Определение, виды, функции и сущность предпринимательства

Сущность предпринимательства заключается в том, что это ключевая составляющая современной экономической системы. Ежегодно появляются тысячи новых организаций, которые производят материальные блага, оказывают услуги населению и обеспечивают наполнение государственного бюджета за счет налоговых поступлений.

Сущность предпринимательства

Предпринимательство - это самостоятельная или коллективная деятельность граждан, которая осуществляется на свой риск и под полную ответственность. Главная цель - это получение максимальной прибыли. Бизнес (как еще принято называть предпринимательство) подразумевает производство товаров или оказание услуг. Описать предпринимательскую деятельность можно такими признаками:

  • Предприниматель свободно и независимо определяет сферу деятельности и способы реализации собственного дела.
  • Начало дела связано с риском и неопределенностью результата.
  • Независимость в вопросах принятия управленческих решений.
  • Упор на инновации и творческую деятельность.

При рассмотрении сущности предпринимательства субъектам также нужно уделить внимание. Заниматься данной деятельностью могут как отдельные лица, так и группы (с возможностью применения наемного труда). Это могут быть резиденты и нерезиденты государства (а также лица без гражданства), не ограниченные законодательством в праве заниматься бизнесом.

Предпринимательство как система

Чтобы разобраться, в чем состоит сущность предпринимательства, стоит рассмотреть его как систему. Она включает в себя такие составляющие:

  • Объекты - изготовленная продукция или оказанные услуги. То есть, это все то, что является результатом деятельности предприятия, что удовлетворяет потребности потребителя.
  • Субъекты - физические или юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также потребители и государственные регулирующие органы.
  • Внешняя среда - микросреда, поддающаяся воздействию со стороны предпринимателя (поставщики, потребители, конкуренты и так далее) и независимая макросреда (природа, демография, законодательство и так далее).
  • Внутренняя среда - миссия, организационная система, направление деятельности, персонал и так далее.

Принципы

Сущность и роль предпринимательства определяются исходя из принципов ведения бизнеса. А именно:

  • свободный выбор направления, отрасли и формы деятельности;
  • добровольное привлечение к деятельности других лиц;
  • самостоятельность в формировании программы деятельности, не противоречащей законодательству;
  • свободный найм работников с соблюдением трудового законодательства;
  • использование на благо предприятие всех ресурсов, не запрещенных законодательством;
  • свободное распоряжение прибылью, которая остается после уплаты налогов и сборов;
  • свободное и самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности.

Условия развития предпринимательства

Рассматривая сущность предпринимательства, важно определить условия, при которых оно будет функционировать и развиваться. Вот на какие существенные моменты стоит обратить внимание:

  • разнообразие форм собственности и хозяйствования;
  • экономическая, политическая и социальная стабильность;
  • свобода производства и потребления;
  • равновесное положение всех участников рынка;
  • открытость ранка;
  • защита частной собственности и прав предпринимателей со стороны государства;
  • соблюдение законодательных норм в обществе;
  • щадящая система налогообложения;
  • доступность и выгодные условия кредитования;
  • государственная поддержка предпринимательства;
  • возможность страхования коммерческих рисков;
  • перспектива выхода на внешние рынки.

Сущность и функции предпринимательства

В экономике и обществе предпринимательство выполняет ряд важных функций:

  • Общеэкономическая. Предприниматель производит товары и оказывает услуги для населения. Как результат, экономический субъект получает прибыль, часть которой идет на уплату налогов.
  • Ресурсная. Эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов, а также производство новых.
  • Новаторская. В процессе предпринимательской деятельности проводятся исследования и конструкторские разработки.
  • Творческая. Подразумевает оригинальный подход к принятию управленческих решений.
  • Социальная. Предприниматель обеспечивает общество товарами и услугами, а также рабочими местами. Кроме того, данная функция проявляется в том, что каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью.

Предпринимательские функции

Изучение сущности предпринимательства подразумевает понимание роли его основного субъекта - предпринимателя. С целью эффективного ведения бизнеса и получения максимальной прибыли предприниматель должен выполнять такие функции:

  • Принимать эффективные новаторские решения в типичных и нестандартных ситуациях.
  • Генерировать идеи и воплощать их в жизнь.
  • Рисковать и брать на себя ответственность за результат.
  • Определять потребности потенциальных покупателей.
  • Оценивать уровень платежеспособности потребителей.
  • Искать лучшие рынки и определять оптимальные способы сбыта.
  • Определять потребность в сырье и материальных средствах и находить оптимальные источники.
  • Реализация оптимальной технологии производства товаров (оказания услуг).
  • Минимизация издержек.
  • Определение оптимальной организационной структуры предприятия.

