Гидрораспределитель МТЗ 82: устройство, особенности и рекомендации
Минский тракторный завод с середины 1970 годов занимается разработкой универсально-пропашной колесной техники семейства «Беларус» МТЗ. Трактора этой марки характеризуются небольшой кабиной, жесткой подвеской и полным приводом. На сегодняшний день наиболее продвинутой технически модификацией считается «Беларус» МТЗ 82. Как отмечает изготовитель, данная версия имеет унификацию с первым прототипом до 70 %. Но, есть и существенные отличия, которые, в частности, касаются системы управления рабочими органами. За эту функцию отвечает гидрораспределитель МТЗ 82, представленный узлом Р80-3/1-222. Это базовое исполнение гидросистемы, обеспечивающей возможность контроля подвесного оборудования прямо из кабины.
Устройство механизма
Основу конструкции представляет металлический блок с системой каналов, обеспечивающих передвижение рабочей жидкости. Базовая функциональная часть содержит гнезда контуров подачи масла от насоса к линиям отвода к цилиндрам. Здесь же предусмотрены каналы управления клапанами переливов. Контроль возврата жидкости, ее фиксация и центрирование в блоках обеспечивается золотниками с элементами автоматизированного управления. В верхней части устройство гидрораспределителя МТЗ 82 формируется органами контроля в виде интегрированных рычагов. Для страховки непредвиденных переливов также предусматривается специальный предохранительный комплекс. Мелкая фурнитура, обеспечивающая процессы механического контроля функциональных элементов, представлена гильзами, шариками, пружинами, регулировочными винтами и фиксаторами.
Особенности гидрораспределителя
Модификация гидросистемы Р80-3/1-222 имеет немало отличий не только от аналогичных узлов, которыми оснащалась техника линейки МТЗ 50, но и от современных распределителей в составе конкурентных тракторов. В основном эти особенности обусловлены тем, что в 1998 г. гидрораспределитель МТЗ 82 стал массово обеспечиваться обратными клапанами с широкими возможностями управления. Сегодня этот механизм контроля известен как гидрозамок, повышающий функциональность и надежность эксплуатации системы. Один распределитель может содержать не более четырех гидрозамков (в стандарте версии МТЗ 82 их три). Как правило, применяется схема фронтального расположения, а в расширенной комплектации дополнительно вводится и боковой четвертый золотник. Все компоненты унифицированы и могут взаимозаменяться с аналогичными элементами внутри семейства гидросистем Р80.
Принцип работы
Основная функция гидрораспределителя заключается в направлении жидкости насоса в полость цилиндра, обеспечивающего работу целевого навесного органа, актуального в данный момент. После завершения сеанса техническое масло переправляется обратно в бак в результате автоматического переключения. В качестве дополнительной опции управления предусматривается и механизм фиксации рабочего оборудования в определенном положении. Но перед использованием данной функцией следует учитывать ограничения давления, которые в принципе способен выдерживать гидрораспределитель МТЗ 82. Схема подключения механизма к разным каналам цилиндров предполагает разделение по назначению:
- Для опускания.
- Для подъема.
- Для регуляции.
Каждый из контуров подачи жидкости связан с центральным трубопроводом, системой регуляции и сливным каналом. В процессе управления функциональные блоки с гидрозамками приводятся в активное или неактивное рабочее положение. Теперь стоит ознакомиться с конкретными эксплуатационными режимами агрегата.
Работа в нейтральной позиции
В исходном положении золотники удерживаются пружинами с достаточным усилием, которое рассчитывается еще в процессе заводской сборки. Это нормальная неактивная позиция гидрозамков. В то же время гильзовые стаканы дают упор на крышку, размещенную в верхней области конструкции. С другой стороны, обеспечивается упор на нижнюю часть блока. Принципиальным отличием этого состояния является также перекрытие словного и нагнетательного каналов. Пояса и рычаги гидрораспределителя МТЗ 82 препятствуют проникновению масла в рабочие полости, поэтому и поршни находятся в фиксированном состоянии. Нижний канал может открываться в момент активации насоса, который направляет масло в рабочие контуры.
Работа подъемных узлов
Функция механизмов подъема предполагает, что на пружину золотника со стороны нижнего стакана гильзы будет обеспечиваться давление. Специальная втулка удерживает фиксируемые шариковые элементы, на фоне чего также происходит подъем корпуса в верхнюю позицию. По мере перекрывания каналов с отверстием жиклера пояс гидросистемы приподнимается над линией нагнетания масла, соединяя ее с цилиндром. Также происходит схождение контура спуска жидкости со сливным отверстием, то есть механизм подготавливается и к отводу в бак. Подъем оборудования может осуществляться до момента, пока цилиндр гидрораспределителя МТЗ 82 не упрется в крышку корпуса. После этого автоматически сработает переключение на нейтральную позицию. Но, как правило, процесс подъема завершается самим оператором, который останавливает движение рабочих органов ручным способом из кабины. К слову, автоматическую систему управления формирует отдельная инфраструктура, состоящая из винта-фиксатора, шарикового клапана, толкателя и специальной пружины.
