Морфемный и словообразовательный анализ слова: пример. Словообразовательный анализ существительного
В представленной вашему вниманию статье мы предлагаем немного поговорить о словообразовательном анализе и морфемном разборе слов. Как уже понятно, мы рассмотрим структуру слова. Очень важно при ее определении строго разграничивать два вида разбора. Ведь они имеют свои определенные цели и задачи.
Если вам предложили выполнить морфемный разбор (его еще можно назвать разбором слова по составу), то это значит, что вам необходимо выделить все морфемы, из которых состоит слово. Чтобы было понятнее, коротко разберем слово безлунный. Оно состоит из:
- приставки «без-»;
- корня «-лун-»;
- суффикса «-н-»;
- окончания «-ый».
Мы об этом более подробно поговорим далее. В данном деле очень важно соблюдать правильную последовательность. А сейчас немного уделим внимание словообразовательному анализу. Всего существует два варианта морфемного разбора, один из которых (формально-структурный) тесно связан со словообразовательным.
При словообразовательном анализе перед нами ставится цель – определение основы, от которой образовано исходное слово, с помощью каких аффиксов, и каким способом. Очень важно запомнить, что при словообразовательном анализе слова выделяются:
- производящая основа;
- словообразующие морфемы.
Не менее важно учитывать и современность. Например, слово столица первоначально было образовано от стол. Но мы в двадцать первом веке не можем объяснить связи данных двух слов. Следовательно, мы выделяем другую основу: корень «столиц-».
Корень
Так как мы в статье разбираем морфемный и словообразовательный анализ слова, то никак не обойдется без понятия «корень». Предлагаем познакомиться с данной морфемой более тесно.
Как уже было сказано ранее, корень – это одна из морфем, которая несет лексическое значение. Если говорить менее сложным языком, то корень помогает понять значение слова. Важно заметить, что русский язык является крайне сложным, и не во всех словах можно встретить данную морфему. Конечно, речь идет о союзах, междометиях и других лексических единицах.
Но есть и другая сторона – сложные слова, образованные двумя простыми, следовательно, у них имеется два корня. Распространенными примерами являются: самолет, паровоз и так далее. Наверняка многие слышали про чередование корней. В результате этого явления мы можем наблюдать несколько поверхностных реализаций, которые имеют общую морфологическую запись. Яркий пример: корни "–ращ-" и "–рост-". В русском языке данную морфему традиционно обозначают дугой.
Служебные слова и междометия состоят только из корня, некоторые наречия тоже относятся к данной категории. Помимо этого, существует ряд неизменяемых существительных (например, кенгуру) и прилагательные (макси и так далее), которые тоже состоят из одного корня.
Приставка
В этом разделе речь пойдет о словообразовательной морфеме, которая стоит перед корнем или второй приставкой. Как уже стало ясно, приставка служит морфемой, с помощью которой образуются новые слова. Важно сказать и то, что в основу слова приставки тоже входят (вместе с корнем и суффиксом). Все приставки имеют свое значение. Об этом можно узнать немного подробнее из таблицы в данном разделе.
Без- и бес- | Приставка означает отрицание |
В- | Направляет внутрь |
Вз- и вс- | Имеет значение подъема |
Вы- | Наружу |
До- | Приближение к цели (доехать, дописать и так далее) |
За- | Имеет значение начала или конца действия |
Не- | Отрицание |
Раз- или рас- | Делить на части |
Конечно, это далеко не все приставки. Их гораздо больше. Всем ученикам очень важно запомнить одно: предлог и приставка – это разные вещи. Не стоит их путать. При этом предлог пишется отдельно от слова, а приставка – всегда слитно.
Суффикс
Сейчас коротко о еще одной морфеме, которая стоит после корня и несет смысловое и грамматическое значение. Официально принято выделять суффикс при помощи знака – перевернутой галочки. Важно заметить, что именно суффикс – основной способ словообразования в нашем великом и могучем русском языке.
Теперь более подробно. Суффикс при разборе слова выделяется в последнюю очередь. Для его обнаружения необходимо произвести полный разбор слова. Рекомендуется начинать с окончания, для этого измените слово по падежам или родам. Та часть слова, которая изменяется – окончание. Все, что осталось за его пределами – основа слова.
Далее ищем корень. Для этого подбираем однокоренные слова. Но не всегда достаточно проделанных шагов для выделения правильного суффикса. Нужно, помимо этого, установить мотивацию. Если говорить проще, то это метод образования слова. Яркий пример: иголочка. Многие выделят ошибочно суффикс "-очк-". Правильное выделение: два суффикса "-оч-" и "-к-".
Некоторые суффиксы можно выделять «автоматом». Например:
- у глаголов прошедшего времени ("-л-");
- уменьшительно-ласкательные у существительных ("-очк-", "-чик-" и так далее);
- в наречиях ("-а-", "-о-", "-е-").
Обратите внимание на то, что многие выделяют у наречий вместо суффикса окончание. Это ошибочно, ведь наречие – это неизменяемая часть речи.
