Постиндустриальное общество: главное - креатив

Мы видим на примере США, что лучше всех в современном мире живут вовсе не те, кто больше всех производит товаров. Конечно, время от времени такая «странная» ситуация меняется в худшую сторону из-за кризиса, но в целом не производство материального продукта в современном обществе обеспечивает стране отличный уровень жизни. Разруха, как говорил Булгаков, в головах. А живут в постиндустриальном обществе лучше те, кто больше получает и продуцирует полезной информации.

Мы употребили термин, но что в точности он значит? Западные источники формулируют его так. Постиндустриальное общество – это такое устройство общества, при котором главными факторами преуспевания становятся информация, услуги и высокие технологии, а производство собственно товаров становится не столь значимым. Далеко не все современные экономики можно отнести к обсуждаемой категории, но тенденция к распространению таких идей есть, и довольно влиятельная.

Почему возникновение такой ситуации стало возможным? Ключевой фактор – не услуги, как пишут в русскоязычных учебниках, а технологии. Изобретение эффективных методов производства позволило сделать товары необычно дешевыми. В результате основные потребности человека удовлетворяются за небольшую цену. И большое количество средств остается для духовного развития, поиска интересной информации, личностного роста. Пока основные потребности не удовлетворены, человеку не до поиска необычной информации. А если человек сыт и защищен, то в дело вступают другие нужды - в уважении и самореализации. Эта сфера очень уязвима, а потому требует большого количества работы как со стороны человека, так и со стороны производителя услуг и технологий. Словом, фантасты боялись, что человеку будет нечего делать, когда машины многое возьмут на себя. Что ж, оказалось, что работы в нашем мире предостаточно.

Чем еще характеризуется постиндустриальное общество? Признаки включают в себя переход экономики от производства товаров к производству услуг, знание становится формой капитала, генерирование идей становится движущим фактором экономики, снижение значимости физического труда при повышении значимости труда людей очень образованных, повышение значимости наук о поведении и информации, в результате чего изменяется структура приоритетных исследований.

Главное, что отличает постиндустриальное общество, - своеобразный культ креативности, то есть этика труда сменяется этикой творчества, человека деятельного, который способен создавать информацию и предметы искусства. Это – единственное исключение из общего правила, гласящего, что нематериальное важнее.

На самом деле, постиндустриальное общество возможно потому, что существует глобализация, и работу отдают сотрудникам, которым можно платить меньше, чем своим. Например, выгодно перенести производство в Китай. Кстати, антиглобалисты борются не только и не столько за своеобразие отдельных культур, а за то, чтобы не самые умные представители развитых наций могли получить работу без необходимости долго учиться. А сейчас существует тенденция простые операции доверять тем же китайцам, или корейцам. А учиться западные люди с низким интеллектом не хотят. Вот и протестуют против глобализации. Это лишь одна из точек зрения, но она довольно логична.

Важным для общества нового типа становится уже не количество, а качество продукта. И еще разнообразие. Вообще потребности безграничны.Человеку всегда нужны «новинки», а современные производители стараются не отставать от запросов. Как видим, в странах бывшего Союза тоже есть признаки постиндустриального общества. Возможно, это и к лучшему, ведь в таком обществе все важнее становится человеческий капитал. А это значит, что к потребностям каждого человека станут относиться более уважительно.

Комментарии