Предложение с метафорой. Как ее там отыскать?

Русский язык - настоящий живой организм. Он растет и развивается, теряет старые слова и приобретает новые. Этот процесс неизбежен, пока живы его носители, то есть мы с вами. А мы, особенно в устной речи, не особенные грамотеи по части верного употребления слов и их сочетаний. А уж как любят наши дети придумывать новые словечки! Да и мы не прочь.

Вот слово "фишка", уже успешно ушедшее в народ. Да, фишка - это особенность чего-то, ключевой момент. Понятно. А многие еще помнят, что фишкой определялось положение игрока в настольных играх, т. е. у каждого была своя фишка. Так что слово это - вполне себе метафора. Иногда спросят: в чем же тут фишка? Имея в виду: а в чем главный секрет? Или: а где тут собака зарыта? Итак, определимся:

Что такое метафора?

Метафора (а слово это в переводе с греческого означает "переносное значение") - слово или сочетание слов, употребленное не в прямом, а в переносном значении. А перенос осуществляется, когда признаки одного предмета или явления перемещаются на другой. Здесь подойдет как сходство, так и различие явлений.

Термин "метафора" ввел древнегреческий мыслитель Аристотель в связи со своей концепцией "искусства как подражания жизни".

В предложении метафора чаще всего бывает выражена существительным, иногда глаголом или другими частями речи.

Метафора и сравнение

Не следует путать метафору с прямым сравнением. Второе часто использует союзы "как", "словно", будто" для привязки сравниваемых частей. Вот примеры предложений со сравнениями. Из пушкинского стихотворения о буре: "То, как зверь, она завоет, // то заплачет, как дитя..." Или: "Я - словно царь страны, где дождь извечный льет..." (Ш. Бодлер). "Словно царь", "как зверь", "как дитя" - сравнительные обороты. Обратите внимание, что сравнительный оборот в предложении, как правило, обособлен запятыми.

В метафоре же все эти "будто" и "как" просто отсутствуют. Ее можно назвать скрытым сравнением. По этой причине в предложениях с метафорой иногда (но не всегда!) можно, преобразовав существительное-образ, убрать "как" и вот вам - метафора: волосы, как шелк - шелковые волосы; загар, словно шоколад - шоколадный загар.

Метафора и фразеологизм. Их различие

Теперь расскажем о том, как в предложениях из художественных произведений различать фразелогизмы и метафоры.

Фразеологизм рассматривают как неизменную, неразбавляемую другими словами фразу, характерную для данного языка. Замените одно слово в таком речевом обороте - и смысл изменится или вовсе сотрется. А метафора связана со своим прототипом определенным смыслом, а значит, перенос признака можно варьировать, усиливая, ослабляя или изменяя вообще.

Как можно сказать иначе "конь не валялся"? Только полностью заменив выражение: "ничего еще не сделано". А скажете, например, "коза не валялась" или "корова не ложилась" - и никто вас не поймет. Это фразеологические обороты.

А вот в приводимой уже метафоре "шелковые волосы" замените "шелковые" на "атласные" - и смысл будет отличаться ровно настолько, насколько отличим шелк от атласа.

Хотя в предложениях из художественных произведений метафоры и фразеологизмы частенько путают. Вот пример: "Работу Паша найдет, руки у него золотые" (М. Горький, "Мать"). "Золотые руки" - это первое или второе? Скажете "умелые, искусные руки" - понятно, одно слово заменили, общий смысл не ушел. Значит, метафора? Но устойчивое выражение "золотые руки" есть и активно употребляемо в языке.

Метафора как вид тропа

А здесь мы поговорим о предложениях с метафорами из художественных произведений, в которых она употребляется как художественный прием.

Троп - это иносказание, один из приемов художественных выразительных возможностей языка. Разновидностью тропа является метафора. Но это у ученых привычка все усложнять, скажем вам по секрету. Ведь многие из тропов метафоричны по своей сути: олицетворение (белые крылья метели), метонимия (весь дом пришлось эвакуировать), эпитет (куда летишь ты, гордая птица?), аллегория (государство - это я).

Разновидности метафоры

Но и у метафоры тоже есть свои разновидности.

Метафора лексическая (скрытая, стертая) - в этих предложениях и метафоры уже не разглядишь, настолько за частым употреблением прямое значение слова потерялось, ушло от нас: снег идет, время бежит, слезы катятся, ручка двери, ножка стула.

Метафора простая - перенос признака с одного предмета или явления на другой: пожар (костер) зари, пули градом, банк лопнул, свет улыбки, взлет курса валюты, лавина писем, море счастья.

А вот под реализованной метафорой понимают специальное обращение внимания слушателя на прямое значение слов. Часто такой перенос приобретает комический оттенок. Приведем примеры предложений с такого рода метафорами из художественных произведений:

  • "Да на вас же лица нет, только брюки, рубашка и ботинки".
  • "Экзамен отменили, потому что распродали все билеты".
  • "Все флаги в гости будут к нам".
  • "Я вышел из себя и никак не могу вернуться обратно".

И наконец, развернутая метафора как прием может осуществляться на большом фрагменте предложения или всего предложения целиком. Настоящие мастера художественного слова строили на развернутой метафоре целые произведения. Так, например, в знаменитых есенинских стихотворениях "Клен ты мой опавший" и "Отговорила роща золотая" центральные образы - лишившиеся последней листвы деревце и рощу - можно рассматривать и как метафору уходящей жизни. А основная метафора стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай" - это фантастическая поездка на трамвае по петербургским ночным улицам.

Наиболее метафорична по содержанию, конечно же, поэзия. Откройте любой поэтический сборник, чтобы убедиться в этом.

Еще метафоры!

А вот и еще предложения, в которых есть метафоры, из произведений великих авторов:

  • "Льдом обута // улица скользила" (В. Маяковский).
  • "Чешется лес, соскребает листья" (И. Ратушинская).
  • "Вот бреду я вдоль большой дороги // В тихом свете гаснущего дня…" (Ф. Тютчев).

А вот предложение с самим словом "метафора": "Произведения этого композитора рассыпаются на сотни музыкальных метафор, которые заставляют слушателя и радоваться, и страдать..." (Из рецензии).

Комментарии