Позитивные и негативные функции конфликта
Рассмотрим специфику межличностных отношений: структуру, элементы, функции, динамику. Противоречия происходят не только в семье, на производстве, но и между государствами, поэтому данный вопрос является актуальным и своевременным.
Особенности противоречий
Функции конфликта – важный аспект, который позволяет глубже понять отношения между сторонами. Без подобного осознания трудно понять глубину противоречий, искать вариант их разрешения.
Конструктивные функции конфликта
Среди них выделяют:
- Познавательную. Возникновение конфликтной ситуации является симптомом неблагополучных отношений между субъектами, проявлением появившихся противоречий.
- Развивающую. Именно конфликт выступает в качестве инструмента разрешения появляющихся противоречий.
- Инструментальную. Противоречия выступают инструментом решения проблем.
- Перестроечную. С помощью конфликта можно снимать факторы, которые подтачивают межличностные взаимодействия, что стимулирует формирование нормальных отношений между участниками диалога.
Деструктивные функции конфликта
Они связаны со следующими параметрами:
- разрушением имеющейся совместной деятельности;
- развалом либо ухудшением взаимоотношений;
- плохим самочувствием участников конфликта;
- минимальной эффективностью последующего сотрудничества.
Плюсы и минусы
Выделим позитивные функции конфликта. К ним можно отнести снижение напряженности между противоборствующими сторонами. Конфликт дает возможность получать новую информацию об оппоненте. Происходит сплочение коллектива компании при борьбе с одним внешним врагом.
Среди преимуществ конфликтных ситуаций также можно отметить стимуляцию к развитию и изменениям, устранение синдрома покорности у подчиненных, диагностику дополнительных возможностей.
При правильном подходе к возникшей проблеме можно определить причины проблемы, устранить их, перейти на новый уровень взаимоотношений.
Теперь выделим негативные функции конфликта. Они предполагают существенные эмоциональные, материальные затраты от всех участников. Результатом противоречий является увольнение сотрудников, снижение психологического и социального климата в коллективе, понижение трудовой дисциплины.
По итогам конфликта формируется представление о побежденных субъектах, а также об их оппонентах («врагах»).
Негативные функции конфликта деструктивно отражаются на сотрудничестве между отдельными членами коллектива, довольно трудно восстановить деловые отношения после проблемной ситуации.
Элементы и структура межличностного конфликта
Системное исследование конфликтов позволило выделить в них отдельные элементы:
- субъектов с их личностными характеристиками, целями и мотивами;
- сторонников ситуации;
- причину противоречий.
Функции конфликта характеризуют связи между отдельными элементами. Так как составные части противоречивых отношений систематически меняются, можно говорить о постоянном развитии конфликта.
Он может вызвать неудовлетворенность и снижение эффективности труда, вызвать непродуктивную конкуренцию с иными людьми, рассматриваемыми в качестве враждебных групп.
Усиление подобных качеств приводит к тому, что вместо решения конкретной проблемы существенное значение придается достижению «успеха» в сложившемся конфликте. Он не только ослабляет коммуникации, но и вызывает разрушение деловых отношений.
Специфика деструктивных функций
Отрицательные функции социального конфликта в том, что противоречия мешают достигать поставленных целей. Деструкция приводит к следующим последствиям:
- неудовлетворенности, плохому состоянию духа, текучести кадров, ухудшению качества труда;
- уменьшению степени сотрудничества в будущем, разрушению системы налаженных коммуникаций;
- абсолютной преданности группе и непродуктивной конкуренции с иными частями коллектива;
- представлениям об иной стороне конфликта в качестве врага;
- полному прекращению отношений между сторонами;
- повышению враждебности между группировками, появлению неприязни и ненависти между ними;
- смещению акцентов;
- возможности подготовки к очередному витку конфликта, насильственному решению появляющейся проблемы.
Важные моменты
Анализируя основные функции конфликта, отметим, что деструктивность и конструктивность взаимоотношений важно учитывать в определенных ситуациях:
- при отсутствии четких критериев отличий между ними;
- в ходе конфликтной ситуации наблюдаются серьезные изменения в отношениях.
Иногда теряется грань между плюсами и минусами во взаимоотношениях, что может вызывать разные последствия для обеих сторон конфликта.
Типология конфликта
С учетом организации общества формирование конфликтных ситуаций происходит на определенном уровне:
- между индивидами;
- группами;
- крупными подсистемами или системами;
- государствами.
В социальной психологии выделяют следующие виды конфликтов отдельной личности. При этом возникают острые негативные переживания человека, которые порождаются противоречивыми желаниями.
Например, в психоанализе Фрейда такой конфликт рассматривается как результат противоречия между моральными чувствами, инстинктивными побуждениями, реальными требованиями. По своей природе и содержанию такие ситуации вызываются противоречиями мотивов, интересов, самооценки личности. Они сопровождаются негативными переживаниями, серьезным эмоциональным напряжением.
Межличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер, приводить к позитивным или негативным последствиям для отдельной личности.
Его базой могут стать различные причины:
- противоречие основных потребностей;
- сложность выбора между разными вариантами поведения.
Функции политических конфликтов связаны с серьезным недопониманием между государственными органами и структурами.
Примером подобных конфликтов можно считать вооруженное вторжение одного государства на территорию другой страны. Причины, которые приводят к подобным ситуациям, могут быть разными:
- желание овладеть материальными и природными ресурсами;
- жажда освоения новых территорий;
- попытка доказать свое преимущество перед соперниками.
Заключение
В последнее время все чаще возникают межнациональные конфликты, основывающиеся на национальных признаках. Именно они являются самыми опасными, часто сопровождаются вооруженными нападениями между участниками взаимоотношений.
Существует классификация конфликтов по горизонтали. При этом участниками взаимоотношений выступают сотрудники, которые не находятся друг у друга в подчинении.
Вертикальные отношения возникают между начальником и подчиненными лицами. Психологи выделяют различные типы конфликтов, учитывая специфику их появления, участников ситуаций.
Например, H. Bisno выделил шесть вариантов:
- конфликты интересов, возникающие при переплетении обязательств;
- вынужденные разногласия, которые намеренно создаются индивидом для достижения поставленной цели;
- ложно соотнесенные, являющиеся запутанными по причинам и содержанию;
- иллюзорные конфликты, базирующиеся на непонимании и неверном восприятии ситуации;
- замещенные противоречия, в которых антагонизм направлен на личность;
- экспрессивные конфликты, предполагающие враждебность между индивидами.
Американский психолог М. Дойч предложил свою классификацию конфликтных ситуаций. Он уделял внимание столкновению интересов между участниками, случайному появлению противоречий, смешанным и ложным конфликтам. Безусловно, независимо от вида проблемной ситуации, ее причин, специфики протекания, важно своевременно принимать адекватные меры. При отсутствии должного внимания к противоречиям, ситуация усугубляется, что приводит к серьезным проблемам.
Например, при появлении серьезных конфликтов между работодателем и его непосредственными подчиненными зачастую появляется негативное отношение к руководителю. Он теряет авторитет в глазах сотрудников, ему сложно налаживать деловые отношения. Это отражается на результативности деятельности компании. Для коммерческих структур результатом конфликта может стать банкротство.
При появлении недопонимания между государственными структурами в стране обычно намечаются серьезные противоречия, они негативно отражаются на экономическом, политическом положении государства. Это часто приводит к серьезным вооруженным столкновениям между государствами, гибели мирных граждан.