Гемба - что это такое? Уникальный подход японского менеджмента

Слово пришло к нам из японского языка. И оно уже довольно часто встречается в деловых кругах, в мировых и российских новостях. Но что это такое - гемба? В этой статье мы постараемся подробно рассказать.

Что означает слово "гемба"?

Гемба, гэмба или гэнти гэмбуцу - все эти слова определяют одно и то же явление. Часто его называют и инструментом бережливого производства. Слово произошло от японского 現地現物, что означает "товар на местах".

Так что это такое? Гемба - подход, активно применяемый в управленческой японской практике, называемой кайдзен. Так именуется философия (практика), фокусирующаяся на постоянном совершенствовании процессов производства, планирования, управления, вспомогательных бизнес-схем и аспектов человеческой жизни в целом.

Таким образом, чтобы точно понять, что к чему, нужно прийти на гемба - непосредственное место разворачивания рабочего процесса, ознакомиться с фактами и принять на основе этого правильное решение.

Термин стал известен широкой общественности после статей о системе менеджмента качества известной японской корпорации "Тойота". Гемба в кайдзен - решение проблемы сразу на месте ее возникновения. Такой подход в корне отличается от популярного американского, для которого характерна удаленная работа управленца.

От кайдзен к гемба

Разобраться с гемба поможет знакомство с философией кайдзен. Надо сказать, она не является статичной - практика все время дополняется, совершенствуется. Представим несколько ее главных принципов для менеджера:

  • Не забывайте о самодисциплине. Контролируйте свое поведение. Уважайте работников, как себя самого.
  • Самосовершенствование - это важно. Начните с решения собственных задач и определения сферы своей ответственности.
  • Не забывайте информировать каждого работника о деятельности фирмы.
  • Всегда фокусируйтесь на клиентах. Ведь они - главная цель вашей работы.
  • Суть кайдзен - непрерывные, ежедневные изменения к лучшему.
  • Открыто признавайте свои проблемы. Только после их осознания возможно совершенствоваться. Не бойтесь публичных обсуждений проблем.
  • Пропагандируйте открытость. Неправильно, если сотрудники ограничивают свое общение определенной группой.
  • Создавайте рабочие команды.
  • Развивайтесь сами, чтобы ваш опыт стал примером для всей компании.
  • Доверяйте определенный круг обязанностей каждому сотруднику, чтобы он смог убедиться в собственной значимости.
  • Научитесь планировать. И всегда сравнивайте ожидаемое с результатом.
  • Предотвращайте повторение проблем на производстве.
  • Стандартизация и качество - то, о чем никогда нельзя забывать.

Отсюда можно выявить пять важных шагов для совершенствования себя и компании:

  1. Аккуратность.
  2. Порядок.
  3. Чистота.
  4. Стандартизация.
  5. Самодисциплина.

Правила гемба-менеджмента

Что это такое - гемба? Это 5 основных правил управленца:

  1. Если возникла проблема, нужно сразу же идти на гемба. То есть к месту рабочего процесса, где она проявилась.
  2. На гемба первым делом нужно ознакомиться с гэмбуцу - окружающей средой, оборудованием.
  3. Найти ключевое решение проблемы обязательно нужно на месте ее возникновения (гемба).
  4. А теперь отыщите причину ненормального положения дел.
  5. Зафиксируйте в инструкциях, правилах или стандартах способ недопущения повторных проявлений такой проблемы.

Как практиковать гемба?

Разобравшись со словом "гемба", кратко укажем, как возможно практиковать такой подход в современных российских условиях:

  • Постоянно наблюдать за процессами производства.
  • Проверять должное исполнение данных ранее распоряжений.
  • Всегда решать возникшие проблемы прямо на месте, не откладывая, вовлекая в процесс рядовых сотрудников.
  • Проводить рабочие встречи у баннеров с производственными показателями предприятия.
  • Ввести практику коротких обсуждений непосредственно на производственных пространствах.

Рекомендации по внедрению подхода

Многие руководители, узнав, что это такое - гемба, принимают решение о скором внедрении его на своем предприятии. Существует ряд полезных рекомендаций, которые позволяют пройти этому процессу скоро, гладко и успешно:

  • Практиковать гемба нужно постоянно, а не от случая к случаю.
  • Необходимо составить "План G" ("План "Гемба"), который поможет сфокусироваться на "больных" точках рабочего процесса.
  • Менеджеру нужно не забывать заглядывать в самые неожиданные и отдаленные уголки производства.
  • При возникновении проблемы управленец должен как можно быстрее явиться в гемба. И вести менеджера должна заинтересованность в ее решении.
  • Руководитель должен проявлять нетерпимость к обнаруженным отклонениям.
  • Менеджеру не стоит забывать о неукоснительном соблюдении предписаний техники безопасности.
  • Все отклонения нужно фиксировать, а также указывать конкретный срок для их устранения.
  • Важная обязанность управленца - проверить, насколько быстро и качественно выполнены его указания.

Что это еще?

Гемба - гора Полонинского хребта Украинских Карпат. Является наивысшей точкой массива под названием Полонина Боржава - 1491 м. Географически находится в его юго-западном продолжении (Закарпатская область).

Это куполообразная, выгнутая полумесяцем гора. На ней расположен один из известных украинских водопадов - Шипит (или Шипот). Также это развитая рекреационная зона - здесь находится второй по значимости в стране (после Драгобрата) горнолыжный курорт с 8 подъемниками для спортсменов. Выделяется самой длинной в Украине трассой - 3,5 км.

Но самое популярное значение слова "гемба" сегодня - один из подходов в японском менеджменте. Краткая его суть - решение проблемы на месте ее возникновения.

Комментарии
А своих детишек эти руководителю чему дома то учат? Не тому же самому?
2
Оказывается масло то - масляное!! Всегда считал, то что изложено в статье это основа руководства. Что настолько упал уровень руководителей? Для того что бы просто убирать рабочие места и следить за порядком надо нанимать спецов с труднопроизносимым названием должности? Решать проблемы на месте, на месте разобраться в ситуации, принять меры к недопущению повторов. Это откровения что ли для современных руководителей????? Убирать рабочее место и поддерживать там порядок, этому только в МВА учат?