Классификация предпринимательской деятельности

Помимо сущности и функций предпринимательства, виды его также требуют подробного изучения. Классификация выглядит следующим образом:

  • По субъектам: деятельность физических лиц; деятельность юридических лиц.
  • По сфере деятельности: производственное (выработка конкретных товаров или оказание услуг); коммерческое (проведение сделок купли-продажи материальных и нематериальных ценностей); финансовое (операции по купле-продаже валюты и ценных бумаг); консультативное (оказание деловых услуг).
  • По формам собственности: частное (ведут работу и распоряжаются имуществом отдельные лица или группы лиц); государственное (имущество принадлежит государству); муниципальное (имущество принадлежит городам, поселкам и так далее); другие виды (объединения, фонды, религиозные организации и так далее).
  • По масштабам: малое; среднее; крупное.
  • По основной цели: коммерческое (с целью получения прибыли); некоммерческое (не имеет цели получения прибыли).

Малое предпринимательство: характеристика

Сущность малого предпринимательства можно описать рядом ограничений. Во-первых, это менее 100 наемных работников. Во-вторых, годовой оборот не должен превышать 800 млн рублей. Это наиболее распространенная форма ведения бизнеса в мире. В ведущих странах мира на малые предприятия приходится 2/3 вновь создаваемых рабочих мест. При этом они производят около 40% ВВП и являются "пионерами" в области инновационных технологий. В таблице описаны преимущества и недостатки малых предприятий.

Преимущества Недостатки

- быстрая адаптация к изменяющимся условиям хозяйствования;

- независимость действий;

- гибкость в принятии и исполнении управленческих решений;

- сравнительно невысокие издержки на ведение предпринимательской деятельности;

- широкие возможности для реализации идей и демонстрации способностей;

- сравнительно небольшие стартовые капиталовложения;

- гибкость при внедрении нововведений;

- высокая оборачиваемость капитала;

- высокая мотивация частного предпринимателя.

- неустойчивое положение на рынке;

- зависимость от деятельности крупных предприятий;

- недостаточная компетентность руководителей;

- чувствительность к изменениям внешней экономической среды;

- трудности в кредитовании и финансировании;

- неуверенность партнеров при заключении договоров.

Нормативно-правовая база

Сущность предпринимательства в экономике такова, что это одна из ее основополагающих категорий. Поэтому вопросы бизнеса регулируются и контролируются на государственном уровне. Вот какие нормативно-правовые акты оказывают влияние на предпринимательскую деятельность:

  • Конституция - определяет основы предпринимательства, как составляющей части рыночной экономики.
  • Гражданский кодекс - содержит основополагающие сведения об условиях и формах ведения предпринимательской деятельности.
  • Трудовой кодекс - регулирует взаимоотношения между предпринимателем и наемными работниками.
  • Налоговый кодекс - устанавливает принципы и порядки уплаты налогов и сборов.
  • Федеральные законы - регулируют вопросы работы с ценными бумагами, функционирования банков, а также особенности лицензирования определенных видов деятельности.

Этапы создания нового предприятия

Чтобы начать собственное дело, будущий бизнесмен должен разбираться в понятии и сущности предпринимательства. Создание нового предприятия - это сложный многоэтапный процесс, который включает в себя такие пункты:

  1. Формирование идеи относительно создания бизнеса в какой-то определенной сфере деятельности.
  2. Постановка целей работы будущего предприятия (тактических и стратегических).
  3. Принятие обоснованного решения об открытии предприятия.
  4. Подбор надежных профессиональных соучредителей.
  5. Определение источников финансирования предпринимательской деятельности.
  6. Составление учредительных документов.
  7. Проведение организационных мероприятий, связанных с открытием нового предприятия.
  8. Составление подробного бизнес-плана.
  9. Регистрация предприятия в государственных органах.
  10. Постановка предприятия на налоговый учет.
  11. Регистрация в фондах.
  12. Открытие расчетных счетов в банковских организациях.
  13. Заключение соглашений на поставку сырья или других ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности.
  14. Исследование рынка с целью определения стратегии сбыта продукции.
  15. Заключение договоров на поставку продукции (оказание услуг).
  16. Учет доходов и расходов.

Культура предпринимательства

Существенную роль играет не только экономическая сущность предпринимательства, но также и культура ведения бизнеса. Она включает в себя такие элементы:

  • законность функционирования предприятия, проведения операций и сделок;
  • строгое и неукоснительное соблюдение обязанностей, прописанных в законодательстве, а также договорах;
  • честное и справедливое отношение к конкурентам, партнерам и потребителям;
  • соблюдение профессиональной этики, принятой в сфере деятельности;
  • соблюдение обычаев и моральных норм, принятых в обществе;
  • поддержание необходимого уровня знаний и постоянное повышение квалификации;
  • мотивация наемных работников к повышению профессионализма;
  • выработка собственного управленческого стиля;
  • внедрение новых форм производства и организации труда, соответствующих времени и ситуации на рынке;
  • соответствие материального вознаграждения партнеров и сотрудников их вкладу в работу предприятия;
  • осознание ценности человека и личности;
  • создание безопасных и комфортных условий труда.

Комментарии