Что такое ПРО в армии и геополитике
Войной, в которой впервые авиация противника стала представлять серьезную опасность, является, безусловно, Первая мировая. Тогда же появились и первые средства борьбы с летательными аппаратами. С развитием ракетных технологий военным пришлось обзавестись щитом еще и от ракет противника. Что такое ПРО России сегодня, как она возникла и развивалась, какие задачи решает?
Угроза с небес
Еще до Первой мировой войны в войсках некоторых стран использовали летательные аппараты для разведывательных целей. С борта воздушного шара осматривались позиции противника, а также велась корректировка артиллеристского огня. Потихоньку завоевывали воздушное пространство и аппараты тяжелее воздуха – аэропланы. Так, например, у России на вооружении состояли около 60 сверхтяжелых боевых аэропланов (сейчас бы их назвали стратегическими бомбардировщиками) «Илья Муромец». Грузоподъемность такой машины, к слову сказать, была в районе одной тонны. Именно столько бомб и пик можно было обрушить с борта этого гиганта на головы вражеских солдат.
Бедой первых боевых самолетов была чрезвычайно низкая эффективность бомбометания. Для того чтобы более или менее точно отбомбиться, аэропланам приходилось снижаться до высоты в пару сотен метров. На такой высоте они становились легкой мишенью для винтовок или пулеметов, установленных для удобства стрельбы по воздушным целям на вращающуюся платформу. Так зарождалась противовоздушная оборона − ПВО. России, как и другим странам, пришлось включиться в эту гонку.
Первые в истории вызовы на реактивной тяге
Если не считать реактивные залповые системы, первым, кто начал использовать ракеты для обстрела обширных территорий на больших расстояниях, был, безусловно, Третий рейх. С первыми их крылатыми ракетами (беспилотный начиненный взрывчаткой самолет с реактивным двигателем), терроризировавшими Лондон, ФАУ-1 с успехом научились бороться английские летчики.
Действия первой в истории противоракетной обороны напоминали обычный воздушный бой – ФАУ-1 расстреливались в воздухе или сбивались с курса касанием крыла истребителя, а то и струей от пропеллера (взрыв тонны взрывчатки рядом с самолетом не сулили ни машине, ни летчику ничего хорошего).
Но затем, после многих неудач, Третий рейх получил в свое распоряжение баллистическую ракету ФАУ-2. Это оружие работало по-другому. Слово «баллистическая» означает, что аппарат движется по баллистической траектории, как обычный снаряд, выпущенный из пушки. Только не бывает пушек, стреляющих на расстояние в несколько сот километров.
Баллистический снаряд взлетал на высоту порядка 200 километров и оттуда почти вертикально на громадной скорости устремлялся на густонаселенные районы Англии. К сожалению, перехват баллистических ракет был тогда не по силам никакой авиации.
Зарождение ПРО
Уроки Второй мировой войны показали, что единственным средством борьбы с ракетой может быть только другая ракета, причем маневренная и обладающая большей, по сравнению с целью, скоростью. Так начала зарождаться ПРО (расшифровка – противоракетная оборона).
Практически одновременно с началом эры атомного оружия в конце сороковых годов прошлого века в США и СССР начались поиски решения, как защититься от ракет противника.
Однако на вооружение первые противоракеты стали только в 60-е. Слишком много предстояло решить технических вопросов. Ведь что такое ПРО? Это и мобильность комплексов, и скорость противоракет, и совершенство систем наведения реактивных снарядов. На решение этих проблем ушло около 20 лет.
Баллистические цели
Бороться с баллистическими ракетами сложно в первую очередь из-за их огромной скорости (до нескольких километров в секунду) и высоты, на которой происходит полет. Противоракетная оборона СССР смогла решить такую задачу в марте 1961 года. Впервые в мире противоракета перехватила и сбила баллистическую цель в стратосфере.
Затем, после Карибского кризиса, чуть не послужившего началом войны между сверхдержавами, противоборствующие стороны договорились не развивать системы ПРО. Смысл договора был в том, что ни одна из сторон не начнет ядерную войну, из-за неминуемого сокрушительного ответного удара.
Договора по ПРО, в результате одностороннего выхода из него США, больше не существует. Но и теперь, при современном развитии технологий, сбить межконтинентальную баллистическую ракету – сложнейшая задача. Тем более что сами ракеты совсем другие, они оснащены разделяющимися боеголовками с индивидуальным наведением, умеют хитро маневрировать, выбрасывать ложные цели.
Поэтому заветная цель – сбивать ракеты противника на начальных участках траектории, вот что такое ПРО, по настоящему эффективная в понимании стратегов. Ракета находится далеко от своей территории, ее работающий реактивный двигатель служит превосходным целеуказателем для противоракеты. Именно на это рассчитана знаменитая система ПРО США, элементы которой сейчас так активно развертываются в Европе.
Крылатые «монстры»
Не меньшую головную боль несут военным и современные системы крылатых ракет. Только теперь «наследницы» ФАУ-1, благодаря новейшим технологиям, стали значительно совершеннее. Обладающий огромной скоростью миниатюрный реактивный самолет движется на сверхмалой высоте (иногда это всего несколько метров), огибая пригорки, спускаясь в низины.
Корпус такой ракеты выполнен по технологии малой радиолокационной заметности, а в головной части может находиться как обычный, так и ядерный заряд. И кроме всего прочего, удар такими ракетами, скорее всего, будет наноситься массированно. Есть ли противоядие? И что такое ПРО современной армии может противопоставить стае из 100 или 200 летящих в цель, да к тому же с разных направлений, крылатых ракет?
Как показал опыт последних военных конфликтов, использовать против стай крылатых ракет дорогие передовые комплексы типа российских С-300 и С-400 неэффективно. Во-первых, – это как стрельба из пушки по воробьям, а во-вторых, как только система ПРО начинает работать, происходит ее радиолокационная демаскировка, и она тут же сама становится целью. Действенным средством против крылатых ракет оказались мобильные комплексы, в том числе с пушечным вооружением, и обычные ПЗРК.
Сбивать, не сбивая
Эффективной составляющей ПВО России в последнее время становится радиоэлектронная борьба. Не секрет, что использование только лишь инерционной системы наведения не обеспечит заявленной точности крылатых ракет. Попадание в цель размерами с автомобиль или небольшое здание на дистанции в несколько сот километров возможно только при корректировке маршрута снаряда из космоса.
Не случайно американские военные так ревностно относятся к испытаниям в Китае и России образцов противоспутникового оружия. Но можно обойтись и без «звездных войн». Сигнал, который ракета получает от сети GPS, можно исказить, передать в измененном виде, заглушить помехами. Не случайно системы РЭБ устанавливаются сегодня на всех видах военной авиации, боевых кораблях и даже танках.