Как определить ритм в стихе?

Человек постоянно чувствует ритм. Это ритм его сердца, биение пульса. Это ритм музыки, которую он слышит. Это ритмичные звуки идущих часов.

Чувство ритма

Ритм всегда имеет воздействие на человека. Монотонная речь, ритмически состоящая из идентичных по громкости слогов, составляет невыразительное речевое полотно. Только ударение в словах позволяет отличать их друг от друга.

Через короткое время, непроизвольно, звуки структурируются мозгом и воспринимаются как повторяющиеся тихие и громкие слоги, чередующиеся между собой. Записав более громкий слог как «/», а тихий как «-», получим следующую схему:

  • /-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.

Скучно и нудно, не правда ли? Легко отключиться от собеседника и улететь мыслями далеко-далеко. Или вообще заснуть. Как известно, самая убаюкивающая вещь – это лекция. Тем не менее определились самые маленькие элементы стиха – слоги. Их называют единицами ритма первого уровня.

Чтобы речь перестала быть монотонной, читают с выражением. Выделяют ударные слоги и ставят смысловое ударение во всей фразе.

Ритм в прозе

Ритмы стиха и ритмы прозы подчиняются одним законам. Более того, музыкальный ритм тоже соответствует им. Когда строится фраза, в словах ставится ударение и выделяется ключевое слово или словосочетание. В музыкальной фразе ударение делается выделением какого-либо фрагмента с помощью усиления или уменьшения звука или паузой.

Ритм в прозе непостоянен и этим отличается от ритма стиха. В стихотворении весь текст структурирован и подчинен определенному ритму. Он может меняться, возвращаться к первоначальному, но он есть всегда. В прозе же он присутствует иногда, для выражения определенной мысли. Писатель использует этот инструмент для подчеркивания перечисления, например:

  • Поезд чертил свою линию с запада на восток, мелькали в окнах поля, леса и убогие деревеньки. Их сменяли дачные участки, которые плавно переходили в предместья, а затем и в провинциальные городки.

Ритмическая запись этой фразы будет выглядеть так:

  • /- -/- -/- -/- - - - /, -/- - - -/, -/- -/- - - - /- . /- - - /- - - /- , -/- - /- - - - /- - /- , - - /- - - - /- - - - /.

Есть что-то от ритма поезда, не правда ли? А вот запись фразы другого настроения:

  • Нет, я не стану этого делать. Не на того напал! Это что? Деньги? Мне? Вон! Вон из моей квартиры и из моей жизни!
  • /, - -/- /- -/-. - - -/- /! - -/ ? /- ?/ ?/! /- -/- /- - - - - /-!

Если в эту фразу вставить какое-либо рассуждение, изменится динамика действия, а вместе с ней уйдут экспрессивные выражения, окраска речи персонажа изменится, у него будет другой характер:

  • Нет, я не стану этого делать. Да за кого ты меня принимаешь? Чтобы я собственными руками подписал этот документ? Стал твоим поручителем, рискуя благополучием собственной семьи? Что это? Деньги? Сейчас ты готов платить за мое предательство, а кто заплатит мне, когда ты меня предашь? Уходи. Разговор окончен.
  • /, - -/- /- -/-. - - - / - -/- -/-? - -/, - - - - - /-, - -/- - - -/? / - - - - /- -, -/- - - - /- -/ - - -/? /- - ?/- ? -/ - - - - /- - - - /- -, - - - - -/, - -/- - - /? - -/. - -/ - /-.

Так может сказать мягкий человек, сама противоположность легко закипающему неврастенику из первого примера. Как видно, ритм в прозе служит для придания окраски повествованию или регулирования динамики действия.

Единица ритма в стихе – стопа

Звуки одинаковой длительности, которые выражаются в записи как «/» и «-», составляют какой-либо элемент. Их насчитывается довольно большое количество, приведем лишь некоторые:

  • /-
  • /- -
  • /- - -
  • /- - - -

Называются они единицами второго уровня - стопами. Название пришло из античности, когда танцовщик опускался на полную стопу. Рисунок его танца состоял из двух символов: ударный (стопа) и безударные (танец на носках). Со временем классическая стопа изменила свой вид, и сейчас так называют повторяющийся элемент стиха, где есть один ударный слог и один или несколько безударных.