Помимо этого, есть еще и постфикс "-ся-". В глаголах неопределенной формы он обычно выделяется сразу и как суффикс, и как окончание. Постфикс – это синкретичная морфема.
Окончание
В этом разделе речь идет о морфеме, которая стоит в самом конце слова и является связующим звеном с другими словами в предложении.
Зачем оно еще нужно? Роль окончания:
- связующая;
- выражение рода;
- числа;
- падежа;
- лица.
Для того чтобы было понятнее, разберем окончания некоторых слов:
- стола, окончание "-а", мужской род, единственное число, родительный падеж;
- читает, окончание "-ет"; глагол третьего лица, единственного числа.
Важно запомнить, что окончание не всегда находится в конце слова. Это распространяется на те случаи:
- когда в слове есть постфикс;
- мы имеем дело со сложными количественными числительными.
Эта изменяемая часть слова не меняет лексического его значения: тетрадка, тетрадку, тетрадкой. Эта морфема не может образовывать новые слова, то есть, не участвует в словообразовании. Еще стоит обратить внимание на то, что в окончание может входить как одна буква, так и несколько: стула ("а"), стулом ("ом") и так далее.
Нулевая морфема
Перед тем как мы перейдем непосредственно к морфемному и словообразовательному анализу слова, предлагаем разобрать еще и материально не выраженную морфему. Ее можно выявить только в том случае, если сопоставить предлагаемое для разбора слово с другими его формами.
Сразу обратим ваше внимание на неизменяемые слова, такие как: хорошо, пальто и так далее. В них не может быть окончания, так как они не могут изменять формы.
Если обратиться к трудам Ф. Ф. Фортунатова, опубликованным в 1956 году, то можно найти следующие слова: грамматические формы слова могут образовываться не только различными морфемами, но и их отсутствием. Данное явление ученый именует отрицательной формальной принадлежностью. Он утверждает, что все формы слова образованы каким-либо аффиксом, они предполагают существование и других форм, которые употребляются без данной морфемы или с какой-либо другой.
Кроме этого, упоминание о нулевой морфеме встречается в трудах Г. О. Винокура, который приводил примеры, сравнивая слова: стол и стола, шел и шла и так далее. Таким образом, можно подвести итог: существует особый вид морфем, которые не имеют материального воплощения. Их принято называть нулевыми или отрицательными.
План разбора и пример
В этом разделе вы сможете увидеть план морфемного разбора и несколько примеров, которые помогут закрепить и усвоить полученный материал. Приступим!
Начинаем морфемный разбор обязательно с выделения окончания (это сделать просто, говорилось ранее в статье: необходимо менять род, падеж, число и так далее). Все, что осталось за пределами окончания – основа слова. Далее переходим к определению корня (для этого необходимо приводить однокоренные слова, а повторяющаяся часть – это и есть корень слова). Только после этого определяемся с приставкой и суффиксами.
Пример: двухэтажный. Это слово имеет два окончания ("-ух" и "-ый"). Также слово имеет два корня, так как слово сложное: "дв-" и "этаж-". Суффикс слова двухэтажный – "н".
Пример: переулок. Окончание у слова нулевое (переулка, переулком). Основа – полностью все слово (переулок). Корень "-ул" (однокоренное слово – улица). Приставка "– пере-", а суффикс "-ок".
По тому же принципу можно произвести морфемный разбор абсолютно любого слова в русском языке.
Словообразование
При словообразовательном анализе главной задачей является – определить способ образования данного слова, а, точнее, именно этой его формы. Данным вопросом занимается целый раздел русского языка.
Всего существует девять видов словообразования, все их можно изучить в таблице, представленной ниже.
Способ | Пример |
Приставочный | Петь и перепеть |
Суффиксальный | Красный и красненький |
Приставочно-суффиксальный | Стакан и подстаканник |
Усечение | Заместитель и зам |
Сложение | Лесостепь (слово образовано при помощи двух – лес и степь) |
Сращение | Вечнозеленый |
Аббревиация | Министерство внутренних дел – МВД, единый государственный экзамен – ЕГЭ и так далее. |
Субстантивация | Столовая (переход одной части речи в другую) |
Смешанный | Орденоносец (сложение двух слов – орден и носить, и суффиксация – ец). |
План разбора
Словообразовательный анализ существительного, так же, как и других частей речи, проводится по плану.
- Поставьте слово в начальную форму.
- Следующий этап словообразовательного анализа состава слова – определение слова, от которого оно происходит.
- Объясните его значение.
- Далее – выделите основу.
- Укажите средство словообразования.
- Укажите способ.
Примеры
Сейчас приведем для примера словообразовательный анализ слова соседний. Оно происходит от существительного сосед. Сосед – это тот, кто находится близко, по соседству. Слово образовано при помощи суффикса "-н-", следовательно, способ – суффиксальный.
Еще один пример словообразовательного анализа слова подоконник. Существительное образовано от слова – окно. Основа – "окн". Оно образовано при помощи приставки и суффикса. Следовательно, способ приставочно-суффиксальный.