Акты применения права: понятие и виды

Результаты правоприменительной деятельности закрепляются в особых официальных формах – актах применения права. Они отражают решения уполномоченных структур по конкретным юридическим делам. Рассмотрим далее особенности и примеры актов применения права.

Отличительные черты

Существует ряд признаков актов применения права, по которым они отличаются от иных официальных форм.

  • Во-первых, они представляют собой решения по конкретным делам, утвержденные компетентным органом, уполномоченным на реализацию функций в определенной сфере общественных отношений.
  • Во-вторых, в акте применения права содержится государственно-властное веление. Оно обязательно для исполнения всеми субъектами, которым адресовано. Соблюдение его положений обеспечивается властью государства.
  • В-третьих, актом применения права является документ, имеющий определенную форму, закрепленную в законодательстве. Несоблюдение ее может повлечь отмену или изменение документа. Наиболее распространенными формами актов считаются приказы, постановления, распоряжения и пр.
  • В-четвертых, содержание документа направлено на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений. В акте применения права персонифицируются юридические обязанности и субъективные права определенных лиц, действующих в определенной ситуации. Такой документ регламентирует не разновидность общественных правоотношений, а конкретное взаимодействие в определенной сфере.

Определение

Принимая во внимание приведенные выше признаки, можно сформулировать понятие акта применения права.

Им следует считать официальное решение, принятое компетентной структурой по определенному юридическому вопросу, содержащее властное веление, которое выражается в определенной форме и направлено на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений.

Отличие от нормативно-правовых документов

Акт применения права обладает индивидуальным характером, регламентирует определенные правоотношения, адресуется к конкретным субъектам. Такой документ действует в строго определенных случаях. Нормативно-правовой акт, в свою очередь, обладает общим характером. Он регламентирует вид правоотношений и адресуется многим субъектам. Его действие распространяется на определенную сферу до того момента, пока он не будет отменен.

Нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы. Правоприменительный акт не обладает такими свойствами. С его помощью осуществляется претворение в жизнь, реализация общих предписаний нормативного акта. Его следует считать средством их перевода в сферу определенных публичных отношений применительно к конкретным субъектам.

Требования к актам

Правоприменительные документы должны:

  • Строго соответствовать положениям нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми они приняты.
  • Издаваться в рамках компетенции уполномоченного органа или конкретного служащего.
  • Содержать всестороннюю характеристику определенного юридического дела.
  • Иметь необходимые реквизиты, придающие официальный характер. В их числе, в частности, наименование документа, место, время принятия, название органа, в котором акт издан. Неотъемлемым элементом является печать структуры и подпись уполномоченного лица.

Нюансы

Акты применения не выступают в качестве правовых источников. В них отсутствуют общие правила поведения. Они только отражают правовые нормы, применяемые к конкретным правоотношениям или субъектам.

Такие документы принимаются почти во всех государственных органах в разных сферах публичной жизни. Этим обусловлено их разнообразие.

Субъектный состав

По этому критерию можно выделить несколько видов актов применения норм права. Документы могут принимать:

  • Госорганы и общественные организации.
  • Президент.
  • Федеральные органы управления.
  • Региональные структуры госвласти.
  • Судебные инстанции.
  • Органы прокуратуры.
  • Контрольно-надзорные структуры.
  • Коллегиальные и единоличные органы.

Предмет регулирования

Этот критерий позволяет разделить акты применения права на виды в зависимости от конкретной юридической отрасли. К примеру, они могут приниматься в уголовно- или конституционно-правовой сфере. Кроме того, достаточно распространены акты применения в административном праве. В их числе, в частности, многочисленные постановления, распоряжения исполнительных органов власти. Существуют также акты применения процессуального и материального права.

Форма деятельности

По этому критерию акты разделяются на:

  • Исполнительные. Они связаны с реализацией диспозиций норм, имеющих дозволяющее содержание. Такие документы обеспечивают максимально эффективное регулирование различных проявлений правомерного поведения.
  • Правоохранительные. Такие акты связаны с применением санкций в случае нарушения предписаний, а также осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.

