Ст. 23 КоАП РФ с комментариями. Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

С начала 2015 года в силу вступил новый Кодекс, в котором освещены нововведения относительно административных правонарушений России с доработками и изменениями. Кодекс представлен в более развернутом содержании и имеет новые классификации в отношении степени правонарушения. Также изменения коснулись должностных лиц, способных вести административные дела. Здесь рассмотрены лишь некоторые государственные органы, в чьих компетенциях административные правонарушения согласно ст. 23 КоАП РФ.

Содержание статьи

В соответствии со ст. 23 КоАп РФ урегулированы должностные обязанности и область уполномоченности в рассмотрении дел о правонарушениях административного характера.

Изменены условия рассмотрения и ведения процессов для мировых, арбитражных судей. Увеличена область компетенции для сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, регулируется деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного контроля и ее подразделений, таможни, ОВД и других служб, отвечающих за социально-экономические сферы Российской Федерации.

Судьи

Действия и область компетенции судей отражена в КоАП РФ (ст. 23.1). Речь идет о тех правонарушения административного характера, рассматривать которые в праве судьи различных категорий, в том числе мировые, арбитражные и судьи военных судов. Судьи общих судов рассматривают административные дела, граждан, организаций, возникающие из административных отношений. Перечень статей, соответствующих определенной категории судей указан в утвержденном Кодексе. Согласно статье, правонарушитель, имеющий воинскую обязанность и проходящий службу в определенной воинской части понесет ответственность в военном гарнизонном суде, который территориально относится к данной военной дислокации.

Арбитражные судьи привлекаются для решения споров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за ними также закреплены статьи правонарушений, отраженные в данной статье. Все остальные правонарушения могут рассматривать мировые судьи, если они не попадают под статьи, определенные в компетенции других категорий судей.

Несовершеннолетние и КоАП

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав регулирует часть 2 данной статьи. В их компетенции рассмотрение всех административных дел с участием несовершеннолетних. Согласно комментариям к статье, нарушения по статьям 5.35, 5.34 и ряда статей КоАП РФ также рассматриваются данной комиссией в дополнение к Постановлению Правительства РФ о работе их органа.

К тому же, нарушения статьи 11 ч. 18 о безбилетном проезде, также может попадать в область компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, если должностные лица воздушного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта зафиксируют правонарушение с участием несовершеннолетнего.

ОВД

Работу органов внутренних дел (полиции) регулирует статья 23 часть 3. Полиция выполняет основные функции на территории государства: производство дел, контроль за исполнением наказания в области административного правонарушения и контроль за соблюдением законов Российской Федерации. С помощью этих функций полиция выполняет главную задачу - защищает честь и права граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Ст. 23. 3 КоАП РФ содержит разграничения юрисдикции отдельных должностных лиц ОВД, т. е. нарушения по части эксплуатации, строительных работ железнодорожных переездов и дорожного полотна должны рассматривать в рамках административного дела и выносить решения только начальники, госинспекторы дорожного надзора. Вынесение решения другими должностными лицами в данных вопросах будут недействительны.

Начальники дежурных смен линейных подразделений полиции вправе применять в качестве санкций при нарушении административного характера предупреждения и штрафы до двух тысяч рублей. При этом должна учитываться степень ответственности, которая будет соответствовать этим санкциям, являющимися самыми легкими.

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы

Учреждения уголовно-исполнительной системы допускаются к применению мер в области административной ответственности, хотя и это достаточно ограниченные прецеденты для привлечения к ответственности. Такими прецедентами являются оказание сопротивления гражданам, имеющим постановление суда, нарушение дисциплины в местах лишения свободы и при конвоировании. При рассмотрении дел определены должностные лица, имеющие право на эту процедуру. Таковыми являются начальники исправительных учреждений, колоний и домов ареста и изоляторов. Участие иных лиц уголовно-исполнительной системы является нарушением данного закона по ст. 23 КоАП РФ с комментариями.

Налоговые органы

Отдельные должностные единицы налоговых органов также вправе вести процедуру об административных правонарушениях. К ним относятся руководители и их заместители органов на федеральном уровне по налогам и сборам, регионального, областного и городского значений.

В основным таковыми видами правонарушений являются нарушения в ведении отчетности, регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей, неверное ведение финансовой отчетности и предоставляемой информации в налоговые учреждения.

Бюджетная и финансовая сфера

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает административные дела по статье 15 пунктам 14, 15 и 16. По аналогии с налоговыми органами определены должностные лица по территориальному масштабу, способные разбирать дела об административных нарушениях. Это руководители и их заместители данного исполнительного органа. Решения другими должностными лицами незаконны, но правовой ответственности за собой не влекут.

Таможенные органы

Таможенные органы делятся на федеральную таможенную службу (ФТС), таможенные региональные управления, таможни и таможенные посты. Все вместе составляет единую федеральную сеть. Регулируются действия таможенных органов ст. 23.8 КоАП РФ. Служба подотчетна Правительству РФ. Назначение руководителя Федеральной таможенной службы осуществляется также Правительством РФ. Начальников и руководителей региональных управлений назначает руководитель ФТС. Относительно компетенции в рассмотрении административных дел, высшее должностные единицы вправе участвовать в вынесении решений, кроме статьи 16.1 (о сокрытии товаров от органов таможни).

