Дворец Зинаиды Юсуповой: описание, история, интересные факты

Дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге – культурное наследие России, один из наиболее хорошо сохранившихся особняков русской аристократии. Зинаида Юсупова и ее дом овеяны множеством легенд и мифов. Что из дошедшего до нас является городскими легендами, а что правдой, достоверно неизвестно даже историкам, но так приятно, когда тайна остается неразгаданной...

Греза и авантюристка

Дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте, 42, – один из многих резиденций знаменитого рода. Хозяйка лично выбирала проект, следила за ходом работ и вела тщательный учет средств, материалов и работников. Строился он для проживания княгини после смерти ее мужа – князя Бориса Юсупова.

Урожденная Нарышкина, Зинаида Юсупова обладала несомненными талантами – была блестяще образована, имела острый ум, наблюдательность и немалую долю авантюризма в характере. По крайней мере так описывает ее в мемуарах внук – Феликс Юсупов. Создавать вокруг себя тайны и окутываться флером загадочности она научилась рано. По утверждению историков, почерпнуть достоверные сведения о ее биографии крайне затруднительно, она тщательно запутала следы. Датой ее рождения принято считать 2 ноября 1809 года. Так писал ее отец.

По воспоминаниям родных, она отличалась необыкновенной красотой, шармом и артистизмом. Некоторые считали, что она не столь красива, сколь обаятельна. Многочисленные портреты убедят любого скептика в ее внешних данных, а о характере рассказывают многочисленные современники. Впервые она вышла замуж за Бориса Юсупова, который приложил немало сил для завоевания расположения юной красавицы и ее родителей. Разница в возрасте между супругами составляла 16 лет. Ему было 32 года, а ей едва исполнилось 16.

Семейные союзы

Пара представляла собой две противоположности – поэтичная, тонко чувствующая, впечатлительная Зинаида казалась свету феей, а прямо высказывающий свои мысли, непринужденный в общении Борис считался человеком ограниченным. Княгиня быстро разочаровалась в браке, утешившись только рождением сына Николая. Второй ребенок умер, едва появившись на свет. Это был период, когда молодая супруга узнала о проклятии рода Юсуповых, в котором говорилось, что в каждом поколении в живых будет оставаться только один ребенок мужского пола, а остальные будут умирать до 26-летнего возраста. Якобы проклятие восходит еще ко временам ногайского хана, сменившего веру в период царствования Ивана Грозного. История рода демонстрировала исполнение проклятия.

Зинаида решила не иметь более детей и, дав мужу свободу, окунулась в светскую жизнь в поисках романтических приключений. О количестве ее поклонников слагались легенды, но факты никто не может найти и подтвердить, так тщательно княгиня скрывала свою личную жизнь.

Ее супруг был крайне недоволен поведением жены, но поделать ничего не мог и львиную долю своего времени стал посвящать благотворительности. Он ничего не боялся, смело входил в бараки для холерных больных, приглашал к ним врачей, обустраивал больницы. Это его и погубило – он заболел тифом и скончался в 1848 году. После смерти мужа Зинаида Юсупова отправилась во Францию, где покорила своей красотой Париж и совершила мезальянс, выйдя замуж за безродного офицера. Впрочем, титул и дворец ему были приобретены, пикантность ситуации придавал тот факт, что княгиня уже справила 40-летие, а юному супругу было на двадцать лет меньше.

Брак не был счастливым. Дворец Зинаиды Юсуповой к моменту венчания молодоженов уже был отстроен, там и совершилось таинство в домовой церкви. Но юный муж не слишком привязался к графине и в конце своей короткой жизни подарил французское имение своей возлюбленной (или сестре, кем ему приходилась дама - неизвестно). Однако вся недвижимость и состояние остались в руках княгини. Она весьма грамотно составила все бумаги, согласно которым свежеиспеченный маркиз де Серр не имел никого права им распоряжаться, равно как и состоянием своей жены.

