Токката - это игривость и грация музыки!
Музыка - это прекрасный способ самовыражения, творчество, заниматься которым дано не всем, но наслаждаться музыкой наверняка желает каждый из нас. Что означает "токката" и почему это слово стоит знать даже слушателям музыки, любителям-непрофессионалам, вы узнаете, прочитав эту статью.
"Фортепианная" лексика
Когда-то давно, во времена таких композиторов, как Мендельсон, Лебюсси и Шуман, значение слова "токката" подразумевало любое музыкальное произведение, созданное для фортепиано, да и вообще любого клавишного инструмента. Характерный признак токкаты - динамичность музыки, четкость игры звуков, короткие ноты. Для фортепианной и органной музыки классическая токката значение имеет огромное. Что еще немаловажно - поочередность смены токкатного звучания то в басовом, то в скрипичном ключе. Токката во многих произведениях звучит как игривое, легкое вступление, предыстория основной теме музыкального произведения. Показательным для звучания является и исконный перевод слова токката с итальянского языка, что значит "притрагиваться", "толкать".
Техника игры
На нотном листе токката обозначается точками над нотами, играются такие ноты прерывисто, четкими, но в то же время легкими "ударами". Руку при этом не стоит открывать от клавиш слишком высоко, потому как это замедляет динамику игры. Играя "токкату", нельзя "вязнуть" в звучании, важно сохранять прерывистость. Зачастую оркестровая токката обозначает удары, раскаты фанфар духовых и ударных (низких ударных - вроде литавр) инструментов.
Очень часто услышать оркестровое исполнение токкаты можно в современных операх и балетных постановках, хотя такая тенденция возникла впервые в далекой ренессансной эпохе.
Шутливость музыки
Токката - это, пожалуй, самая игривая форма музыкального произведения или его части, услышать ее можно в пародийных линиях и перекличках в операх, музыкальных юморесках.
По характеру своего звучания токкату можно сравнить со скерцо - такой же озорной и шаловливой музыкой, которая вмиг способна поднять вам настроение и создать особую атмосферу праздничного сюра.
Нешуточный жанр
Когда-то давно стремительные мотивы токкаты, этой стремительной и виртуозной музыки являлись вступлением к музыке, которую играли на церковных церемониях преимущественно католической церкви. Токката открывала собой многоголосные хоровые произведения, предвещала перекличку самого обширного спектра героев музыкального произведения.
Музыкальная фактура
Toccata исполняется в очень четкой технике, достичь которой удается не каждому музыканту. Из великих композиторов Иоганн Себастьян Бах был знаменит еще и своим талантом прерывисто, но вместе с тем с разной степенью нажима на клавиши играть великолепную токкату, в которой каждый акцент находится на своем месте.
Токката - это произведение, требующее четкости звучания. Аккорды, высокие пассажи - все это характерные элементы жанра. Полифонические мотивы, как уже было сказано ранее, огромное украшение любой токкаты, особенно если речь идет о хоровом исполнении.
Этюд и токката
В то время, когда творили такие великие композиторы-этюдисты, как Черни и Шуман, этюд и токката стали очень близкими по своей стилистической окраске произведениями. И по сей день этюды Черни используют в консерваториях и музыкальных школах для того, чтобы обучить юных музыкантов использовать всю палитру оттенков в музыке, для того чтобы наработать беглость пальцев и техничность исполнения.
Историческая справка
Заканчивая разговор о том, что же такое токката, невозможно не упомянуть об исторических этапах становления этой музыки. Токката возникла в эпоху позднего Возрождения в северной Италии. Музыкальные произведения 1590-х годов содержали в себе токкатные элементы.
Эпоха барокко в музыке характеризуется особой экстравагантностью, от Реннесанса в ней осталась многоголосность и контрапункция. Фуга же - основная музыкальная форма этой эпохи. Однако "музыкальность" эпохи стремительно снижалась, возрастала роль вокального исполнения.
Фуги, арии получили свою "золотую пору" в музыке. Итак, барочная токката стала гораздо длиннее, чем токката эпохи Возрождения, но вместе с тем сохранила свою динамичность и требовала определенной виртуозности от исполнителя.
Сравнить музыку того времени можно разве что только с архитектурой, столь же необычной и изобилующей. Почти всегда барочная токката создает впечатление чистой импровизации, настолько многосложными являлись произведения этого жанра во времена барокко.
После окончания периода барокко токката все реже и реже встречалась в музыке. Композиторы последующей эпохи Романтизма все же обращались к стилистической форме токкаты, например уже ранее упомянутый Шуман очень любил форму токкаты.
Лист - еще один исполнитель того периода. Он использовал токкату как ведущую стилистическую деталь в составе своих знаменитых вальсов.
Работы Шумана считаются наиболее сложными с технической точки зрения, в то время как токката Листа - это всегда короткая часть композиции, которая постепенно утратила свое истинное значение в творчестве этого композитора.
В 20-м веке Прокофьев также возродил моду на эту музыкальную форму, включив ее в некоторые произведения, но также ненадолго.
Токкаты еще какое-то время писались для органа. Теперь этой формой оттачивают мастерство юные исполнители и композиторы. Токката позволяет нарастить темп игры и создать игривое музыкальное настроение, не утяжеляя тем самым смысловую нагрузку произведения.