Касты в Индии

Индийские касты были введены еще в древности. Их существовало четыре основных: Брахманы (судьи, учителя, священники), Кшатрии (воины и короли), Вейшьи (торговцы и фермеры), Шундры (ремесленники и рабочие). Существовали и люди, не относящиеся ни к одной касте. Назывались они «неприкасаемые». Эти люди выполняли, так называемую, «грязную работу», любую, связанную с завершением жизни – уборку, рыбную ловлю, свежевание туш и прочее.

Представители наивысшей касты в Индии, Брахманы, согласно легендам, вышли из уст бога Брахмы. Для этих людей смысл жизни состоял в постижении философии, освобождении от бремени жизни, материальных ограничений, страданий. К этой касте относят жрецов, ученых, учителей, священников, проповедников. Часто Брахманы работают чиновниками. Одним из самых известных представителей этой касты в Индии был премьер-министр (первый в стране) Джавахарлал Неру.

Убить Брахмана было величайшим преступлением, наказанием за которое была также смерть (смертная казнь).

Кшатрии считались выходцами из рук Брахмы. К представителям этой касты в Индии относили дворян, управляющих, военнослужащих, махараджей, раджей, царей, самым же знаменитым был Будду Шакьямуни. Этот легендарный основатель буддизма был духовным учителем огромного количества людей.

Достаточно продолжительный период касты в Индии существовали параллельно. Их представители не пересекались, а жили каждый своей жизнью. При этом свадьбы между людьми, относящимися к разным слоям индийского общества, запрещались.

«Неприкасаемые» не обладали абсолютно никакими правами. Им запрещалось посещение храмов, школ. Им также не разрешалось набирать воду из колодцев, в которых брали ее представители каст. Взгляд или прикосновение «неприкасаемого» считался «грязным, оскверняющим человека». После этого представителю касты необходимо было совершать ритуальное омовение. В связи с этим, «неприкасаемые» в некоторых областях страны должны были работать только ночью, а днем спать. Многие из этих «грязных людей» впоследствии принимали другую веру, чтобы не подвергаться более унижениям.

Касты в современной Индии официально запрещены, устраняется постепенно и строгое разделение по профессиям и ремеслам. Вместе с этим правительство страны проводит политику направленную на вознаграждение тех, кого в течение продолжительного времени угнетали. «Неприкасаемым» выделяют места в парламенте, разных компаниях, образовательных учреждениях.

Вместе с этим, кастовое разделение фактически продолжает существовать. Так, поступающего в школу ребенка спрашивают о его религии. Если будущий ученик исповедует индуизм, то интересуются и кастой. Так выясняется, есть ли место для ребенка в школе в соответствии с принятыми нормами.

Каста важна и при поступлении в университет или колледж – чем она ниже, тем меньше нужно набрать баллов для зачисления.

Важно положение человека и при устройстве на работу. Таким образом, на предприятиях соблюдают баланс.

Помнят о кастовом разделении и при устройстве будущего детей. Каждую неделю передовые газеты страны содержат приложение с брачными объявлениями. В них колонки разделены по религиям, самая большая о представителях индуизма – на касты. Однако часто под объявлением можно встретить фразу о том, что принадлежность не важна.

Браки между представителями разных каст не всегда одобряются. Однако в отдельных случаях приветствуются. Например, когда жених относится к более высокой, нежели невеста, касте. При этом следует отметить, что дети относятся к «сословию» по отцу.

Стремление к официальному преуменьшению роли касты в структуре государства привело к тому, что при последних переписях населения страны отсутствовала строка о кастовой принадлежности. Последние же публикации разделения относятся к 1931 году.

Комментарии