Ульяновск: речной порт, история и современные реалии

Ульяновск (ранее Симбирск) – город, расположенный в европейской части РФ, имеющий статус городского округа и расположенный на Приволжской возвышенности, на берегу Куйбышевского водохранилища, реки Волги и Свияги, ближе к слиянию русел. Датой основания населенного пункта считается 1648 год, на сегодняшний день в нем проживает около 620 тысяч человек.

Географические и климатические особенности

Территория города расположена на холмистой равнине. Высота над уровнем моря - от 80 до 160 метров. В правосторонней части населенного пункта чаще встречаются подъемы и спуски. Климат здесь умеренно континентальный, но немного суше, чем в центре страны. Среднегодовая атмосферная температура +5 градусов. В черте города расположен Ульяновский речной порт. Средняя продолжительность навигации на Волге – 195-200 суток. Порт является связующим звеном между другими видами транспорта: автомобильным и железнодорожным.

История появления

Еще в дореволюционной России город имел важное стратегическое значение, являясь центром хлебной торговли. Все погрузочно-разгрузочные работы в порту на тот момент велись вручную из-за сильной степени крутизны берега.

После окончания строительства Волжской ГЭС, который привел к углублению и расширению русла Волги, на территории порта развернулась стройка по возведению современного приёмо-отправочного речного пункта. С 1952 по 1961 года возвели дамбу и плотину высотой в 12 метров.

Уже в 60-е годы прошлого столетия начался расцвет речного порта Ульяновска, и его стали звать портом пяти морей. Расцвет предприятия пришелся на 80-е годы, объемы погрузочных и разгрузочных работ постоянно увеличивались (исчисление шло на миллионы тонн). Как большинство предприятий, в 90-е, порт стал приходить в упадок. Списывались судна, пассажиров перевозили от случая к случаю, но предприятие продолжало работать.

В начале 2000-х годов Ульяновский речной порт начал потихоньку оживать. Даже возобновились прогулки на теплоходах. В 2009 году теплоход ОМ-401 был отремонтирован, введен в эксплуатацию и бороздит водные просторы уже под новым именем – «Герой Юрий Эм». Также проводятся прогулки на теплоходе «Московский-20».

Туристические и прогулочные маршруты

Порт предлагает жителям и гостям города прогулочные рейсы по Куйбышевскому водохранилищу. За 1,5 часа можно увидеть два легендарных моста города – «Императорский (автомобильный и железнодорожный, построенный в 1916 году) и «Президентский» (возведенный в 2009 году)

Для желающих отдохнуть на «зеленой стоянке» и базе отдыха «Зеленый Яр», осуществляется регулярный туристический рейс, время в пути – 45 минут.

Теплоходы соответствуют современным понятиям комфортности, в салоне есть система кондиционирования и тепловентиляции.

На обоих теплоходах есть возможность провести праздничные мероприятия и фуршеты, включая свадьбы. «Герой Юрий Эм» вмещает на борт 108 человек, а «Московский-20» - 150 человек.

ОАО "Речпорт Ульяновск" предлагает фрахт судов на индивидуальные перевозки как в пределах Куйбышевского водохранилища, так и на более дальние рейсы. Туристическими маршрутами занимается компания «Симбирская гавань», которая ведет свою деятельность на территории порта.

Судоходная компания

Речной порт Ульяновска – это грузовые и пассажирские причалы. Территория имеет подкрановые пути и 11 портальных кранов (один из них грузоподъемностью в 100 тонн). Предприятие имеет в своей собственности складские площади в 4500 кв. м., из этих площадей 3 закрытых складских.

Порт, как и большинство предприятий страны, в 2000-е года был приватизирован. Нельзя сказать, что сразу же начался экономический подъем на предприятии, но все же некоторые улучшения есть.

Если сравнивать с 2000-ми годами, то на сегодняшний день объемы грузовых и пассажирских перевозок все же увеличились, с 8 тысяч до 15 910 тысяч тонн. А пассажиров перевозится уже в 2 раза больше, в «нулевые» это было всего лишь 15 тысяч, а сейчас 30 тысяч за навигационный сезон.

В 2000 году предприятие имело 5 буксировочных единиц, в 2016 году - уже 10. Барж тоже стало в 2 раза больше, ранее рабочих платформ было только 7, теперь 15.

Не стоит забывать, что большинство портов получают дотации из местного бюджета, к примеру, в Татарстане выделено 60 миллионов рублей, а в Самаре – 20 миллионов. Ульяновский речной порт не получил ни копейки из местного или федерального бюджета.

Современные проблемы

Не так давно руководство порта было ошарашено заявлением губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Чиновник заявил, что необходимо вернуть в муниципальную собственность Ульяновский речной порт. В Ульяновске возмущены все, включая местных жителей, ведь это большой риск, что сотни сотрудников потеряют рабочие места.

Руководство порта справедливо возмущено, ведь местные власти не помогают абсолютно ничем. Порт самостоятельно поддерживает инфраструктуру, обучает персонал в других городах. По уверению администрации, на последнюю просьбу о решении вопроса с подъездными путями, местные власти предложили осуществить их ремонт за собственный счет. Отсутствие подъездных путей лишает возможности сотрудничать с грузоотправителями, в итоге от порта можно добраться только «убитой» дорогой по улице Нагорная. И это не единственные проблемы, с которыми, хочется верить, справится порт.

Комментарии
а какая маршрутка в речь порт идёт ?