Функциональный признак

Он определяет позицию акта в структуре механизма нормативного регулирования. По этому критерию выделяют:

  • Регламентирующие акты. Они определяют круг субъектов определенного правоотношения, указывают объем их обязанностей и прав, устанавливают момент возникновения правоотношений, условия их развития и прекращения.
  • Правообеспечительные акты. Они выступают в качестве гарантии реализации правоотношений на основе полномочий компетентных структур. Такие акты обеспечивают достижение целей нормативного регулирования.

Внешнее выражение

По этому критерию различают акты документы и действия.

Первые представляют собой решения компетентных органов, оформленных надлежащим образом в письменном виде. Такие акты используются в случаях, когда нужна строгая конкретика при фиксации. К примеру, в документах отражаются фактические обстоятельства дела при расследовании, вид меры принуждения и пр.

Акты-документы различаются по структуре. Это связано с положением того или иного уполномоченного органа и значением рассматриваемого вопроса, юридической силой решения, особенностями процедуры принятия.

Акты-действия бывают словесными и конклюдентными. К числу первых, к примеру, можно отнести устное распоряжение начальника госоргана, отданное подчиненным. Конклюдентными считаются такие действия, которые наглядно и явно выражают решение, принятое субъектом права. К примеру, это может быть жест сотрудника ГИБДД, регулирующего движение на дороге.

Акты-действия, как и письменные правоприменительные документы, наделяются властной силой. Реализация их положений влечет определенные юридические последствия. В случае отказа от исполнения к субъекту могут применяться уголовные, административные, дисциплинарные и иные принудительные меры, закрепленные в законодательстве.

Структура документа

Акт может включать 4 составных части: вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную. Такая структура характера, например, для судебных решений.

В акте может присутствовать только 3 части – вводная, описательная и резолютивная. Такую структуру имеют административные и следственные протоколы.

В акте может быть 2 части – вводная и резолютивная. Такие документы представляют собой разрешения на совершение конкретных действий.

Документы могут содержать только резолютивную часть.

Характеристика структурных элементов

В вводной части содержится наименование акта – приговор, постановление, решение, приказ и пр. В этой же части указывается дата и место принятия, название структуры, вынесшей акт, или сведения о служащем, его принявшем, а также указание на правовую коллизию, которую разрешает документ.

В описательной части присутствует характеристика фактов, относящихся к коллизии.

В мотивировочной части приводится краткий анализ доказательств, подтверждающих описанные факты, их правовую квалификацию. В этом же разделе разъясняется смысл правовой нормы, которую использовал правоприменитель.

В резолютивной части отражается решение. Оно обязательно для участников дела.

Правовое значение актов

В зависимости от своей роли в юридической системе, акты разделяются на основные и вспомогательные.

К числу первых относят завершенные решения по определенному юридическому делу. К примеру, это может быть решение или приговор судебной инстанции.

Вспомогательными являются акты, содержащие предписания, подготавливающие утверждение основных актов. Они могут быть процедурно-процессуальными, контрольно-надзорными и пр.

Время действия

По этому критерию акты можно разделить на:

  1. Длящиеся.
  2. Однократного применения.

К последним можно отнести постановления о вменении штрафа. В число длящихся актов входят решения о регистрации брака, назначении пенсии и пр.

Заключение

Правовые нормы создаются для того, чтобы субъекты своим поведением их реализовывали. Без претворения в жизнь предписания теряют свое значение.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда правоотношение ввиду его сложности и важности может и должно создаваться исключительно по решению уполномоченного органа власти либо государству необходимо его проконтролировать. Так, расторжение брака, награждение почетным знаком, назначение на должность допускается только при наличии соответствующего решения.

Без правоприменительных актов нельзя обеспечить защиту норм от нарушений, нельзя наказать нарушителей, ликвидировать негативные последствия несоблюдения предписаний.

Правоприменение направлено на удовлетворение потребностей всего общества. Поскольку интересы социума постоянно изменяются в связи с изменчивостью условий жизни, то и правоприменители должны учитывать разные факторы для обеспечения эффективного регулирования правоотношений в разных сферах.

Комментарии