Если на первом уровне еще нет рисунка, то на втором он появляется. Вот из этих «кирпичиков» будут слагаться стихи. Чаще всего они состоят из двух, трех или четырех долей. Поэтому называются двух-, трех- и четырехдольными стопами.

Строка

Для красоты звучания единиц ритма второго уровня недостаточно. Они группируются в строки или ритмические единицы третьего уровня:

  • /-/-/-/-
  • -/-/-/-/-
  • /- -/- -/- -/
  • - - /- -/- -/
  • -/- -/- -/-

Для примера попробуем записать ритм в стихе, выделяя слоги, на которые падает усиление:

  • Давайте мы будем смеяться и плакать
  • и искренних чувств друг от друга не прятать.
  • - - - -/- - - - -/-
  • -/- -/- - - - -/-.

Размер и ритм стиха могут не совпадать, хотя и записываются одинаковыми знаками.

Размер стиха

Сальери говорил Моцарту, что он «алгеброй гармонию измерил». В этом есть глубокий смысл: стихи можно измерить, и единицей измерения станет размер стиха.

Существуют пять основных размеров в русском стихосложении:

  1. /-
  2. -/
  3. /- -
  4. -/-
  5. - - /

Называются они соответственно хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В определении размера стиха важную роль играет ударение. И если ритм – величина непостоянная, зависящая от исполнителя, то размер он изменить не может. Вот как выглядит запись размера предыдущего стиха:

  • - /- - /- - /- -/-
  • - /- - /- - /- -/-.

Это как нотная запись. Играть ли с большим чувством, выразительно, или отбивать такт, как играют на занятиях танцами, – это зависит от концертмейстера. Ноты остаются те же в обоих случаях.

То же самое и с декламатором стихов: он может прочитать их с большим подъемом, выделяя некоторые слова и делая паузы. Тогда его выступление станет похожим на хорошее исполнение музыкальной пьесы. А теперь представьте себе школьного зубрилу, который вышел к доске и прочитал стихотворение на одной ноте, монотонно. Он отразил размер стиха, но не придал ему ритма. Стихи без ритм-деления безжизненны.

Строфа

Из ударных и безударных слогов формируются стопы, из них – строки, а из строк – строфы. Строфа – это единица ритма четвертого уровня. Она может иметь один размер для всех строк, а может менять его. А. С. Пушкин изобрел «онегинскую строфу», где совместил несколько размеров.

Но все же строфа – это ритм. Повторяясь от двух до множества раз, она придает рисунок стихотворению.

Наиболее часто встречаются строфы из четырех строк. И строфы содержат рифму.

Рифма

Некоторые слова одинаково заканчиваются. В таком случае одно слово для другого является рифмой. С ними человек знакомится с самого рождения: колыбельные песенки и детские считалочки, поговорки, прибаутки и присказки содержат рифмующиеся слова. Особенностью рифмы в современном стихосложении стало то, что она может быть взята из другого языка.

Земфира спокойно рифмует к слову «дискотеки»:

  • Меньше всего нужны мне твои comeback'и...

Более того, рифмовать можно слова, которых вовсе нет ни в одном языке. Именно так поступил Льюис Кэрролл, вставив в свою сказку стишок о Бармаглоте:

  • «Варкалось… Хливкие шорьки…».

С его легкой руки пошло экспериментирование поэтами начала двадцатого века. Хармс, например, написал:

  • Люди спят:
  • урлы-мурлы.
  • Над людьми
  • парят орлы.

Здесь рифма "орлы – мурлы". От того, что такого слова нет, стихи не перестали быть стихами. Выдержан размер стиха, ритм и рифма. Хотя ее может и не быть. Есть несколько форм, где стихи составляются без рифмы.

