Рубцовский машиностроительный завод: история, описание, продукция

Рубцовский машиностроительный завод (Рубцовский филиал НПК «Уралвагонзавод» с 2011 года) – крупное машиностроительное предприятие, расположенное в г. Рубцовске Алтайского края. Со дня основания специализируется на конструировании и сборке военной и гражданской гусеничной техники (вездеходов, тягачей, бронеавтомобилей, ремонтных машин). С 2000 годов выпускает широкую номенклатуру сельхозтехники.

Начало пути

Образование Рубцовского машиностроительного завода (РМЗ) состоялось 26.12.1959 года. В этот день прошло техническое совещание Совмина об утверждении детального проекта по строительству гусеничного завода транспортных средств на Алтае. Площадкой для нового производства был выбран город Рубцовск.

В 1961 году запущен производственный комплекс, включающий цеха и участки:

  • Штамповочно-прессового производства.
  • Сварочно-окрасочный.
  • Механический.
  • Гальванический.
  • Инструментальный.
  • Механо-сборочный.

Основная линия сборки заработала весной 1962-го, к концу года произведена первая партия из пяти изделий «№21».

Развитие

В период 8-го пятилетнего плана инженеры и работники Рубцовского машиностроительного завода плодотворно работали над созданием новых видов гусеничной техники. Были подготовлены к серийному производству модифицированные вездеходы-транспортеры типа ГТ-T 21. Кстати, плавучее транспортное средство для лесохозяйств и геологов экспонировалось на выставке Экологических достижений СССР, за него РМЗ удостоен Премии 1 степени.

Производство планомерно расширялось. Если в 1963-м выпускалось ежемесячно 10 машин серии ГТ-Т 21, то в 1966 производительность возросла до 120 единиц. Годом позже Рубцовский машиностроительный завод начал изготавливать отдельные агрегаты (приводы, трансмиссии) для БМП-1 (АИФВ), собираемые Курганским машзаводом (КМЗ).

РМЗ в 1968 организовал в Семипалатинске (Казахстан) филиал по изготовлению вездеходов ГТ-Т. С 1977 года здесь начали производство колесно-лыжного транспорта. В 1983 филиал обрел статус самостоятельно предприятия.

В 1973 году Рубцовским машиностроительным заводом освоена сборка командирских бронеавтомобилей БРМ-1К по техдокументации «Курганмашзавода». В 1979 РМЗ начал выпускать бронеавтомобили ПРП-3 (передвижные разведывательные пункты), а в 1980 – броневики БМП-1КШ (командно-штабные). В 1983 году достижения коллектива в создании уникальных двухзвенных машин «Витязь», обладающих непревзойденной проходимостью, отмечены Госпремией СССР и орденом Красного Знамени.

Новый период

С 1990-х годов ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» активно развивает создание гражданской техники на основе ходовой БМП-1. Это:

  • СКБМ-523 – ремонтно-строительный спецтранспорт с краново-бурильным модулем.
  • МГТ-529 – гусеничный тягач.
  • ПГБМ-528 – гусеничный автомобиль с буровой установкой.
  • ГТТМ-536 – тягач.
  • ГТ-515 – гусеничный многоцелевой двухзвенный перевозчик.
  • МГШ-521 – шасси гусеничное общего назначения.
  • МГШ-521M1 – модификация предыдущей модели с увеличенной колесной базой, оснащенной лебедкой.

Кроме того, производится выпуск гусеничных путейных ремонтных летучек серии ГПЛ-520, гусеничных ремонтных машин (РМГ), лесопожарной техники (ЛПА-521), лицензионных асфальтоукладчиков PF-191, точных сеялок модели СТК, прочих специализированных транспортных средств и сельхозтехники для национальной экономики.

С целью оптимизации выпуска военной и специальной техники в 2011 году Рубцовский машиностроительный завод был передан в подчинение НПК «Уралвагонзавод». При этом администрации удалось сохранить не только производственные мощности, но и специализацию, а также собственную конструкторскую школу, создавшую много интересных инженерных решений и перспективных наработок.

Военная техника

Последние годы РМЗ вновь обратил внимание на выпуск бронированной и специальной военной техники. Актуальным является сборка разведывательных подвижных пунктов четвертого поколения ПРП-4А. В их основные задачи входят:

  • отслеживание передвижения вражеской бронетехники;
  • обнаружение замаскированных позиций;
  • целенаведение, корректировка работы артиллерийских расчетов, привязка огневых позиций.

Высокая проходимость, плавучесть, достаточная скорость (65 км/час), оснащение современными оптико-электронными средствами позволяют изделию эффективно выполнять свои задачи.

Также РМЗ выпускает еще один тип разведывательных машин – БРМ-3К. Всепогодная техника работает в связке с другими разведывательными системами, обмениваясь данными в реальном времени. Отличается маневренностью, высокой скоростью передвижения по водной глади (благодаря встроенным водометам), неплохой бронезащитой.

Дополняет модельный ряд бронированная ремонтная машина повышенной проходимости РМ-Г. Благодаря мощной лебедке и мини-крану бригада способна оперативно заменять поврежденные/сломанные агрегаты и узлы бронетранспортеров, танков, военных автомобилей. А также эвакуировать/буксировать технику, в том числе на плаву.

Комментарии