Общий кошелек страны - это консолидированный бюджет

Все чаще в последнее время с экранов телевизоров звучат слова про консолидацию общества, консолидированное мнение и т.п. Еще одно иностранное слово, ненавязчиво (а может, наоборот – весьма агрессивно) вошедшее в наш лексикон. Значение слова "консолидация" наиболее корректно можно рассматривать в вопросах, касающихся различных понятий из экономической среды. Самый наглядный пример, наверное, – это консолидированный бюджет.

Общее представление о бюджетной системе

Бюджетный кодекс за каждым уровнем власти (федеральным, региональным, местным) закрепил свой «денежный кошелек» - бюджет. В эти «кошельки» поступают конкретные виды доходов. Тратиться они могут на сугубо специфические расходы, которые у каждого уровня власти свои, установленные законами. «Кошельки» так и называются – федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Каждый из них самостоятелен и почти независим. «Почти» – потому что поступающих денежных средств далеко не всегда достаточно на исполнение закрепленных полномочий. В таких ситуациях обычно оказывается финансовая помощь из одного бюджета другому.

Бюджетные расходы

Расходы закреплены тоже достаточно интересным образом: какие-то виды расходов, например, затраты на благоустройство или национальную оборону – типичны исключительно для одного уровня власти. А какие-то (например, образование, здравоохранение) финансируются и из федерального, и из регионального, и из местного бюджетов. Поэтому крайне некорректно говорить о том, что если расходы одного федерального бюджета на здравоохранение составляют 3%, то на медицину у нас выделяется всего лишь 3% от бюджета. Этим, кстати, грешат многие журналисты, вытаскивая из контекста какой-то удобный кусочек. Объективный показатель в этом случае – это консолидированный бюджет здравоохранения в целом. И он будет составлять далеко не 3%.

Консолидированные бюджеты: примеры

Из самого значения слова «консолидировать» следует понимание, что необходимо объединять, складывать цифры. Объединять показатели бюджетов начинают обычно по вертикали и снизу. Чтобы было понятнее, это можно рассмотреть на следующем примере:

  • В самом низу вертикали власти находятся органы местного самоуправления. По административно-территориальному делению в состав муниципальных районов входят сельские и городские поселения. Для выполнения своих полномочий у каждого поселения есть свои финансовые ресурсы, объединенные в бюджет поселения, а для выполнения полномочий района у администраций района в качестве источника средств выступает районный (тут внимание: именно "районный", а не "района") бюджет. Чтобы получить представление об общем бюджете административно-территориальной единицы – муниципального района в целом, т.е. бюджет территории, нужно суммировать все бюджеты поселений и районный. Что получили? Это консолидированный бюджет района в целом.
  • У региональных властей (администраций краев, республик, областей) есть свои задачи. Для их выполнения формируется региональный бюджет (краевой, республиканский, областной). А чтобы понять, какой бюджет имеет территория в целом, надо суммировать бюджеты всех муниципалитетов региона с региональным. То, что получится в итоге – это консолидированный бюджет региона.
  • Самый верхний уровень власти – федеральный. Он использует для выполнения своих полномочий уже средства федерального бюджета. А если его сложить вместе с консолидированными бюджетами всех регионов, то получится консолидированный бюджет Российской Федерации, то есть всей нашей страны. Вот из него-то уже и можно брать показатели, характеризующие расходование средств в том или ином направлении. Они будут объективны и достаточно наглядны.

Заключение

Чтобы делать правильные выводы, надо использовать исключительно достоверную информацию. Очень хочется верить, что население нашей необъятной страны, когда речь зайдет об ущемлении тех или иных отраслей, будет доверять только тем данным, источником которых будут выступать показатели консолидированного бюджета страны.

Комментарии