Каннелюры - это особенность древней архитектуры

Для каждой отдельной эпохи, для каждой страны, которой была присуща своя уникальная культура, характерны те или иные архитектурные особенности. Но бывает, что задумка некого древнего творца, предназначенная исключительно для его родного региона, приобрела мировой масштаб. Именно в такую категорию попали небезызвестные каннелюры. Это явление впервые было обнаружено в постройках эпохи Древнего Египта. Какова же была его дальнейшая судьба?

Описание

Итак, каннелюры - это вертикальные желобки, которые опоясывают периметр колонны или полуокружность пилястры. За счет них данные архитектурные сооружения становятся рельефными и уникальными. Досконально неизвестно, как и зачем древние мастера производили на свет подобные творения. Руководствуясь логикой, можно предположить, что каннелюры производили некие визуальные эффекты. Мелкие желобки, тесно сгруппированные на колонне, делали ее более массивной, высокой и объемной. Это могло придать зданию величие и могущество. И наоборот, здание с колоннами, на которых каннелюры были слишком массивными, а их количество едва превышало десяток, выглядело более хрупко и казалось меньшим в размерах, чем на самом деле.

История возникновения

Как уже было отмечено выше, современным историкам неизвестен автор данной архитектурной особенности. Также тайной остается причина изобретения каннелюры. Это, однако, не помешало археологам установить приблизительную дату и место рождения данного явления. Речь идет о Египте в период конца III - начала II тысячелетия до н. э. Именно в этой развитой стране архитекторы впервые начали украшать колонны каннелюрами, количество которых было строго либо 8, либо 16. Древнеегипетское здание с колоннами имело еще одну важную особенность. Желобки брали свое начало у основания ствола, а заканчивались у самого верхнего края. Дело в том, что в других культурах и в более поздние периоды положение каннелюр несколько меняется, о чем будет сказано ниже.

Античный период

Ближе к первому тысячелетию до н. э. вертикальные желобки на стволе колонны стали достоянием античных архитекторов. В Древней Греции и в Римской империи каннелюры также были сплошными, то есть шли от основания до верхушки колонны. Но их ширина и частота значительно переменились. Античные творцы сделали желобки более узкими, за счет чего им удалось увеличить их количество на одной пилястре или колонне. За счет этого все здания, созданные по их эскизам, смотрятся невероятно величественно, они кажутся огромными и необъятными. На самом же деле успех на 50 процентов кроется в визуальном эффекте. Из античности эта архитектурная особенность перебирается в европейскую классику, и об этом читайте ниже.

Возрождение былых традиций

Узнав о том, что же такое каннелюры в архитектуре, каждый прочитавший готов поклясться, что видел таковые в своем городе. Действительно, некоторые здания, возведенные относительно недавно, а именно в начале ХХ столетия, могут похвастаться наличием вертикальных желобков. Как же так? Для начала сделаем небольшое отступление. В средневековый период, как известно, люди напрочь отреклись от всех античных ценностей. Длительное время про все творения той эпохи никто не вспоминал, и продлилось это забвение аж до конца XIX столетия.

Стиль модерн, который стал тогда весьма популярным во всех отраслях искусства, решил возродить традиции засыпанного песками прошлого. Вместе с ними вспомнили и про каннелюры. Это архитектурное творение стало снова широко применяться как европейскими, так и российскими мастерами. Именно поэтому мы часто видим не такие уж и старинные здания, колонны которых украшены желобками, в Европе и на своей родине.

Отто Вагнер

Один из лидеров среди архитекторов направления модерн по имени Отто Вагнер подарил совершенно новую жизнь каннелюрам. Во-первых, он сделал их менее глубокими и менее широкими. Такое нововведение дало возможность применять их не только для украшения колонн, но и для обновления стен. В каннелюрах Вагнера есть еще одна примечательная особенность: они берут свое начало у самого верха стены или пилястры, но никогда не доходят до низа. Вместо этого они обрываются и объединяются в треугольник, направленный вниз.

Стоит отметить, что такое нововведение Вагнера приглянулось петербургским архитекторам, творящим во времена процветания стиля модерн.

Комментарии
А я вот думал - каннелюры делали прочность колонн. Ствол на изгиб прочнее, чем пруток.