Процесс опускания
В этом режиме происходит выравнивание рабочего давления по всем контурам гидросистемы. Достигается балансировка благодаря перекрытию клапанов изначально подключенными золотниками. Вместе с этим прекращается и подача жидкости. Система постепенно переходит к нейтральному положению, в результате чего завершается процесс слива и выполняется разгрузка контуров. В некоторых случаях опускание может быть автоматическим. Это бывает, когда давление на линиях подачи жидкости превышает максимально допустимую нагрузку. Далее гидрораспределитель трактора МТЗ 82 даже без участия оператора перемещает золотники в исходное положение, освобождая предохранительные клапаны. Если же система сохраняет активное положение подъема даже в условиях, когда нагрузка на клапан превышает критический уровень, это говорит о неправильно выполненной регулировке, что может привести к поломке механизма.
Рекомендации по техобслуживанию системы
В процессе эксплуатации следует регулярно отслеживать техническое состояние гидросистемы и ее компонентов. При первых признаках износа элементы заменяются на новые или ремонтируются. К наиболее частым проблемам можно отнести поломки клапанов, деформацию уплотнителей и заклинивание отдельных деталей узла. В большинстве случаев починка конструкции требует проведения демонтажных мероприятий. Соответственно, возникает вопрос о том, как снять гидрораспределитель на МТЗ 82? Работы начинаются с платформы кабины, где отсоединяется панель со щитком системы управления навесным оборудованием. Далее снимается боковая створка на капоте, отсоединяются трубы цилиндров, распределяющие штуцеры и рукава давления. Непосредственно корпус гидрораспределителя снимается после откручивания болтов с лонжерона. На разобранной базе механизма можно производить замену отдельных элементов, выполнять чистку каналов с золотниками, проверять состояние маслоотводов и т. д.
Новые версии гидрораспределителя
Кардинальным изменениям механизм не подвергается, но определенные улучшения все же имеют место. В частности, модификация Р80-3/1-222Г характеризуется усовершенствованной защитой от утечек. В конструкции предусмотрены более надежные уплотнители и регуляторы запорной арматуры. Также гидрораспределитель МТЗ 82 нового образца получил возможность обеспечения циркуляции жидкостей под высоким давлением. Пуск, остановку и фиксацию исполнительных органов оператор может производить в интенсивном режиме. При этом страховать механику будет обновленная система предохранения от перегрузок. Как и предшествующие версии, данный гидрораспределитель является универсальным и может интегрироваться в конструкцию тракторов МТЗ, ЮМЗ-6, ДТ, Т-150 и др.
Стоимость агрегата
В сегменте тракторных гидросистем универсальных решений не так много, поэтому и о широком выборе среди альтернативных вариантов для владельцев МТЗ 82 говорить не приходится. Максимум речь может идти о конструкционных доработках механизма, после которых его можно будет полноценно использовать в составе с рабочими органами. Но и в этом особого смысла нет ввиду эксплуатационной привлекательности стандартного гидрораспределителя МТЗ 82, цена которого составляет в среднем 5,5-6 тыс. руб. Это скромная стоимость, поскольку аналогичные системы для схожей техники обходятся в 7-8 тыс. Впрочем, могут быть и дополнительные расходы на фурнитуру, рычаги и расходные элементы – в среднем, 1-2 тыс.
Заключение
Оптимальное сочетание технических параметров с продуманной функциональностью сделало гидросистему Р80-3/1-222 удачной с точки зрения эксплуатации. Она облегчает и задачи тракториста, и работу обслуживающего инженера. Но есть и слабые места у гидрораспределитель МТЗ 82, связанные с невысоким уровнем автоматизации. Если аналогичные узлы от других производителей все чаще обеспечиваются средствами автоматизированного управления в части контроля рабочих органов, то практически вся линейка Р80 может самостоятельно решать только задачи, касающиеся безопасности. В частности, это касается предохранительных и защитных функций. Отчасти по этой причине конструкционная надежность все еще остается одним из главных преимуществ данного гидрораспределителя. Долговечность подтверждается и техническими испытаниями, и практикой применения агрегата в полевых условиях.