Гекзаметры и белый стих

Размер гекзаметра известен по «Одиссее» Гомера. После перевода ее на русский язык поэты стали чаще подражать древнему метру. Он имеет следующую схему:

  • /- -/- -/- -/- -/- -/-

Античный размер гекзаметров не часто применяют в русских стихах. Однако некоторые гекзаметры стали широко известными. Например, в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» во время репетиции античной пьесы, написанной гекзаметрами, на сцену выходит Бубенцов в тулупе и обращается к греческим богам: «Братцы мои дорогие, плебеи и фавны!» Сохраняя размер гекзаметра, он просит их провести его через сцену. Актеры мгновенно перестраиваются и отвечают в том же духе.

Еще один образчик этого стиха встречается в «Золотом теленке» - второй книге про О. Бендера писателей Ильфа и Петрова. Едва спасшись от пожара, В. Лоханкин заговорил античным стихом:

  • «Я к вам пришел навеки поселиться, надеюсь я найти у вас приют».

Главное в таком стихе – не рифма, а размер. Он распространяется на все строки, и повествование становится похожим на балладу:

  • Солнце давно уже скрылось, ушло на покой до рассвета.
  • И не торопится выйти на небо светило ночное.
  • В волнах поют, моряков зазывая, сирены.
  • Только огонь маяка жизнерадостно светит.

Стихи без рифмы носят название «белый стих». Есть очень красивые стихи А. Блока и С. Черного, написанные этим стилем. Они структурированы, имеют ритм стиха, стихотворный размер, и это настоящая поэзия.

Буриме

Для написания простеньких стишков не требуется вдохновение. Нужно лишь знать основные законы стихосложения. На этих законах построена игра "буриме". Задаются две пары рифм, и игроки сочиняют четверостишие. После зачитывают творения и выбирают наиболее удачное. Эта салонная игра позволяет быстро разобраться в понятиях ритма стиха, стихотворного размера и построения строфы с рифмующимися строками. Допустим, даны две пары таких рифм: «гипюр - маникюр» и «конфитюр – от кутюр». Вот что может получиться:

  • Тончайшей перчатки гипюр
  • Французский не скрыл маникюр.
  • Я сегодня на кухне варю конфитюр,
  • Облачившись в наряд от кутюр.

В этом четверостишии парные рифмы стоят в соседних строчках. Можно было бы поменять их местами. Хотя о размере не договариваются, в заданных словах уже читается анапест:

  • - - /

Это слова с двумя безударными слогами и одним, последним, ударным. Известно, что они должны стоять в конце строки. Поэтому вариантов выбора размера стиха остается немного.

Можно записать ритм стиха, предполагая исполнение его гламурной особой:

  • - - - - - - - /
  • - - - - - - - /
  • - - / - - / - - / - - /
  • - - / - - / - - /.

Определение ритма

В учебных заведениях, где учат актерскому мастерству, есть такое упражнение: прочитать четверостишие или скороговорку с разными выражениями. Например, как прочитала бы его Б. Ахмадуллина, В. Маяковский, Р. Литвинова. Ритм в стихе будет меняться в зависимости от характера чтеца.

Рубленые фразы В. Маяковского позволяют предположить выделение почти каждого слова и многозначительные паузы. Б. Ахмадуллина, скорее всего, прочитала бы его мечтательным тоном, делая акцент только в конце строки. А Р. Литвинова, возможно, выделяла бы начало и конец строки, остальной текст произнося тихо, как бы про себя.

Можно сделать вывод: ритм – это творческий подход к тексту. Выделяя определенные фразы, делая паузы, расставляя другие акценты, чтец делает текст живым, динамичным. Ритм в стихе – непостоянная величина. Он меняется в зависимости от настроения декламатора. Вопросительная интонация или восклицание не изменят ни текста стиха, ни его размера, но создадут противоположное впечатление от творения автора. Вот почему очень важно уметь владеть передачей ритма при чтении стихов.

Комментарии