Княгиня Юсупова скончалась в возрасте 83 лет в Париже. За год до смерти она подавала прошение императору Александру III, где выражала желание вернуться на Родину. Она получила разрешение, но так и не успела это сделать.

Архитектурные изыски

Дворец княгини Зинаиды Юсуповой начал строиться на двух приобретенных в собственность участках земли в районе Литейного проспекта и нынешней улицы Некрасова. Выбор проекта был сделан из нескольких предложений, автором понравившегося варианта был Людвиг Бонштедт. Хозяйка оказалась весьма практичным человеком, вникала во все тонкости работ, досконально знала, что и в какой момент происходит, давала дельные советы архитектору. Изменения в стартовый проект вносились до начала строительства. Княгиня тщательно следила за графиком и требовала его точного выполнения.

Зинаида Юсупова из всех оставленных ею документов наиболее тщательно вела записи, касающиеся строительства дворца. В них учтены все затраты на приобретенные материалы, записаны рабочие и мастера, выполнявшие работы, даже те, кто занимался вывозом мусора со стройки. Единственное, во что не вмешивалась княгиня, были художественные работы, которыми целиком занимался архитектор, и это продемонстрировало ее дальновидность. Дворец Зинаиды Юсуповой и сегодня волнует воображение, благодаря таланту Бонштедта.

Внешний облик особняка не лишен эклектики, как и было принято во времена его возведения. Здесь читаются отсылки к эпохе Возрождения и элементам немецкого прочтения барокко. Фасад, согласно идее, был полностью облицован гатчинским известняком, что для Петербурга было редкостью. Выбор в пользу камня обусловлен недолговечностью штукатурки, которой покрывалось большинство зданий. Редко использовавшийся известняк многими современниками был принят за мрамор, что добавляло ценности постройке в глазах света.

Кроме каменного фасада, дворец Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте поражал взгляд арочными окнами небывалого размера, скульптурными группами, изысканными барельефами, изящными кариатидами и прочим декором. Благодаря рядам оконных проемов здание кажется почти невесомым. На самом деле дворец Зинаиды Юсуповой имеет внушительные размеры, хотя и кажется камерным. На проспект выведен фасад короткой стороны, основная часть дома уходит вглубь квартала, где нашлось место для обширного внутреннего двора, клумб, двух флигелей.

Внутренняя отделка

В Санкт-Петербурге хорошо известен адрес – проспект Литейный, 42. Дворец Зинаиды Юсуповой притягивает к себе туристов и горожан. Первых - небывалой роскошью архитектуры, интерьеров и мифами, а вторых - внутренним чувством единства со своей историей и культурными событиями.

Комнаты в главном корпусе особняка выстроены в анфиладу, на первом этаже расположены жилые помещения, а на втором - парадные залы. Внутренняя отделка оформлялась так же придирчиво и скрупулезно, как и фасад. В интерьере присутствует все, что приличествовало богатому и знаменитому роду – бронзовое художественное литье, многочисленные зеркала, позолота, сделанные в ограниченном или единственном экземпляре светильники, вазы. Мебель заказывалась из ценных пород дерева, элементы отделки стен выполнены из натурального камня, в чем графиня слыла знатоком.

К сожалению, почти все коллекции картин вывезены из этого дворца и находятся в разных музеях России, но увидеть небольшую часть, отражающую вкусы хозяйки и ее пристрастия, можно в большом Юсуповском особняке на Мойке или загородной резиденции "Архангельское".

Самый обширный зал был выделен для балов и получил название Белый из-за большого количества белоснежной лепнины в отделке помещения. Есть в особняке розовая гостиная, парадная столовая, библиотека, золотая гостиная. В каждом помещении - особая атмосфера, насыщенная предметами искусства, которые коллекционировала княгиня. Из всего дошедшего наследия наиболее хорошо сохранилась парадная лестница. Она и сегодня осталась почти такой же, как была при Юсуповых.

