Признаки общества
Что есть общество? Вопрос простой, но вот ответить на него непросто, потому как понятие это довольно широкое и употребляется как в социологи, так и в психологии, политологии, политической экономии, истории, юриспруденции. И каждая из перечисленных наук подходит к этому определению со своей стороны и, соответственно, дает свою трактовку. Попробуем выделить признаки общества из обширного калейдоскопа теорий и определений. Итак...
Первые признаки общества — общая территория. Это некое физическое пространство, где есть связи и их развитие (как между общностями социальными, так и между индивидами). Географическое местоположение наряду с климатическими условиями существенно влияет и на традиции, и на уровень жизни, и на ценностные ориентации. Важно понимать: территория являлась признаком общества не всегда. Наши прародители, жившие много веков назад в пещерах, часто меняли место, в котором обитали (территорию проживания). Но общество существовало уже тогда, поскольку уже тогда прослеживалась некая общность и договоренность в действиях: вместе грелись у костра, вместе охотились. Здесь уже вполне можно говорить о некой совокупности взаимодействующих и взаимосвязанных действий, а точнее — о начале развития социальной культуры. И это тоже признаки общества.
Конечно, сегодня эта социальная структура выглядит иначе: взаимодействуют социальные общности, социальные институты, налажены отношения. Есть разделения на социальные группы со схожими признаками и схожими интересами: класс средний, бедные, высший класс (или студенты, пенсионеры, врачи, рабочие). И каждое социальное общество занимает особое, индивидуальное место, выполняя присущие именно ему функции. К примеру, функции класса рабочего лежат в производстве некой продукции, политическая элита занята политическим управлением общества, студенты приобретают знания, врачи помогают больным. И все они взаимосвязаны. А регулируют эти отношения социальные институты семьи, образования, собственности, государства, производства, культуры, религии.
Каждому такому социальному институту отведена роль регулирования отношений меж индивидами и социальными обществами в сфере своей жизнедеятельности.
Институт семьи, например, регулирует отношения семейно-брачные, институт государства — отношения политические. А взаимодействие всех этих институтов определяет многофункциональную и уже единую сферу. Поддерживается разделение труда, осуществляется социализация индивида, обеспечивается преемственность ценностей с нормами культуры.
Социальные отношения однозначно зависят от положений, занимаемых социальными общностями, от их функциональной значимости. В обществе тоталитарном, например, институт государства доминирует, навязывая свою волю. Господствующую элиту беспокоят собственные интересы и, соответственно, попираются интересы всех остальных общностей. В социальных же отношениях преобладает относительная устойчивость (стабильность). В них отражается социальное положение взаимодействующих общностей (расстановка классовых сил), и меняется оно с изменением положений (социальных статусов).
Следующие признаки общества — автономность с самодостаточностью.
Автономность подразумевает возможность самоуправления. Как правило, общество обладает собственной историей, системой управления, территорией и способно самостоятельно создавать социальные связи, интегрируя входящие социальные общности. Здесь нужна самодостаточность — возможность саморегуляции без дополнительных вмешательств извне: обеспечение преемственности собственной культуры, воспроизводство численности населения, удовлетворение потребностей (и духовных, и материальных) всех членов, входящих в это общество.
Автономность с самодостаточностью — понятия далеко не абстрактные. Кроме того, это, пожалуй, основные признаки общества. Отсутствие возможности самоуправления обязательно потребует вмешательств извне.
Социокультурное единство, или общность культуры — тоже признаки общества. Однако здесь все же требуются уточнения. Сложные социальные системы с разными этническими, конфессиональными и прочими общностями (США, Россия) общность культуры как таковую несколько искажают. Здесь правильнее будет понимать общность как процесс охватывающий, объединяющий, интегрирующий. Основные признаки наличия социокультурного единства лежат в общности языка, социальных институтах, единстве моральных ценностей (мы — россияне), единстве образцов поведения.
В социокультурном единстве кроется огромная интегрирующая сила, дающая способность к социализации новых поколений.