СПб: Музей паровозов на Варшавском вокзале
Всем известно, что Петербург - город музеев. Они очень разные, в том числе и под открытым небом. Есть неподалеку от Балтийского вокзала в СПб Музей паровозов. Это достаточно молодая экспозиция. Находится она на Варшавском вокзале.
Петербург - центр развития транспорта
Вторая половина XIX века в Северной столице - эпоха становления города как крупного транспортного узла, в том числе - железнодорожного. Еще в конце XVIII века от Петербурга до Царского Села начала функционировать первая железнодорожная ветка на конной тяге: поезд состоял всего из двух вагончиков и тащили его лошади.
В первой половине XIX века в Европе был изобретен механический двигатель, а нововведение быстро распространилось и дошли до Петербурга. Все предприятия постепенно стали переходить на механический двигатель - вместо мануфактур и ремесленных цехов появились фабрики и заводы. В 1815 году Чарльз Берд впервые применил паровой двигатель на водном транспорте - на Неве прошло испытание первого парохода. А уже во второй половине века паровой двигатель приспособили и для железной дороги - вагончики вместо лошадей стал таскать паровоз.
История железнодорожного транспорта и Петербург
К 1851 году была проложена первая железная дорога, которая строилась по указанию Николая I и в связи с этим получила название Николаевская. А на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) Константином Тоном был возведен Николаевский (сейчас - Московский) вокзал. Эта дорога связала Петербург с Москвой, а чуть позже, в 1860 годы, от нее была построена ветка до Поволжья, которая связала столицу с г. Рыбинском.
В те же годы завершается строительство еще нескольких железнодорожных веток - на Выборг, которая будет в начале XX века продлена до Финляндии, на Ревель (позже продлят до порта Балтийск). Это были Финляндская и Балтийская ветки, которые в Петербурге начинались от возведенных Балтийского и Финляндского вокзалов. В начале XX века достроили через Украину дорогу на Витебск, и был сооружен Витебский вокзал.
Варшавский вокзал в истории Северной столицы
Варшавский вокзал был построен также в 60-е годы XIX века, как и Балтийский. Эта железнодорожная ветка связала Петербург с Польшей. Начало строительство варшавской ветки состоялось благодаря инициативе Николая I в 1852 году. А уже через год на берегу Обводного канала выстроили старое здание вокзала. Оно ничем не отличалось от обычного доходного дома. Тогда же был открыт и первый участок дороги - до пригородной резиденции Павла I - Гатчины.
Современное вокзальное здание и служебные постройки появились здесь в конце 1850 годов. Парадный фасад вокзала был декорирован пятью окнами-арками, в центральном из которых разместили витраж. Центр фасада выделяет башенка с часами и флагштоком. По верху фасада тянулся лепной фриз, которого сейчас нет.
История основания
В годы Советского Союза Варшавский вокзал был единственным международным, но постепенно его значение стало резко снижаться - сообщение с Прибалтикой перестало быть популярным. Варшавский вокзал закрыли, а оставшиеся маршруты перевели на Балтийский вокзал.
Первоначально здание Варшавского вокзала предполагалось под снос, но его удалось отстоять и отреставрировать. В новом здании сейчас находится торгово-развлекательный центр, а под открытым небом на железнодорожных путях еще в 2011 году открылся Музей железнодорожного транспорта или, как его называют жители СПб, - Музей паровозов.
Музейная экспозиция
В новом Музее паровозов в СПб представлены 2 корпуса: старое депо и новый развлекательный центр в здании отреставрированного Варшавского вокзала. Корпуса связаны друг с другом подвесным переходом.
В экспозиции Музея паровозов и поездов СПб представлены раритетные модели не только паровозов, но и тепловозов, электровозов, вагонов, локомотивов, а также их действующие модели. Есть здесь и бронепоезда, бронеплощадки, артиллерийская установка.
Все экспонаты расположены достаточно далеко друг от друга, что дает возможность хорошего обзора. В некоторые экспонаты даже можно войти и увидеть внутреннее их устройство.
Особый интерес представляют и специальные архитектурные сооружения, среди которых водонапорные башни для обслуживания железнодорожной техники, старый Императорский сарай, где в советское время находилось вагонное депо, поворотный круг.
Благодаря удивительным инсталляциям в музее проводятся интерактивные занятия, современные выставки, детские развивающие программы, экскурсии и лекции. Комплекс Музея паровозов в СПб оказывает важное содействие образовательным учреждением с точки зрения ранней профориентации и профессионального самоопределения учащихся.
Современное состояние и перспективы музея
С 2011 года для переформирования и создания железнодорожного музея на Балтике ведутся проектные работы, однако, перемещение коллекции во вновь отведенное здание может повлечь невосполнимые потери.
Предполагается, что большинство железнодорожных путей к вокзалу разрушены, и технику придется для перемещения разбирать на части, что может повлечь ее полной утрате. Кроме того, на территории бывшего вокзала есть четыре здания, которые относятся к историко-культурному наследию Петербурга, и если три из них стоят на учете в КГИОП и их судьба контролируется, но одно культурным наследием официально не признано и может быть разрушено. Речь идет о вагонном депо России постройки второй половины XIX века.
Контактные сведения
Этот музей создан по инициативе и при поддержке организации Октябрьской железной дороги "РЖД России". Располагается в СПб Музей паровозов по адресу: Библиотечный переулок, д. 4, корп. 2.
Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника, с 11 до 16 часов. Стоимость билетов от 50 до 100 рублей. Есть и льготные категории.