Кроме хозяйских покоев и торжественных залов, кабинетов и библиотеки в 1861 году был обустроен домовый храм, освященный в честь Покрова Богоматери. Автором проекта стал архитектор А. М. Горностаев, а сложный купол сконструировал и собрал плотник Лапшин. Росписью стен занимался художник Н. А. Майков, он выполнил много художественных работ в особняке, его картины украшали стены многих залов дворца. Резной иконостас выполнялся по эскизам А. М. Горностаева. В церкви хранились семейные образа, древняя икона Иверской Божией Матери и многое другое.

Технологии

Начавшие появляться технические новшества всегда находили практическое применение в особняках знати. Дворец Зинаиды Юсуповой был оборудован паровыми печами, что позволяло поддерживать постоянную температуру во всех залах, освещение обеспечивалось газовыми лампами, а позднее было проведено электричество.

Парадная лестница удивляла современников не только роскошью, но и световыми фонарями, техническими новациями. В потолок встроили механизм, благодаря которому массивная люстра без задержек и сложностей опускалась и поднималась. Содержать ее в чистоте не составляло труда. Сегодня верхняя площадка центральной лестницы украшена портретом хозяйки особняка – это копия полотна «Портрет З. И. Юсуповой». Оригинал написан художницей К. Робертсон ориентировочно в 1840 году.

Сейчас можно только догадываться обо всех интерьерных и экстерьерных решениях во дворце. После многих лет нецелевого использования и пренебрежительного отношения погибла часть лепнины, большой камин потерял всю отделку, за исключением нескольких элементов. Оценить масштабность работ, вкус хозяйки можно лишь по фотографиям и по серии из 30 акварельных рисунков кисти художника В.С. Садовникова, выполненных по заказу княгини.

Роскошь без хозяев

Дворец Зинаиды Юсуповой был отстроен в 1861 году, торжественное новоселье с приемом многочисленных гостей состоялось в феврале того же года. Княгиня уже была замужем за графом де Шово и, отпраздновав венчание, отправилась с мужем во Францию. В доме на Литейном проспекте остался жить ее брат Дмитрий. Согласно законам Российской империи, ей следовало продать все свое имущество на родине, но император Александр II решил не следовать слишком жестко букве этого уложения.

Согласно завещанию, дом на Литейном доставался в наследство правнуку княгини Зинаиды – Феликсу Юсупову. До его совершеннолетия дворец был редко обитаем, по большей части оставаясь в законсервированном состоянии, так длилось до начала XX века. Иногда его сдавали в аренду именитым аристократическим фамилиям, но большинство петербургских обывателей считало его пустым, слагая многочисленные мифы и небылицы. Некоторые истории дошли до наших дней, и уже никто не сможет разубедить горожан в их несостоятельности.

Театральный клуб

Первая театральная труппа в доме Зинаиды Юсуповой появилась после вступления в права наследования Феликса. Он страстно любил театр, и в 1907 году сдал в аренду главный корпус и оба флигеля дворца театральному клубу при Союзе драматических и музыкальных писателей. Так особняк стал прибежищем для трех театров, самыми знаменитыми из них были «Лукоморье» Мейерхольда и театр пародий «Кривое зеркало».

Мероприятия клуба собирали весь цвет интеллигенции, создавшей Серебряный век русской культуры. Приходили художники, поэты и писатели, вечера устраивались шумные и хмельные. Но, несмотря на популярность места, роскошные интерьеры и любовь публики, театральный клуб съехал из дворца в поисках более масштабной и оборудованной для своих целей площадки. С отъездом театральной богемы элита общества продолжала посещать дом Юсуповых. В 1912 году князь Феликс устроил в доме выставку «Сто лет французской живописи». Начало Первой мировой войны наполнило помещения совсем другим содержанием.

