Формула Уилсона. Оптимальный размер заказа: определение, модель и пример расчета

Иногда предприятия накапливают товарные остатки на самые ходовые позиции. Однако увеличивать запасы до бесконечности невозможно. Необходимо определить оптимальные размеры заказа. С этой целью и используется формула Уилсона.

Виды

Остатки на складах делятся на производственные и товарные. К первой категории относятся закупленные запасы, предназначенные для изготовления продукции. Их предназначение – обеспечение бесперебойного процесса производства. Товарные запасы – это остатки на складах и те, что находятся в пути к оптовым и розничным предприятиям.

Текущие запасы предназначены для обеспечения бесперебойного процесса торговли или производства в перерывах между поставками товаров. Страховые запасы накапливаются для той же цели, но в случае возникновения непредвиденных обстоятельств: изменении партии поставки, увеличении спроса, возникновении задержек в пути. В нормальной рыночной ситуации величина страховых запасов не меняется.

Зачем накапливать запасы?

Запасы в экономике обеспечивают стабильную работу системы. Но обходится такой метод достаточно дорого. По данным зарубежных источников, хранение единицы продукции стоимостью в 1 доллар стоит 25 центов в год. Отечественные экономисты приводят аналогичные показатели – 20-30 % от стоимости товара. Если у компании хранятся запасы стоимостью 100 млн руб., то она тратит еще 25 млн на их содержание.

Риски

Хранение запасов имеет ряд недостатков. Это:

  • замораживание финансовых ресурсов;
  • приостановка процесса улучшения качества, так как организация в первую очередь ликвидирует запасы, а потом закупает новую продукцию;
  • изоляция логистики в схеме сбыта;
  • расходы на содержание специальных помещений и оплату труда кладовщиков;
  • риск потерь в связи с порчей или хищением имущества.

Исходя из того, сколько расходов несет организация на хранение, определяется весь процесс управления запасами. Формула Уилсона помогает рассчитать объем запасов, который нужно сократить. Хотя хранение продукции сопряжено с рисками, предприниматели вынуждены на них идти, так как отсутствие запасов влечет за собой потерю прибыли.

Результат расчетов, полученных с помощью модели Уилсона, формула которого была представлена ранее, следует сопоставить с прочими расходами. Затраты на закупку каждого вида изделия должны быть меньше, чем расходы на его хранение. Только тогда имеет смысл создавать запасы.

Проблемы управления

  • На размер заказа влияет большое количество факторов: его величина, неравномерный расход, отдаленность поставщика, логистика.
  • Запасы могут формироваться как на текущие поставки, так и на сезонные продажи.
  • Большое количество систем контроля запасов: от периодического до непрерывного.
  • С расширением ассортимента увеличивается риск расчета оптимальной партии поставки. Формула Уилсона этот риск не исключает.
  • Увеличение времени выполнения заказа в регионах с дешевой рабочей силой.

Термин

Оптимальный размер заказа (формула Уилсона) — это модель, с помощью которой можно определить экономически обоснованный размер заказа с минимальными издержками. Она применяется при таких условиях:

  • Четко известен спрос на продукцию и время доставки товара.
  • Получение товара осуществляется мгновенно.
  • Отсутствует дефицит и оптовые скидки.

Формула Уилсона

Оптимальный размер заказа ТС = PR + CR / Q + PFQ / 2, где

  • Q - размер заказа;
  • C — издержки размещения;
  • R — ежегодный спрос;
  • P — издержки на приобретение 1 штуки продукции;
  • F — коэффициент издержек хранения (обычно 10-15%).
  • PF — издержки хранения товара за год.

Для кого?

Формула Уилсона разрабатывалась для крупных промышленных предприятий. Ее нельзя применять в таком виде в современных торговых компаниях. Первым делом ее следует расширить, чтобы учесть издержки задалживания и широкий ассортимент продукции. Только после этого можно применять формулу Уилсона на группе весомых (АВС-анализ) и стабильных товаров (XYZ-анализ).

Прочие показатели

Для управления запасами можно использовать не только формулу Уилсона. В экономической теории существует ряд других коэффициентов, которые уточняют результаты расчетов.

Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз продукция проходит все циклы реализации за указанный период времени. С помощью этого показателя можно рассчитать возможность получения валовой прибыли с одного рубля, вложенного в покупку товара:

Оз = Стоимость закупленных товаров в месяц (квартал, год) / Средний запас товара за тот же период.

При расчете показателя не берется в учет продукция, купленная под конкретный заказ.

Обеспеченность запасами – на сколько дней хватит текущих запасов организации, если вдруг прекратятся поставки:

Обесп = Стоимость запасов х Число дней / Средний запас товара

Удельный вес запасов в оборотных и необоротных активах:

Уд = Стоимость запасов / ОА (НМА)

АВС-анализ

Этот метод расчета определяет самые важные ресурсы фирмы. Его можно применять на всех видах организаций. Он сформирован по принципу Парео: 80 % оборота дает 20 % товаров. Надежный контроль этой части ресурсов (запасов) даст возможность контролировать систему в целом.

В рамках ABC-анализа товарные позиции делятся на три категории:

  • А – самые прибыльные: 20 % ассортимента приносит 80 % заказов.
  • В – промежуточные: 30 % ассортимента приносит 15 % продаж.
  • С – наименее ценные: 50 % ассортимента приносит 5 % заказов.

ABC-анализ — это ранжирование по параметрам. Причем сортировать можно не только продукцию, но и покупателей, длительность периода продаж, прочие важные статистические данные. Цель – группировка объектов по степени их влияния на конечный результат. В процессе анализа также формируется график, который называется кривой Парето (Лоренца или ABC-кривой). Этот же метод можно использовать для ранжирования клиентов по количеству заказов в логистике. Формула Уилсона для данной цели непригодна.

Группировка объектов может осуществляться по стоимостным показателям. В этом случае складывается доля объектов и общий результат (например, если продукция приносит 50 % заказов, то это значение увеличивается в два раза). Значение сумм находится в пределах от 0 % до 200 %. Группы формируются по таким критериям: А – 100 %, В – 45 %, С – остальные.

XYZ-анализ

Еще один способ определения оптимального заказа – расчет коэффициента вариации (XYZ-анализ). Он отражает разброс значения относительно среднего (объема заказа, уровня продаж, количества клиентов и т. д.). С его помощью можно исключить влияние сезонных факторов на конечный показатель. В процессе расчета используется формула стандартного отклонения в процентах.

Информация ранжируется следующим образом:

  • Х - самые незначительные изменения среднего значения (0-10 %);
  • У – изменения значений на 10-25 % от среднего;
  • Z – изменение значений более чем на 25 %.

Самое большое влияние на конечный результат имеют первые две группы показателей.

Таким образом, прежде чем применять формулу Уилсона, следует определить самые значимые для организации группы товаров, а затем рассчитывать предельный объем запасов.

Комментарии