как боялись гонений со стороны власти. К 1979 году всего три человека на Сахалине могли говорить на исконно айнском языке, но все они погибли уже к 1980 годам. Отметим, что Кэйдзо Накамура говорил на этом языке, и он даже перевел на него несколько важных документов НКВД. Но при этом мужчина не передал свой язык своему сыну. Последний мужчина, Такэ Асаи, который знал сахалинско-айнский язык, погиб в 1994 году в Японии.
Отметим, что на федеральном уровне эта народность так и не была признана.
В культуре
В культуре была отмечена в основном одна группа коренных жителей Сахалина, а именно – нивхи. Жизнь, быт и традиции этой народности очень подробно описываются в повести Г. Гора «Юноша с далекой горы», которая была выпущена в 1955 году. Автор сам увлекался этой темой, поэтому весь свой пыл собрал в этой повести.
Также жизнь этого народа описывал Чингиз Айтматов в своей повести под названием «Пегий пес, бегущий краем моря», которая вышла в свет в 1977 году. Также отметим, что по ней был снят художественный фильм в 1990 году.
О жизни этих людей также писал Николай Задорнов в своем романе «Далекий край», которые вышел из печати в 1949 году. Н. Задорнов называл нивхов «гиляками».
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм под названием «Племянник кукушки» режиссера Оксаны Черкасовой. Мультфильм был создан по мотивам сказок обсуждаемой народности.
В честь коренных жителей Сахалина также назвали два судна, которые входили в российский императорский флот.
Подводя итоги статьи, скажем о том, что каждый народ имеет незыблемое право на существование и признание. Никто не может запретить человеку причислять себя к той или иной народности законно. К сожалению, не всегда такие свободы человека гарантированы, что очень печально в современном демократическом обществе. Высказывания Чехова о малых коренных жителях Сахалина все же были истинны...