Ценностные ориентации как движущая сила нашего поведения

Еще на заре развития философии люди задумывались о том, что формирует базовые ценностные ориентации личности, какова их иерархия и как ценности влияют на жизненные установки человека. Как это ни парадоксально, эти дискуссии не утихают и до сих пор. Являются ли наши ценностные установки врожденными, или навязанными обществом в результате воспитания, в каком процентном отношении человек выбирает их сам, а в каком - эти ценностные установки являются продуктом давления со стороны социума и социальной мимикрии со стороны индивидуума?

Не нужно уже доказывать, что человек вышел из животной среды. А посему от животного мира у него есть множество жизненных установок, определяющих его ценностные ориентации: это, прежде всего, сохранение жизни, а также продолжение рода. Поскольку человек произошел от приматов, обитающих в стаде, у нас также есть ценностное стремление к власти, которое может выражаться в разных формах – от садистических стремлений унижать других, до пассионарности. И если мы говорим об альфа-, бета- и гамма- особях в животном мире, то почему бы не быть нам честными и не предположить, что те же механизмы движут и представителями биологического вида homo sapiens? Точно так же нами движет инстинкт продолжения рода, который косвенно обуславливает наши эстетические ценности (кого считать привлекательным для сексуального партнерства), экономические (накопление жизненных благ для передачи их потомкам), политические (стремление к упорядочиванию жизни в противоположность хаосу и анархии) и так далее.

Однако человек – это «зоон политикон», животное социальное, а посему социум навязывает индивидууму свои ценности и ценностные ориентации. Это видно хотя бы по тому, что как в обществе есть определенные классы и страты, так есть и ценности представителей этих классов и страт. Можно говорить о ценностных ориентациях хиппи и «яппи», о ценностях крестьян и рабочих, глубоко верующих людей и атеистов. На становление ценностных установок также влияет «массовое бессознательное» - тот парадигмат, в котором человек с детства воспитывался.

Как формируются наши относительно устойчивые отношения к материальным и духовным благам, ценностям, идеалам, которые, в свою очередь, служат нам ориентиром в жизни и направляют наше поведение? На их образование влияет общество в целом, окружение, воспитание и личный опыт человека. Многие ценностные ориентации формируются коллективным бессознательным, господствующим в обществе атитьюдом. Подрастая, ребенок довольно быстро начинает отличать декларируемые в обществе ценности от исповедуемых большинством населения. Так, 70-е годы прошлого века, времена господства «развитого социализма», молодежь называла «двоемыслием». В каждом обществе есть свой набор ценностей, которым оно увлекает индивидов. Казалось бы, что у всех людей должны быть похожими жизненные ценности: успех, богатство, красота, счастье. Что касается отношения к материальным благам, то ценностные ориентации могут быть «заработать и купить», а могут быть «украсть и пропить». Ведь что есть «успех в жизни»: реализовать себя или купить денежную должность и ничего не делать? Что есть «богатство»: личный комфорт или бросание пыли в глаза? Что есть «красиво»: стиль или дорогой кич?

Насколько устойчивыми являются ценностные ориентации? При том, что они движут нами в поведенческом плане, они меняются с возрастом. Но, тем не менее, все мы руководствуемся стремлением к добру. Только вот, «добро» понимается нами по-разному. Добро – это хорошо и выгодно для нас (пусть и во зло окружающим), или это принесение пользы другим, пусть и путем самопожертвования? Недаром люди религиозные задают вопрос: откуда у нас возникает понятие «блага», как не от Того, Кто делает нас людьми, побуждая стремиться к добру и творить добро «просто так».

Комментарии