С учетом степени опасности и возможного причинения вреда здоровью по этой статье рассмотрение и постановление решения осуществляется судьей. Применять санкции в отношении правонарушителей и составлять протоколы с конфискацией могут все высшие руководящие должностные единицы в соответствии с территориальным распространением полномочий, вплоть до начальников таможенных постов, если правонарушение совершено физическими лицами. Приказ ФТС России от 01.03.2012 номер 368 предлагает список должностных лиц таможенных органов, которые могут составлять протоколы и осуществлять задержание с конфискацией.

Органы экспортного контроля

Ст. 23 КоАП РФ вводит должностные обязанности в области административных правонарушений. В настоящее время контроль за экспортом осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Правонарушения по статьям 14.20, 19.4.4, 19.5.2 уполномочены брать под контроль руководители, заместители федерального, регионального масштаба и местного значения. Эти положения отражены в КоАП РФ (ст. 23) . ФСТЭК подконтрольны Министерству обороны, и ее деятельность контролируется Президентом РФ. Директор службы назначает тех лиц, которым можно составлять протоколы, если правонарушение предусматривает конфискацию, то такое дело передается в арбитражный суд. Должностным единицам, наделенным полномочиями по составлению протоколов разрешается проводить осмотр вещей на территории юридического лица или ИП, транспортных средств, документов, производить арест имущества и изъятие.

Пограничные органы

Кодекс об административных правонарушениях регулирует действия пограничных органов ст. 23.10. На пограничные органы возложены задачи по охране и контролю за использованием водных биоресурсов, лицензированию деятельности, связанной с использованием природной среды, а также соблюдением международных договоров.

К должностным лицам, осуществляющим рассмотрение административных дел согласно статье, относятся руководитель и его заместители федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, подразделений в сфере пограничной охраны; начальники и инспекторы по охране морских биологических объектов, начальники пограничных комендатур и пограничных кораблей, капитаны катеров, а также другие руководящие звенья. Им разрешается осуществлять рассмотрения правонарушения по статьям о браконьерстве, незаконном рыболовстве, нелицензированном использовании объектов животного мира и морских биологических объектов, истреблении редких видов животных и растений, ненадлежащей охране заповедных территорий и территорий миграционных потоков животных. Должностные единицы пограничных органов вправе только предупреждать или штрафовать за нарушение. Наказания, предусматривающие конфискацию орудий правонарушения или выдворение за пределы государства иностранных граждан, выносятся только по решению судьи.

Военные комиссариаты

Военные комиссариаты были созданы по решению Министерства обороны на всех территориальных субъектах. Военные комиссары, начальники отделов военкоматов и их отделений могут рассматривать административные нарушения прав. Это предусмотрено ст. 23 КоАП РФ. В обязанности военных комиссариатов входит первичный воинский учет, мероприятия по осуществлению воинского призыва, контроль за обеспечением военным транспортом и мобилизационных сил. При нарушениях в данных областях компетенции должностные лица комиссариата составляют протокол и далее предают его высшему должностному лицу для рассмотрения административного правонарушения.

Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Ведение дел по правонарушениям осуществляется главными санитарными врачами и их заместителями по РФ, субъектам РФ, городам и районам. Такими же полномочиями наделены санитарные врачи в области исполнительной власти деятельности национальной гвардии РФ, мобилизации, особо опасных производств и других. Они рассматривают дела в сфере нарушений санитарно-эпидемиологических норм, нарушения прав потребителей.

КоАП и экология

Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, призваны осуществлять контроль за экологическим состоянием особо охраняемых зон РФ, следить за производством и воспроизводством животных объектов, заниматься геологическим изучением и рациональностью использования природных недр, осуществлять контроль на морских объектах. Росприроднадзор также контролирует органы власти в отношении использования последними полномочий по водным отношениям. Выделяют две службы: федеральную службу в сфере природопользования и Федеральную службу по эколого- технологическому и атомному надзору.

Нарушения административного характера требует четкой юрисдикции, однако это по-прежнему позволяет разбирать дела об административных нарушениях уполномоченными лицами обеих службам. К уполномоченным лицам относятся: главный инспектор по охране окружающей среды РФ, главные и старшие инспектора по отдельным направлениям охраны, а также заместители перечисленных должностных лиц.

Госинспекция по маломерным судам

Органы государственной инспекции по маломерным судам подведомственны МЧС. Структура призвана контролировать выпуск, эксплуатацию маломерных судов, соблюдение нормативов выброса загрязняющих веществ, уровня шума; порядок регистрации маломерного судна и его использования. Выявленные в этой области правонарушения вправе рассмотреть уполномоченные лица такие, как главные госинспектора по маломерным судам федерального и регионального значения и их заместители. Перечисленные руководители могут составлять протоколы, однако в отдельных пунктах, указанной в ст. 23 КоАП РФ, вынесение административного наказания осуществляется без протоколов.

Комментарии