Война и революция

В 1914 году князь Юсупов, освобожденный от службы в армии как единственный сын в семье, развил бурную деятельность и поддержал инициативу императрицы Марии Федоровны о создании больниц и лазаретов. В Феликсе проявились гены его прадеда Бориса, и он отдал под госпиталь для тяжелораненых дворец Зинаиды Юсуповой. Зал для танцев стал огромной больничной палатой, во флигелях были обустроены врачебные кабинеты.

После национализации в 1917 году особняк получил новое назначение и название – «Дворец строительных рабочих». В бывших парадных и хозяйских комнатах были открыты библиотека, столовая, учебные аудитории. В этот период возникла необходимость создания одного большого театрального зала, что было решено за счет объединения и перепланировки парадного двора и зимнего сада.

С 1918 года во дворце расположился польский дом им. Ю. Мархлевского. С изысканными интерьерами никто не церемонился – плакаты, объявления и наглядная агитация гвоздями приколачивались прямо к лепнине. Скульптуры, картины и обстановка постепенно покидали стены дворца, на смену им устанавливались бюсты вождей революции и лозунги на фанере. В залах снова даются спектакли, проходят музыкальные вечера и костюмированные представления. Пребывание Польского дома не нанесло особняку значительного урона, но реставрация ему необходима.

Современность

Сегодня многие приходят на театральные постановки по адресу проспект Литейный, 42 (дворец Зинаиды Юсуповой). Театр (СПб ММТ), размещенный в большом зале особняка, сыграл первый спектакль в ноябре 2015 года. Зрительный зал вмещает 600 человек, для партера выделено 480 мест, а для бельэтажа 120. У этого зала есть одна особенность – нет оркестровой ямы, поэтому музыканты располагаются на верхнем уровне балкона.

На современном этапе Музыкальный театр дает постановки в основном под фонограмму, поэтому для публики доступно больше мест: партер, балкон и бельэтаж. В антрактах для любопытных зрителей проводятся экскурсии по залам особняка, есть небольшой буфет. Петербуржцы ожидают, что в скором времени будет отреставрирован дворец Зинаиды Юсуповой. Схема зала и театральной сцены указывает на камерность театра и его явное устроительство на месте совсем других помещений.

Кроме Малого музыкального театра, Юсуповский дворец с 1951 года является постоянным местом расположения Общества знания Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Организация проводит просветительскую работу, мастер-классы, праздничные мероприятия, семинары и выставки. Экскурсоводы приглашают всех желающих на экскурсии по дворцу, рассказывая посетителям о каждом зале, хозяйке дома, мифах и истории семьи Юсуповых.

Мифы и загадки

Устойчивым заблуждением, связанным с княгиней Зинаидой Юсуповой, является миф о том, что она была прообразом пушкинской Пиковой дамы. Также считается, что сам дом на Литейном проспекте был местом, где разворачивались драматические события. Но особняк стал частью Петербурга, когда Пушкина уже не было в живых.

С домом на Литейном связана еще одна загадочная история, которую никто не может подтвердить, но она описана в мемуарах Феликса Юсупова. Он написал, что, находясь в эмиграции в Париже, прочел в газете, что советские власти, проводя обыски во дворце княгини, нашли потайную комнату. Дело было в 1925 году. Вскрыв ее, обнаружили страшную находку – скелет мужчины в саване. Сам он только гадал, кто бы это мог быть, и склонялся к мысли, что это один из возлюбленных его прабабки Зинаиды.

Отзывы

Дворец Зинаиды Юсуповой отзывы получает только восторженные. Посетителям нравятся театральные постановки и сама возможность провести некоторое время в таком великолепном особняке. В нем все вызывает восторг, а проводимые экскурсии помогают лучше узнать историю рода Юсуповых, представить себе былое великолепие каждого зала.

Посетители высказывают сожаление, что дворец до сих пор не отреставрирован, но есть надежда, что это случится в ближайшем будущем. В 2017 году закончились реставрационные работы Юсуповского дворца на Мойке, который стал главным украшением в короне театров Санкт-Петербурга.

Комментарии