РРЦ - что это такое в торговле?

Современные рыночные отношения требуют введения различных инструментов в торговле. Одним из них является рекомендуемая розничная цена. Так что такое РРЦ в торговле и как ею пользуются на практике в рамках регулирования механизмов рынка?

Понятие

РРЦ – что это такое? Это понятие представляет собой цену, которую производитель считает оптимальной для реализации своей продукции в розничной сети. Она выбирается для каждого из товаров в индивидуальном порядке.

Особенность РРЦ производителя состоит в том, что она носит лишь рекомендательный характер. Но если заключается определенное соглашение, то реализация любого товара ниже указанной стоимости невозможна. Так, ранее на каждой книге можно было обнаружить ее стоимость. Это и была указанная производителем розничная рекомендуемая цена. А реализаторы книг не имели права устанавливать более низкую цену.

Именно в силу этой особенности РРЦ часто также называют ценой от производителя.

РРЦ как инструмент

Разбираясь в данном вопросе, важно обратить внимание, что это только рекомендованная сумма, которая должна устанавливаться на этапе продажи той или иной продукции ее конечному потребителю. Это особенно удобно в ГБУ РРЦ. Здесь ценообразование может контролироваться государством.

Благодаря наличию РРЦ у производителя появляется реальный инструмент для обеспечения нормальной величины маржи, а также желаемого оборота для каждого, кто входит в цепочку от производителя до розничного реализатора.

Цены выше или ниже

Конечно, многие, кто стоит на этапе розничной продажи товаров, хотели бы дополнительно завысить рекомендованные цифры. Но это может быть очень опасным шагом – такое решение может быть принято исключительно при хорошем знании рынка и его тенденций в совокупности с оценкой величины гибкости спроса на товары конкретной категории. В противном случае высока вероятность резкого снижения спроса на продукцию, отчего пострадают все участники торговой цепи, от производителя до самого розничного продавца.

Возможна и обратная ситуация, когда некий продавец в рамках рынка ставит конечную цену ниже действующей РРЦ. Конечно, это позволит ему значительно повысить оборот реализации продукции и даже потеснит в данной нише прочих участников рынка. Но положительная сторона подобных действий видна только на начальном этапе. В дальнейшем такие действия спровоцируют только так называемое обрушение рынка.

Другими словами, конечная цена всегда должна соотноситься с РРЦ приобретаемых вами товаров – это один из основных законов современного рынка. При ее снижении или повышении относительно рекомендованных значений последствия будут неблагоприятными. Если в одном случае такие действия чреваты снижением спроса, то в другом итоговая валовая прибыль окажется на порядок ниже, чем при продажах с учетом РРЦ.

Особенности

При расшифровке РРЦ важно обратить внимание на тот факт, что эта рекомендация от производителя реальной юридической силы не имеет. На практике любая жесткая фиксация такой цены со стороны производителя недопустима. Это прописано в действующем законодательстве, которое поясняет понятие РРЦ, что это такое и как данный показатель формируется.

Розничные реализаторы в рамках современного рынка преимущественно придерживаются рекомендованных цен сами. Еще многие из них тщательно оценивают соблюдение аналогичной ценовой политики у своих непосредственных конкурентов.

Нередко производитель может прекратить сотрудничество с теми реализаторами, которые существенно, на постоянной основе занимаются занижением рекомендованных цен.

Корректировка

Важно заметить, что РРЦ - это такой показатель, который нуждается в регулярной корректировке. Объясняется это тем, что сам рынок не статичен. Он динамично изменяется, поэтому производителям и продавцам приходится подстраиваться под изменения его условий.

При необходимости некоторых изменений значения РРЦ начинается переговорный процесс между производителем и продавцом. Более того, в некоторых сферах функция оценки РРЦ возлагается на отдельных сотрудников, которые также специализируются на их своевременной и правильной корректировке.

Главное, выбрать такие розничные цены, которые обеспечат довольно высокий показатель оборачиваемости продукции.

Чтобы добиться корректировки реальной розничной цены, многие производители также проводят специальные мероприятия. Так, для оценки РРЦ Москвы и прочих городов сначала оценивается ее величина. Если итоговая стоимость оказывается чрезмерно высокой, сотрудники компании-производителя предлагают соответствующую аргументацию для ее снижения. Конечно, она будет полностью ориентирована на потребности клиента.

Регулирование розничной цены

От величины розничных цен на любую продукцию непосредственно зависит ее оборот. Она не должна быть слишком маленькой, чтобы все участники рынка получили свою прибыль. Но и завышение ее опасно. Поэтому многие крупные производители создают специальные отделы, которые занимаются вопросами изменения розничных цен у реализаторов. Их задача состоит в обосновании сокращения торговой наценки. Обычно упор делается на то, что у конкурентов аналогичный продукт стоит несколько дешевле (в пределах рекомендуемой производителем цены).

