Музей РЖД, Санкт-Петербург: описание, история, интересные факты и отзывы
Музейное дело не ограничивается только искусством. Сохранить наследие и историю развития промышленности, истоки больших начинаний, сделавших страну одной из самых сильных в мире, так же задача музейных залов и хранилищ. История создания, становления, развития железных дорог в нашей стране начиналась два столетия назад. Как это было, как выглядела первая техника, мосты и какие были инструменты, рассказывает музей РЖД в Санкт-Петербурге.
Первые экспозиции
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ в Санкт-Петербурге на улице Садовой является одним из старейших музеев, посвященных сохранению истории научно-технической мысли. Его созданием занимался лично император Александр I, издав об этом соответствующий Манифест. В нем сказано, что учреждается Институт Корпуса инженеров в Юсуповском дворце, где должны сохранятся важные для России и других государств машины и сооружения. Первые модели появились в 1813 году. Экспозиция располагался в шести залах, где экспонаты собирались по принципу принадлежности к той или иной сфере. Также в хранилища поступали документы о строительстве, макеты дорог, сооружений, мостов.
В 1823 году институт и музей РЖД были переведены на Московский проспект. К документации и экспозиции получили доступ все служащие на железной дороге, для широкой публики посещения были открыты с 1862 года. Коллекция постоянно пополнялась, основными источниками были организации, министерства и неравнодушные граждане.
Музей имени Николая I
К 100-летию рождения царя Николая I, много сделавшего для развития железнодорожной инфраструктуры России, было решено учредить в Петербурге музей ведомства, дав ему имя императора. Масштабность имени и количество потенциальных экспонатов требовали большого помещения. Было начато строительство нового здание на казенной земле в Юсуповском саду так, чтобы его фасад был обращен на Садовую улицу. Кроме предметов, относящихся к железнодорожному делу, в новый музей отправлялись предметы российской экспозиции водного транспорта, участвовавшие в Парижской Всемирной выставке (1901 год). Наследие этой выставки и сегодня можно увидеть в залах музея, например модели «Плезир яхты» Петра I, ледокола «Байкал», мостов и прочее.
Новый музей РЖД был открыт в 1902 году, а к 1904 году для демонстрации богатой экспозиции было пристроено двухэтажное крыло. Сюда поместили более массивные раритеты: ботик Петра I, а также катер императора Александра II, знамена железнодорожного батальона. Второе крыло было построено в 1909 году и в него перевели институтский музей, которому на тот момент исполнилось сто лет.
Советский период
Революция и Гражданская война едва не погубили весь музейный фонд, лишь усилиями энтузиастов удалось практически все сохранить. Функционировать он начал в 1924 году, экспозиция состояла из пяти залов, в которых последовательно просматривались исторические этапы развития транспорта.
К 1934 году на учете фондов музея состояло 11 843 единицы хранения. В этот период музей РЖД вводит практику организации филиалов, передвижных выставок.
Великая Отечественная война нанесла существенный урон зданию музея, все экспонаты были вывезены в Новосибирск. Восстановление залов и работа над новой экспозицией начались после снятия блокады, в 1944 году. Усилиями сотрудников первая выставка открылась летом 1948 года, ее организовали к Дню железнодорожника на площадке Центрального парка.
Статус Центрального музея был получен в 1987 году, что открыло большие возможности для сбора информации и пополнения фондов. На современном этапе музей РЖД хранит более 60-ти тысяч предметов, куда входят документы, литографии, чертежи, макеты, модели и около пятидесяти настоящих локомотивов.
Действующая экспозиция
Музей РЖД (СПБ) приглашает ознакомиться с экспозициями расположенными в девяти залах:
- Зал №1: «Зарождение железных дорог в России». Стенды рассказывают о первых железных дорогах с стране и мире. Воочию можно увидеть макеты первых рельс, оценить тяжесть прокладки первых путей. Тут же демонстрируется модель первого паровоза.
- Зал №2: «Мостостроение». На стендах этого зала можно вполне насладиться разнообразием человеческого гения в области мостостроения для РЖД. Музей предлагает к обзору макеты висячих, однопутных, железобетонных, балочных и множества других конструкций мостов.
- Зал №3: «Подвижной состав». В экспозиции зала собраны фотографии, модели первых паровозов и вагонов. Представлены подлинные аппараты, обеспечивавшие связь на РЖД. Музей хранит документацию, относящуюся к этому периоду, с которой можно ознакомиться в витринах.
- Зал №4: «Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Центр этого зала занят диорамой, демонстрирующей работы по восстановлению разрушенной станции. Также представлены макеты бронепоездов действовавших в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.
- Зал №5: «Строительные и дорожные машины». В зале экспонируются исторические и современные модели техники предназначенной для строительства дорог.
- Зал№6. «Макет механизированной сортировочной горки». Макет ценен своим происхождением и историй. Музей РЖД хранит его с 1935 года, прототипом была станция Красный Лиман (Донецкой ж.д.). Тут же находится действующая модель маневрового локомотива.
- Зал№7: «Локомотивостроение». Одна из захватывающих экспозиций. В зале размещены локомотивы в натуральную величину. есть возможность проследить путь машины от чертежа до действующей машины. Кроме этого, экспонируется большая коллекция исторических фотографий.
- Зал№8: «Вагоностроение». Здесь представлена эволюция вагона, от самого примитивного до специализированных экземпляров, предназначенных для перевозки нефти, спирта, живой рыбы и т.п. Последние разработки российских инженеров для скоростного передвижения, также находятся в зале.
- Зал №9: «Организация движения поездов». Музей РЖД представляет диспетчерскую технику от самых первых станций до сложных компьютерных комплексов современности. Здесь смонтирован масштабный макет (43 метра в длину), позволяющий понять специфику диспетчерской службы включающий четыре станции, действующие электропоезда.
Фондовая площадка
На станции «Лебяжье» Октябрьской железной дороги, музей РЖД организовал выставочную площадку, которая понравится и взрослым и детям. Здесь собрано 50 экспонатов, представляющих настоящие локомотивы. Некоторые из них уникальны и относятся к разным годам производства, есть паровозы 1913 года, тепловозы 1944 года и другие. Часть локомотивов хранится на выставочной площадке Рижского вокзала (МСК ж.д.) и на площадке Варшавского вокзала (Окт. ж.д.).
Отзывы
Отзывы посетителей музея РЖД в Петербурге в большей части восторженные, особенно если экскурсию совершали папы с детьми. Взрослые отмечают большое количество настоящих паровозов, локомотивов, действующих моделей. Положительные оценки достались экскурсоводам, содержательно рассказывавшим о каждом экспонате в залах музея. Посетители отметили, что копилка знаний была существенно пополнена.
Отрицательные отзывы касаются малого количества экспонатов, которые можно увидеть изнутри. Мамы с детьми младшего школьного и дошкольного возраста сетуют на то, что забраться на крупные объекты затруднительно.
Но общее впечатление у всех положительное, практически все советуют не проходить мимо, а зайти и все увидеть самостоятельно, в ближайшее свободное время. Музей РЖД, адрес: улица Садовая, строение № 50 (ст. метро «Спасская», «Садовая», «Сенная площадь»). Стоимость билетов в будни 300 руб., в выходные – 400 руб. Для детей, студентов и пенсионеров действуют скидки.