Стоит ли смотреть фильм «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии»?
Экранизации исторических романов в кинематографе всегда имели большую популярность. Одним из подтверждений тому служат 3 кинокартины, снятые по книге Вальтера Скотта. Более полувека назад состоялась премьера американской версии фильма «Квентин Дорвард», а в 1971 – совместной французско-германской работы, вышедшей в формате сериала.
Но особое внимание заслуживает фильм, выпущенный в 1988 году отечественным «Мосфильмом» и румынской киностудией «Букарешти». Режиссер киноленты – Сергей Тарасов, признанный мастер экранизации исторических романов. Стоит ли тратить свое время на просмотр этого фильма? Попытаемся разобраться в статье, оценив кино по нескольким критериям.
Соответствие оригиналу
В реалиях современной жизни часто бывает так, что человек сначала смотрит фильм, а потом уже читает книгу. Сюжет максимально приближен к произведению Вальтера Скотта, что позволяет максимально близко познакомиться с творчеством писателя. Эпизоды фильма практически полностью соответствуют главам книги. При просмотре не покидает ощущение, что у режиссера вместо сценария в руках находилась книга Вальтера Скотта.
В других существующих экранизациях приключений Квентина Дорварда сюжет «живет своей жизнью». Особенно заметны отличия от книги в американском варианте. Например, в самом начале фильма априори бедный (буквально на грани нищеты) главный герой предстает в шикарном бархатном костюме и на дорогом породистом скакуне.
Актерская игра
Глубина актерской игры – это козырь, который выгодно отличает отечественное кино от большинства зарубежных фильмов. В картине Сергея Тарасова задействована целая плеяда ярких и талантливых актеров: Ольга Кабо, Александр Кознов, Леонид Кулагин, Александр Лазарев, Юрий Кузнецов, Александр Пашутин, Александр Яковлев.
Мастерство актеров позволило передать зрителю всю неоднозначность и глубину Франции XV века. Вот, например, Александр Лазарев (Карл XI) и Александр Яковлев (Карл Смелый) виртуозно исполнили роли борющихся за политическое влияние монархов. С одной стороны, давние противники готовы пойти на все ради укрепления своих позиций. Взгляд короля Франции – это взгляд коршуна, только и ждущего возможности схватить зазевавшуюся добычу, а герцог бургундский спит и видит, как бы проучить своего зазнавшегося сюзерена. С другой стороны, под масками жестоких и решительных правителей иногда проступают сентиментальные нотки, позволяющие увидеть в них обычных людей.
Главные роли исполнили тогда еще совсем молодые Александр Кознов (Квентин Дорвард) и Ольга Кабо (графиня Изабелла де Круа). Актерам удалось показать не просто влюбленность или симпатию друг к другу. На экране зритель видит настоящую, высокую, всепобеждающую любовь, достойную восхищения.
Несмотря на то что для Ольги Кабо эта роль была одной из первых работ в кино, справилась она блестяще. Образ юной графини, вынужденной бежать из своего собственного замка под покровительство короля Франции, отлично подошел будущей звезде кино. Фраза актрисы «Прощай, Бургундия! Прощай, мой Брокемон», сказанная в самом начале ленты, у многих ассоциируется со всем фильмом.
Александр Кознов в роли королевского стрелка Квентина Дорварда – образец рыцарства и благородства. В игре актера нет ни пафоса, ни нелепого кривляния, ни погони за каждой юбкой, что выгодно отличает отечественную экранизацию от зарубежных вариантов. В то же время выглядит протагонист в кадре очень достойно и эффектно.
Интересный факт: режиссер картины Сергей Тарасов также снялся в фильме, исполнив роль епископа города Льежа, убитого разбойниками.
Музыка к фильму
Музыкальное сопровождение фильма выполнено на высшем уровне. Инструментальная музыка создает эффект максимального погружения в историческую эпоху. Мелодии не навязчивы и приятно дополняют интересный сюжет. Особого внимания заслуживает песня «О, рыцарь мой…», исполненная героиней Ольги Кабо. Неудивительно, что сердце Квентина Дорварда, ставшего невольным слушателем, воспылало любовью к юной девушке.
Костюмы
Нельзя сказать, что костюмы в фильме плохие. Их много, они яркие и вполне соответствуют описаниям Вальтера Скотта.
Вопросы вызывают костюмы, используемые в сценах сражений. Почти во всех баталиях сражающиеся герои облачены в металлические закрытые шлемы. Другие доспехи на них при этом практически отсутствует.
В тех сценах, где герои появляются в полных латах, выглядят они как консервные банки и передвигаются с таким жутким скрежетом, что зубы сводит. Что это? Режиссерский ход, нехватка реквизита или слишком усердная попытка соответствовать исторической эпохе? Впрочем, фильм вышел почти 30 лет назад, а для того времени костюмы очень даже хороши.
Интересно, что в американском и европейском фильмах, снятых гораздо раньше, качество костюмов ничем не уступает, а иногда и превосходит отечественный вариант. Возможно, дело в ограниченном бюджете советской ленты, выпущенной в трудные для страны времена.
В итоге
Главные достоинства картины – прекрасная актерская игра, приятная музыка и соответствие первоисточнику, удачно «упакованы» в относительно короткий хронометраж – 97 минут.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» - фильм, который обязательно следует посмотреть не только любителям исторических романов, но и обычным зрителям.