Ретро-открытки СССР с Новым годом
Открытки СССР, с Новым годом поздравляющие страну, – это особый пласт изобразительной культуры нашей страны. Ретро-открытки, нарисованные в СССР, - это не только предмет коллекционирования, арт-объект. Для многих это память о детстве, которая хранится с нами многие годы. Разглядывать советские новогодние открытки – особое удовольствие, настолько они красивые, милые, создающие настроение праздника и детского счастья.
Первые советские открытки
В 1935 году, после Октябрьской революции, вновь начал отмечать Новый год Советский Союз. И небольшие типографии стали печатать поздравительные карточки, возрождая традиции дореволюционной России. Однако если раньше на открытках часто были образы Рождества и религиозные символы, то в новой стране все это попало под запрет, попали под него и открытки СССР. С Новым годом не поздравляли, разрешалось поздравлять товарищей только с первым годом Октябрьской революции, что не очень-то вдохновляло людей, а такие открытки не пользовались спросом. Усыпить внимание цензоров можно было только детскими сюжетами, да еще и пропагандистскими открытками с надписями: «Долой буржуазную елку». Однако и таких открыток печатали очень мало, поэтому карточки, выпущенные до 1939 года, представляют большую ценность для коллекционеров.
Примерно с 1940 года издательство «Изогиз» начинает печатать тиражи новогодних открыток с изображением Кремля и курантов, заснеженных елок, гирлянд.
Новогодние открытки военного времени
Военное время, естественно, накладывает отпечаток и на открытки СССР. С Новым годом поздравляли при помощи ободряющих посланий, вроде «Новогодний привет с фронта», Дед Мороз изображался с автоматом и метлой, выметающей фашистов, а Снегурочка перевязывала раны бойцов. Но главная миссия их была в том, чтобы поддержать дух народа и показать – победа близко, а военных ждут дома.
Издательство «Искусство» в 1941 году выпускает серию специальных открыток, которые предназначались для отправки на фронт. Для ускорения печати их рисовали двумя цветами – черным и красным, много было сюжетов с портретами героев войны.
В собраниях коллекционеров и в домашних архивах нередко можно встретить импортные открытки 1945 года. Советские военные, добравшиеся до Берлина, отправляли и привозили с собой красивые заграничные рождественские открытки.
Послевоенные 50-60-е гг.
После войны в стране не было денег, народ не мог купить новогодние подарки и побаловать детей. Люди радовались самым простым вещам, поэтому недорогая, но трогательная открытка стала очень востребована. Кроме того, открытку можно было отправить на почте близким в любой уголок огромной страны. В сюжетах используются символы победы над фашизмом, а также портреты Сталина, как отца народа. Много изображений дедушек с внуками, детей с мамами – все потому, что в большинстве семей отцы не вернулись с фронта. Главная тема – мир во всем мире и победа.
В 1953 году налажено массовое производство открыток в СССР. С Новым годом поздравить друзей и близких открыткой считалось обязательным. Карточек продавалось очень много, из них даже делали поделки – шкатулки и шары. Яркий плотный картон идеально подходил для этого, а других материалов для творчества и поделок было сложно достать. «Гознак» печатал открытки с рисунками выдающихся русских художников. На этот период приходится расцвет жанра миниатюры. Расширяются сюжетные линии – художникам есть, что нарисовать, даже несмотря на цензуру. Помимо традиционных курантов, рисуют самолеты и поезда, высокие дома, изображают сказочных героев, зимние пейзажи, утренники в детских садах, детей с кульками конфет, родителей, несущих домой елку.
В 1956 году на советские экраны выходит фильм «Карнавальная ночь» с Л. Гурченко. Сюжеты из фильма, изображение актрисы становятся символом нового года, их часто печатают на открытках.
Шестидесятые открываются с полета Гагарина в космос и, конечно, этот сюжет не мог не появится на новогодних открытках. На них изображают космонавтов в скафандре с подарками в руках, космические ракеты и луноходы с новогодними елками.
В этот период вообще расширяется тематика поздравительных карточек, они становятся более яркими и интересными. Изображают не только сказочных персонажей и детей, но и быт советских людей, например, богатый и обильный новогодний стол с шампанским, мандаринами, красной икрой и непременным салатом "Оливье".
Открытки В.И. Зарубина
Рассказывая о советской новогодней открытке, нельзя не упомянуть имя выдающегося художника и мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Практически все те милые, трогательные рисованные открытки, созданные в СССР в 60-70-х гг. созданы его рукой.
Основной темой открыток были сказочные персонажи – веселые и добрые животные, Дед Мороз и Снегурочка, румяные счастливые дети. Почти на всех открытках такой сюжет: Дед Мороз дарит подарки мальчику на лыжах; заяц тянется с ножницами, чтобы срезать новогодний подарок с елки; Дед мороз и мальчик играют в хоккей; животные наряжают елку. Сегодня предмет коллекционирования эти старые открытки с Новым годом. СССР выпускало их большими тиражами, поэтому их много в коллекциях филокартии (это коллекционирование открыток).
Открытки других известных советских художников миниатюрного жанра
Но не только Зарубин был выдающимся советским художником, создающим открытки. Помимо него, множество имен осталось в истории изобразительного искусства и миниатюры.
Например, Иван Яковлевич Дергилев, названный классиком современной открытки и основоположником постановочной. Им созданы сотни изображений, напечатанных миллионными тиражами. Среди новогодних можно выделить открытку 1987 года, изображающую балалайку и елочные игрушки. Эта карточка была выпущена рекордно большим тиражом в 55 миллионов копий.
Евгений Николаевич Гундобин, советский художник, классик открыточной миниатюры. Его стиль напоминает советские фильмы 50-х, добрые, трогательные и немного наивные. На его новогодних открытках нет взрослых, только дети – на лыжах, наряжающие елку, получающие подарки, а также дети на фоне процветающей советской промышленности, летящие в космос на ракете. Помимо изображений детей, Гундобин рисовал красочные панорамы предновогодней Москвы, знаковые архитектурные приметы - Кремль, здание МГИМО, статую Рабочего и Колхозницы с новогодними пожеланиями.
Еще один художник, работавший в стиле, близком Зарубину, – Владимир Иванович Четвериков. Его открытки были популярны в СССР и вошли буквально в каждый дом. Он изображал мультяшных животных и забавные сюжеты. Например, Дед Мороз в окружении зверей играет на балалайке для кобры; два Деда Мороза, пожимающих друг другу руки при встрече.
Открытки 70-80-х
В 70-х в стране культ спорта, поэтому на многих карточках изображены люди, встречающие праздник на лыжне или на катке, спортивные открытки с Новым годом. СССР в 80-ом принимает Олимпиаду, которая дала новый толчок к развитию сюжетов открытки. Олимпийцы, огонь, кольца – все эти символы вплетаются в новогодние мотивы.
В 80-е также становится популярным жанр фото открытки с Новым годом. СССР уже очень скоро перестанет существовать, а приход новой жизни чувствуется и в творчестве художников. Фото вытесняет рисованную открытку. Обычно они изображают елочные ветки, шары и гирлянды, бокалы шампанского. Появляются на открытках изображения традиционных промыслов – гжели, палеха, хохломы, а также новые технологии печати – тиснение фольгой, объемные рисунки.
В конце советского периода нашей истории люди узнают про китайский календарь, а на открытках появляются изображения животного символа года. Так, например, открытки с новым годом из СССР в Год Собаки встречали с изображением этого животного – фотографическим и рисованным.