Интернет-банкинг - это предоставление услуг банком посредством интернета
Интернет-банкинг представляет собой систему, которая может позволить осуществлять управление различными финансовыми операциями в любом доступном для клиента месте, в любое удобное время и на любом компьютерном средстве, способном осуществить выход в интернет.
Общее представление
Интернет-банкинг - это система, в которой клиент банка должен зарегистрироваться, после чего он может осуществлять переброс денежных средств с одного счета на другой, а также производить плату за выбранные покупки и предоставленные услуги, осуществлять другие банковские операции, при этом находясь дома.
С целью осуществления операций через исследуемую систему достаточно иметь персональный компьютер или ноутбук с доступом в интернет и любой браузер, установленный на компьютер.
Список услуг
Интернет-банкинг - это система, которая дает возможность осуществлять следующие виды услуг для клиента:
- выписки по счетам;
- получение информации по банковским продуктам;
- формирование заявок на открытие счетов, вкладов;
- внутренние переводы;
- переводы в другие банки;
- оплата услуг;
- погашение кредитов.
Положительные стороны системы
Рассмотрим основные положительные стороны в применении интернет-банкинга:
- снижение потребности в круглосуточной работе банка для обслуживания клиентов;
- сокращение административной работы;
- рост количества операций через интернет;
- возможность получить доступ к своим банковским счетам всегда;
- отсутствие очередей;
- экономия денежных средств и времени на дорогу к банку;
- безопасность.
Недостатки системы
Основные недостатки интернет-банкинга - это те отрицательные тенденции, которые являются помехой для его развития:
- слабая степень развития среди розничного сектора;
- трудность прогнозирования срока окупаемости;
- отсутствие квалифицированных кадров для поддержания функционирования;
- низкая информированность населения о данных услугах;
- трудности психологического характера;
- непроработанность вопросов, связанных с ЭЦП.
Пользователь системы имеет возможность видеть свои счета в специальном индивидуальном кабинете, просматривать историю по счетам, оплатить сотовую связь, услуги ЖКХ, телевидение, интернет-покупки, выполнить настройку некоторых автоматических платежей.
Тенденции в России
В последние годы в России происходит увеличение количества интернет-платежей. Платежи в интернет-банкинге - это операции, осуществляемые внутри системы по счетам физического лица без посещения им офиса банка. Так, на начало текущего года показатель проникновения системы в России определен на уровне 16,7%. Она находится на начальной стадии, так как, например, в Канаде данный показатель составляет 60%.
Анализируя использование интернет-банкинга для физических лиц в нашей стране, следует сказать, что объем платежей и транзакций внутри системы постоянно ежегодно увеличивается, что свидетельствует о ее преимуществах.
Так, доля платежей физических лиц через банкинг по числу транзакций к 2017 году выросла на 18% и составила 26% против 8% в 2011 году.
У нас в стране в использовании услуг интернет-банкинга доля оплаты сотовых операторов лидирует и составляет 48%. Далее следует оплата услуг интернета и ЖКХ, платежи по реквизитам, совершение онлайн-покупок.
Возможности системы ОАО «АСБ Беларусбанк»
Рассмотрим возможности использования интернет-банкинга Беларусбанка.
Система в ОАО «АСБ Беларусбанк» - это специализированный разработанный информационный комплекс, который обеспечивает функционирование и возможность оказания услуг через Интернет для клиентов.
Для возможности пользования услугами банкинга физическому лицу необходимо зарегистрироваться двумя способами: через сервис online-регистрации или в офисе данного финучреждения. У каждого клиента может быть только одна учетная запись.
Вход в систему интернет-банкинга банка осуществляется через учетную запись (логин и пароль) в личном кабинете.
Процесс регистрации клиента в индивидуальном кабинете системы осуществляется следующим образом:
- При обращении в офис банка:
- необходимо представить в офис банка документы для удостоверения личности и имеющуюся банковскую карту; заполнить специальную анкету-заявление по форме банка с возможностью обслуживания через данную систему; приобрести уникальное имя и получить пароль для входа в систему, а также специальную карту сессионных ключей; произвести активацию карты ключей.
- При обращении через сайт банка необходимо предпринять следующие шаги:
- подать заявку на сайте; оплатить самостоятельно оказание услуг; ждать получения карты сессионных ключей на дом.
Для начала использования системы надо совершить следующие действия:
- нажать на иконку «Личный кабинет»;
- ввести логин и пароль в соответствующие поля;
- задать сессионный код.
Возможности интернет-банкинга в личном кабинете:
- просмотр остатка средств;
- операции по вкладам;
- операции по кредитам;
- платежи в пользу поставщиков интернет- услуг;
- переводы денежных средств;
- просмотр истории платежей.
Будущее интернет–банкинга
Возможны два направления развития услуг интернет-банкинга в ближайшее время:
- совершенствование уже созданных систем, акцент на привлечении новых клиентов;
- ориентация на продвинутого пользователя и, как следствие, качественное улучшение работы интернет-банкинга за счет проработки и детализации услуг, добавления новых.
Заключение
В современных условиях высокой рыночной динамичности и конкуренции за своих клиентов банки пытаются придумать все новые и новые способы для привлечения дополнительных финансовых потоков. С этой целью используются различные средства улучшения обслуживания клиентов. Одним из которых и является внедрение услуг интернет-банкинга. Опыт последних лет по ряду банков показал, что внедрение данной системы позволяет не только улучшить качество обслуживания уже существующих клиентов банка, но и нарастить количество новых, что, в свою очередь, обеспечивает рост прибыли и доходности банка. Таким образом, интернет-банкинг - это услуги, перспективы роста которых в ближайшие годы очень радужны и многозначительны.