Для случаев, когда розничная торговля продолжает устанавливать завышенные цены, не идет на контакт с производителем, компания часто изменяет условия сотрудничества с ней. Когда по этой причине отмечается реальное сокращение объемов продаж и покупатели начинают обращать большее внимание на конкурентов, методы воздействия могут быть различными. В одних случаях прекращается обслуживание прямых поставок, сокращаются выезды торговых представителей на определенные точки продаж. В других даже доходит до изъятия предоставленного ранее в пользование фирменного оборудования.

РРЦ на отдельные продукты

Еще один важный момент сводится к тому, что РРЦ – это такой инструмент, которым могут пользоваться не только производители и продавцы товаров, но и государство. То есть на определенные товары величина рекомендованных розничных цен устанавливается посредством государственного регулирования. Это и называют многие ФГБУ РРЦ (регулирование цен для федеративно-государственных учреждений).

Но в таких случаях понятие РРЦ замещается на максимальную и минимальную цену для розницы. И их строгое соблюдение является обязательным. Это правило касается специфической продукции типа табака, алкоголя и пр.

Необходимость внедрения

Как уже отмечалось выше, суть самого понятия РРЦ сводится к тому, что каждый из партнеров производителя продукции, который занимается ее реализацией, обязан устанавливать итоговые цены в строго оговоренных рамках. Они не должны быть ниже, но и чрезмерное их завышение недопустимо – такой ход нанесет вред всем участникам рынка.

Посредством РРЦ появляется возможность контроля, оценки уровня цен с учетом реальных особенностей продаж. Рекомендуемые значения определяют, исходя из того, что как производитель, так и все его партнеры должны быть успешны, то есть реализация должна иметь значительные объемы.

Другими словами, если каждый из партнеров будет ориентироваться на рекомендуемые цены, то и они, и производитель могут рассчитывать на получение стабильной прибыли, причем на ее величину всевозможные колебания рынка будут оказывать минимальное влияние.

Реализация

Механизм практического использования РРЦ имеет следующие особенности:

  1. РРЦ не относится к категории юридических норм и запретов, а носит лишь рекомендательный характер. То есть производитель не может заставить изменить конечную цену продавца. Но он может, по своему усмотрению, прекратить с ним сотрудничество как с партнером, если не будет найдено компромиссного решения.
  2. Функция первоначальной установки, коррекции и контроля возлагается на производителя продукции, который владеет некой торговой маркой.
  3. Даже при выполнении перепродажи продукции в условиях оптового рынка основным ориентиром должна выступать РРЦ.
  4. В идеале каждый партнер должен опираться на величину рекомендуемой цены, вне зависимости от действующих условий сотрудничества и объема продаж.
  5. Изменение рекомендуемой производителем цены возможно как в большую, так и в меньшую сторону. Делается это посредством переговоров, с учетом интересов всех участников торговой цепи.

РРЦ как стратегия ценообразования

На современном рынке применяется множество стратегий ценообразования для продукции. Одна из них предполагает ориентирование на величину рекомендованной розничной цены.

Именно ее рекомендует производитель для ритейлеров, на этапе продажи потребителям. Этот механизм обеспечивает определенную стандартизацию и регулирование рыночных цен, с учетом региональных особенностей.

Это непростой процесс: унификация существенно осложняется уникальностью продукции. Но в среднем итоговые значения для цен на основную продукцию массового потребления схожие.

Преимущество стратегии ценообразования, основанной на РРЦ, состоит в ее простоте и удобстве – задумываться о величине итоговой цены в этом случае совершенно не нужно.

Наряду с достоинством, такой вариант имеет и недостатки – если слепо устанавливать рекомендуемую розничную цену на товар, это существенно сократит преимущества в рамках конкурентной борьбы в условиях рынка.

Выводы

Из вышесказанного можно сделать выводы:

  1. Необходимость следования РРЦ не определяется условиями сотрудничества или объемом закупок со стороны партнера.
  2. В идеале все отклонения от РРЦ должны согласовываться с производителем продукции для установки оптимальных цен на товар для потребителя.
  3. Характер рекомендованной цены исключительно рекомендательный. Но любой производитель может по своему усмотрению прекратить сотрудничество с партнерами, которые регулярно нарушают рекомендованные значения без согласования с ним.
  4. Функция контроля, динамичного изменения РРЦ лежит на специальных подразделениях обладателя торговой марки.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязательного соблюдения установленных РРЦ. Но за этим следят сами производители продукции, так как это в их интересах. Поэтому основная масса реализаторов стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, поэтому придерживается данных рекомендаций либо обсуждает оптимальный уровень цен в индивидуальном порядке.

Комментарии