Экспорт в Китай: возможности, реальность, перспективы
В настоящее время Китай является самым крупным торговым партнером Российской Федерации. Несмотря на то, что объемы импорта значительно превышают количество экспортируемой продукции, товарообмен между странами движется в обе стороны.
Причины экспорта в Китай
Подъем китайской экономики привел к значительному росту доходов и увеличению прослойки среднего класса, который местной продукции люксового сегмента предпочитает импортную. Такая ситуация делает перспективным экспорт в Китай товаров премиального класса, от элитных продуктов до автомобилей, драгоценностей и предметов роскоши.
В то же время урбанизация и стремление в города сельских жителей, а также направленная в сторону высоких технологий и цифрового сегмента китайская экономика дает массу возможностей для экспорта в Китай обычных продуктов питания. Стремительное развитие потребительского рынка и массовое производство промышленных товаров привели к наполнению основных товарных ниш, пустующие же готовы принять почти безграничное количество экспортных товаров.
Динамично развивающийся китайский рынок привлек внимание и российских предпринимателей. Однако экспорт в Китай из России имеет свои особенности. Наряду с тем что законодательство достаточно лояльно как к крупным, так и к мелким экспортерам, российская экономика не может предложить китайцам широкого ассортимента конкурентоспособных товаров.
Сырьевые товары
Лидирующие позиции среди категорий экспорта в Китай из России традиционно занимают сырьевые товары. Китайские предприниматели охотно закупают древесину и пиломатериалы, главным образом необработанную доску, но спросом пользуются и отходы деревообработки. Особую ценность представляют пиломатериалы из благородных хвойных пород.
Лом нержавеющей стали и цветных металлов тоже представляет большой интерес, и экспорт в Китай такого вида сырья давно превратился в самостоятельную отрасль бизнеса. По оценкам экспертов, до 40% всей выплавляемой в Поднебесной нержавеющей стали производится из металлолома.
Неподдающееся подсчету количество электроники, производимой в Китае, требует соответствующего количества меди, что делает этот вид экспорта беспроигрышным вариантом. Дополнительный толчок экспорту в Китай медного лома придала отмена Россией вывозных пошлин на использованные медные катоды. Подешевевший металл немедленно привлек внимание азиатских производителей.
Экспорт мусора
Серьезные объемы в китайском экспорте занимают поставки "мусора". Технологии переработки промышленных отходов дают возможность превращать вторичное сырьё в необходимые материалы. Поэтому Китай по всему миру закупает макулатуру, пластик и вышедшие из строя электронные комплектующие. Стоимость вторсырья, проданного в Китай только из США, ежегодно превышает миллиард долларов. В России, где переработка отходов еще развита слабо, экспорт в Китай подобного товара выгоден не только в экономическом смысле, но и в плане экологии.
Продукты питания
Сегодняшний Китай обладает самым большим населением на планете, благодаря чему спрос на продукты в стране постоянно растет. Китайцы с удовольствием приобщаются к кухням других народов, и спрос на мясные деликатесы, сыры, икру, мед и шоколад постоянно растет.
Потребность в повседневных и универсальных продуктах питания тоже не снижается. Экспорт в Китай гречки, сои, зерновых и муки постоянно увеличивается. Согласно заявлениям ученых из Университета Лидса, если темпы китайской урбанизации сохранятся, то через несколько лет страна будет способна потребить весь мировой экспорт зерновых.
Наряду с мукой и зерновыми, китайским рынком очень востребовано мясо, особенно говядина и курятина; растительное масло всех видов; молоко, молочные продукты и российское мороженое; конфеты и кондитерские изделия. Доходным видом бизнеса показал себя экспорт в Китай кедровых и других видов орехов.
Алкогольные напитки и вода
Вместе с изменениями кулинарных пристрастий поменялся подход жителей Китая и к алкогольным напиткам. Обеспеченные китайцы предпочитают проверенные временем зарубежные напитки, а меняющийся облик городов способствует перемене вкусов - везде открываются новые рестораны, бары и клубы, где продвигается европейская культура употребления алкоголя. Для многонациональной России, с ее вековыми алкогольными традициями, здесь открываются богатые возможности.
Некоторый недостаток и часто невысокое качество питьевой воды в городах создали обширную нишу для экспорта. Поставки бутилированной воды в Китай осуществляются из многих стран мира, и недостатка в покупателях нет.
Особенности экспортной деятельности
При экспорте в Китай НДС взимается на таких же условиях, как и при любых экспортных операциях. Ставка налогообложения равняется 0% при условии, что в налоговую инспекцию будут предоставлены все необходимые бумаги. В случае непредставления соответствующих документов в 180-дневный срок, экспортер будет вынужден заплатить НДС по обычной ставке в 18% от экспортной выручки.
Увеличить прибыль даже от самой небольшой экспортированной партии товара поможет возмещение экспортного НДС в размере 10-18% в зависимости от вида продукции, которое осуществляется по итогам камеральной проверки. В случае положительного решения и отсутствия у компании задолженностей в бюджет, налоговые вычеты будут возвращены на счет предпринимателя в 14-дневный срок.
В Китае существует обязательная сертификация напитков и продуктов питания, лекарств и товаров медицинского назначения, а также непродовольственных товаров. В случае экспорта в Китай продукции российского производства, поставщик несет полную ответственность за качество и наличие утвержденного китайским законодательством сертификата.
Также законы Китая четко регулируют деятельность иностранцев на территории страны. Для начала легального бизнеса потребуется зарегистрировать компанию со 100% иностранным капиталом и, точно указав в уставе весь список видов деятельности, строго его придерживаться. В случае экспортной деятельности, в уставе нужно указать абсолютно все виды товаров, которые будут ввозиться в Китай.