Симметричная композиция - это... Симметрия и асимметрия

Симметрия окружает человека с самого рождения. Прежде всего она проявляется в живой и неживой природе: великолепные рога оленя, крылья бабочек, кристаллическая структура узора снежинок. Все законы и правила, которые путем наблюдений и анализа вывел человек для создания композиции, были заимствованы из окружающего мира. И первоначально изображение несло информационную функцию, постепенно обрастая эмоциональными, ценностными переживаниями автора. Так ли проста симметричная композиция, и можно ли с ее помощью донести насыщенный художественный образ? Возможно, она является «вещью в себе», которую неподготовленный зритель не сразу рассмотрит.

Композиция

Латинское слово compositio ("составление") является основой для художественных форм разных жанров. Именно композиция отвечает за целостность произведения. Разные композиционные решения подчиняются одним и тем же строгим законам. Элементы, компонуемые художником, разнообразны. Основные из них - форма, цвет, фактура, ритм, контраст, нюанс, пропорции. Законы немногочисленны, но обязательны для исполнения: равновесие, единство и соподчинение.

Для любой симметричной композиции основой служит плоскость ее размещения. Она в основном и определяет применение тех или иных выразительных средств.

Плоскость

Что нужно сделать, чтобы увидеть плоскость? Просто посмотреть на нее. Ведь человеческий глаз – это уникальный приемник информации, уже «обученный» природой правильному видению.

В природе существуют такие условия, при которых происходят оптические обманы, но, как ни странно, они закономерны и достаточно изучены на сегодняшний день. Поэтому подавляющее большинство людей однозначно воспринимают плоскость. Естественные различия существуют между людьми, которые пользуются иероглифами, и теми, кто читает и пишет при помощи букв. Культурные различия играют в данном случае не последнюю роль.

Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, общие для жителей всей планеты. Основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом:

  1. Прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность.
  2. Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий.
  3. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные – удлиняют его.

Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур.

Формы на плоскости

Многообразие разных форм можно свести к треугольнику, квадрату, прямоугольнику, кругу, точке и линии. Формы композиции и плоскость, на которой они размещены, условно связаны замыслом изображения. Даже чистый лист бумаги наделен условной структурой. Его плоскость может быть рассечена на горизонтальные, вертикальные и диагональные оси (относительно которых выстраивается симметричная композиция).

Точка схождения всех линий находится в центре плоскости и всегда воспринимается зрителем активно. Части плоскости, выходящие за пределы центра, ощущаются пассивными. Все элементы симметричной композиции взаимодействуют со структурой плоскости и при условии достижения зрительного равновесия образуют гармоничную структуру.

Симметрия

Это явление встречается повсеместно: в биологии, химии, геометрии. Среди образцов искусства чаще всего используется в архитектуре, декоративно-прикладных ремеслах, рисунках.

Слово это греческого происхождения, в дословном переводе «соразмерность» и обозначает уравновешенное расположение форм относительно осей или точки. Винтовая симметрия часто сама является предметом изображения. Наиболее используемыми видами симметрии являются:

  • зеркальная;
  • центральная;
  • осевая;
  • переноса.

Возможные трудности использования

Составление уравновешенных при помощи симметрии композиций не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. Здесь от художника требуется знание некоторых закономерностей:

  1. Сотворение запоминающейся симметричной композиции может произойти только в идеальном соответствии всех компонентов (иногда даже малое отступление способно погубить работу).
  2. Такие работы не несу в себе новизны и неожиданности, поэтому существует большой процент вероятности уйти в «скучное уравновешивание».

Учет этих особенностей позволяет мастерам создавать поистине шедевральные образцы симметричных композиций, примеры которых можно наблюдать в архитектуре, живописи, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и прочих сферах искусства.

Замкнутость и открытость

Существуют картины центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя исподволь возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ. Предполагаемое же домысливание сюжета картины или рисунка на уже прописанной на полотне свидетельствует о центробежности, или открытой композиции. Такие произведения достаточно сложны для восприятия и требуют определенного времени для осмысления.

Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель - украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие, уравновешенность. Довольно часто декорирование проводится в трехмерном пространстве. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении. Поэтому фото симметричной композиции не потеряет смысловой нагрузки (при условии профессионализма фотографа), а сделанное мастером, может даже добавить красок.

Динамика и статика

Для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры и т. д. Что такое статика? Это расположение элементов композиции, которое оставляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений:

  1. Отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения.
  2. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т. д.
  3. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов.

Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок.

Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выше описанных методов. Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) - и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: тревогу, напряжение, ожидание. Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность.

Симметрия и асимметрия

Как это ни странно, но равновесие (или баланс) – это основной принцип строения всего живого в мире. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции – это свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии).

Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что ценность картины не заключается в использовании автором той или иной техники компоновки материала, а проявляется в доступном донесении замысла произведения, его эмоциональной насыщенности. Нельзя утверждать, что симметричная и асимметричная композиции различаются лишь по сложности их исполнения для художника. Ведь «краткость – сестра таланта» и часто «все гениальное – просто». Причем простота в таких случаях становится всепроникающей (и в исполнении, и в восприятии).

Симметрией пользуются современные художники, равно как и их предшественники. Она гарантированно обеспечит создание впечатления величественности изображаемых объектов, торжественности и помпезности. В симметрии воплощен один из самых незыблемых и непреходящих законов природы – стремление к балансу.

Однако человеческая жизнь (и впечатления от ее проживания) часто устроена далеко не сбалансированно. Поэтому и появляются асимметричные картины, наполненные переживаниями, движением, противоречиями и мечтами. Художник не вправе оставаться в стороне от происходящих событий.

Заключение

Несмотря на кажущуюся простоту, симметричные композиции являются образцами гармонии мира и природы. Однако и асимметричные построения не лишены этого свойства. Единство таких композиций открывается глазу зрителя не сразу, поскольку построено на определенных закономерностях, не связанных с осями симметрии. Эстетическая ценность обеих форм изображения не подвергается сомнению, поскольку неоднократно была проверена временем.

Комментарии