Французский композитор Жан-Филипп Рамо: биография, творчество и интересные факты

Жан-Филипп Рамо - популярный композитор из Франции, прославившийся своими музыкальными экспериментами. Он был знаменит на всю Европу, служил придворным композитором у французского короля. В историю мировой музыки он вошел, как теоретик направления барокко, создатель нового оперного стиля. Его подробную биографию расскажем в этой статье.

Биография композитора

Жан-Филипп Рамо родился в 1683 году. Он появился на свет во французском городе Дижоне.

Его отец был органистом, поэтому мальчика с детства приобщали к музыке. В результате ноты он выучил раньше, чем алфавит. Образование Жан-Филипп Рамо получил в иезуитской школе. Его увлечение музыкой родители всячески поддерживали. Поэтому, как только ему исполнилось 18 лет, отправили в Италию, чтобы совершенствовать музыкальное образование. Жан-Филипп Рамо учился в Милане.

Вернувшись на родину, он сначала устроился скрипачом в оркестр в городе Монпелье, затем пошел по стопам отца, начав работать органистом. Он постоянно выступал в Лионе, родном Дижоне, Клермон-Ферране.

В 1722 году Жан-Филипп Рамо, биография которого есть в этой статье, окончательно обосновался в Париже. Он начал сочинять музыку для столичных театров. Примечательно, что писал не только светские, но и духовные произведения. В 1745 году был назначен придворным композитором при дворе Людовика XV Возлюбленного.

Самые известные произведения

Известность герою нашей статьи принесли светские произведения. Жан-Филипп Рамо создал множество пьес для клавесина, который в XX веке стали настолько популярными, что их даже стали проходить и изучать в детских музыкальных школах. Также среди его произведений стоит отметить целых пять концертов для скрипки, клавесина и виолы, характеристические пьесы, отличающиеся ярким и запоминающимся стилем.

Есть в активе композитора и духовные произведения. В первую очередь, это три латинские мотеты, то есть многоголосые вокальные произведения, которые были чрезвычайно популярны в Средневековье в Западной Европе, не утратили актуальность ив эпоху Возрождения.

Среди популярных пьес Рамо следует отметить произведения "Курица", "Тамбурин", "Молоточки", "Дофина", "Перекличка птиц".

Музыкальные эксперименты

В наши дни Рамо в первую очередь известен как смелый музыкальный экспериментатор. Особенно часто опыты он ставил при написании пьес для клавесина. Рамо экспериментировал с ритмом, гармонией и фактурой. Современники прямо называли его мастерскую творческой лабораторией.

Показателен пример пьес "Циклопы" и "Дикари". В них Рамо удалось добиться удивительного звучания за счет необычного развертывания тонального лада. Это было весьма изобретательно и необычно для музыкальных произведений того времени. В пьесе "Энгармоническая" Рамо одним из первых в мире применил энгармонические модуляции, то есть использовал совпадающие по высоте звуки, аккорды, интервалы и тональности, которые при этом оставались различными по написанию.

Инструмент Жана-Филиппа Рамо - орган. С ним он также неоднократно экспериментировал, добиваясь принципиально нового звучания.

Новый оперный стиль

Жан-Филипп Рамо создал новый оперный стиль. Этим он, пожалуй, больше всего прославился среди современников. Оценить его можно по самым известным музыкальным трагедиям автора. Например, это "Ипполит и Арисия".

Это его первая опера, либретто к которой написал Симон Жозеф Пеллегрен. Опера основана на знаменитой трагедии Расина под названием "Федра", которая, в свою очередь, написана на основе трагедий "Ипполит" Еврипида и "Федра" Сенеки.

Интересно, что эта опера была единственной у Рамо, которая не была популярна у зрителей. Но при этом вызвала оживленную полемику. Приверженцы оперных традиций считали, что она оказалась слишком сложной и искусственной. Сторонники музыки Рамо им всячески возражали.

Примечательно, что свою первую оперу Рамо написал, когда ему исполнилось почти 50 лет. До этого он был известен, как автор работ по теории музыки и сборников легких пьес для клавесина. Сам Рамо на протяжении многих лет трудился, чтобы создать большое произведение, достойное Королевской оперы, но никак не мог найти литератора, который помог бы ему осуществить этот замысел. Только знакомство с аббатом Пеллегреном, который к тому времени уже был известен, как автор либретто к опере "Иевфая", спасло ситуацию.

Пеллегрен согласился на сотрудничество, но, по слухам, требовал вексель от Рамо на тот случай, если произведение провалится. Одним из главных новшеств, которые композитор использовал в этой опере, стали связи, которые возникали между увертюрами и содержанием самой оперы. Так ему удалось проиллюстрировать противостояние главных героев произведения - Ипполиты и Федры.

Работу над созданием нового оперного стиля Рамо продолжил в операх "Кастор и Поллукс", опере-балете "Галантные Индии", произведениях "Дардан", "Празднества Гебы, или Лирические дарования", "Наида", "Саид", "Зороастр", "Бореады", лирической комедии "Платея". Большинство опер были впервые поставлены на сцене Парижской оперы.

В наши дни необычайно популярными стали семь кантат, которые так и не были опубликованы при его жизни. Часто хористы исполняют и его "Гимн ночи". Правда, в последнее время стало известно, что это не произведение Рамо, а более поздняя обработка темы ил оперы "Ипполит и Арисия", сделанная Нуайоном.

Трактаты о теории музыки

В свое время Рамо прославился, как крупный музыкальный теоретик, благодаря которому французская классическая музыка и опера шагнули далеко вперед. В 1722 году он опубликован знаменитый "Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам".

Также известностью пользовались и до сих пор вызывают интерес у специалистов его работы способах аккомпанемента на клавесине и органе, исследования о происхождении гармонии, демонстрация ее основ, наблюдения за склонностью человека к музыке.

В 1760 году длительные обсуждения вызвал его трактат "Законы практической музыки".

Признание композитора

После смерти композитора о нем быстро забыли, так как на смену Рамо пришел еще более смелый реформатор Кристоф Глюк, создавший принципиально новую оперу. На протяжении практически всего XIX столетия произведения Рамо не исполнялись. Его музыку внимательно изучали только сами композиторы. Например, интерес проявляли Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз.

Только в начале XX века произведения Рамо стали возвращаться на сцену. в наши дни он стал признанным гением французской музыки, одной из самых влиятельных фигур середине XVIII века.

В честь композитора даже назвали кратер на планете Меркурий.

Комментарии