Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»
Влияние деятельности человека на среду своего обитания имеет негативный характер, что может угрожать существованию всего живого. Поэтому задачи экологии и энергосбережения в настоящее время стоят в одном ряду с первостепенными задачами человечества.
Понятие экологии
В переводе с греческого слово «экология » означает «наука о доме», то есть о среде обитания. Современное представление об экологии включает в себя знания о взаимодействии живых организмов между собой и со средой, в которой они находятся. Предвидя последствия от воздействия на среду обитания технического прогресса, эта наука может дать рекомендации о том, как избежать негативных результатов, как сделать так, чтобы Земля - общий дом людей, становился только краше, а потомки были бы благодарны за это настоящему поколению.
Что изучает экология
Предметом изучения экологии являются экосистемы, состоящие из биологических сообществ и той среды, в которой они находятся. Экосистемами, например, являются следующие системы: лес, тайга, тундра, пустыня, океан. В то же время и пенек, и лужа – это тоже экосистемы. Сумма всех экосистем создает экосистему Земли, которая называется биосферой.
Изучение экосистем состоит из следующих разделов:
- Изучение среды обитания биологического сообщества, то есть ее климат и природные ресурсы.
- Выяснение существования равновесия между особями в экосистеме, например, между травоядными и хищниками.
- Изучение изменения условий существования всех особей в экосистеме под влиянием деятельности человека.
Факторы влияния на экосистему, возникающие при воздействии человека, называются антропогенными факторами. Человек пашет землю, строит плотины, занимается вырубкой леса и возводит заводы. Понятно, что при этом воздействии условия существования в системе изменяются. Изучением этих изменений и занимается экология, представляющая общественности результаты своих исследований. Все они утверждают, что антропогенные факторы отрицательно воздействуют на все живые особи и загрязняют среду их обитания. Это касается и существования человека.
Экология и энергосбережение
Сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование – одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством. Для привлечения к этой задаче молодого поколения в России был проведен Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». На нем были рассмотрены следующие вопросы:
- Использование углеводородов и загрязнение ими окружающей среды.
- Альтернативные источники энергии. Виды энергии будущего.
- Лес – легкие планеты.
- Вода и жизнь.
- Красная книга.
- Экология человека.
Использование углеводородов и виды энергии будущего
Углеводороды добываются из нефти, газа и каменного угля. После разделения на фракции из нефти получаются бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Из мазута в дальнейшем получают моторное масло и гудрон.
Человечество использует углеводороды, чаще всего, подвергая их горению, перегонке и другим химическим реакциям. В результате этого образуются продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу. Эти вещества являются высокотоксичными для человека, а также для флоры и фауны. Наибольшую опасность для всего живого представляют вызывающие онкологические заболевания канцерогенные вещества, которые обнаруживаются в дыму и выхлопных газах автомобилей.
С развитием всех отраслей народного хозяйства, в особенности транспорта и энергетики, растет и использование углеводородов. Тогда повышается и количество продуктов сгорания, а, следовательно, повышается и загрязнение окружающей среды. И это одна из глобальных экологических проблем настоящего времени.
На Всероссийском уроке «Экология и энергосбережение» нужно привлечь учащихся к обсуждению этого вопроса, рассказав им предварительно о том, какие в мире существуют предложения по получению энергии в будущем. Здесь нужно упомянуть и энергию приливов, и солнечные станции, и биотопливо, а также рассказать о двигателе, который работает на чистом водороде и почти не создает отходов. После этого можно попросить учеников самим пофантазировать на эту тему, и попробовать теоретически создать двигатель будущего.
Лес – легкие планеты
Лес – это среда обитания для многих животных, растений и грибов, большая часть из которых не может существовать вне леса. Для сохранения этого многообразия видов нужно, чтобы отсутствовало вмешательство человека в эту экосистему.
Лес задерживает снег весной и бережет почву от эрозии. Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, являясь легкими планеты. Если бы исчезли леса на Земле, то через несколько лет исчез бы и кислород, а значит, жизнь на Земле стала бы невозможна.
Древесина используется в легкой промышленности для производства мебели и бумаги. Например, для выпуска 15 учебников нужна древесина одного дерева.
Проводя в школе урок о пользе леса, можно предложить учащимся тематическую викторину. Экология и энергосбережение должны быть основной темой в этом случае. Вопросы для викторины могут быть такими:
- Сколько килограммов макулатуры нужно сдать, чтобы из нее получить 10 учебников?
- Сколько деревьев нужно для получения 10 учебников?
- Сколько деревьев можно сберечь, сдав 30 кг макулатуры?
- Какие поделки можно сделать из мусорной корзины?
Вода и жизнь
Организм человека на 70 % состоит из воды. Чем чище будет вода, которую пьет человек, тем здоровее он будет. Чистая вода нужна всем живым организмам на Земле. Исключений нет.
Вода из рек и озер очищается и затем поступает в водопроводы. Но если реки очень загрязнены, то использовать эту воду для питья нельзя. На состояние воды в реках влияют такие действия человека, как:
- сброс сточных вод;
- вырубка лесов;
- сплав леса;
- осушение болот.
Чистую воду можно визуально отличить от грязной по произрастающим в ней растениям. На то, что вода чистая, указывают белые кувшинки, водяной орех, а также, конечно, рыба и раки.
Для учащихся можно предложить следующее мероприятие по экологии и энергосбережению – поход на ближайший пруд, где по наличию на нем растительности им нужно будет определить степень загрязнения или чистоты воды.
Красная книга
Существование биосферы связано с наличием разнообразных видов диких животных. Эта связь сложилась за миллиарды лет их совместного существования.
В биологии есть понятие пищевой цепи, которое объясняет, как происходит получение энергии каждым организмом. Например, растения умеют преобразовывать солнечную энергию, а некоторые животные поедают эти растения. Но есть животные, которые питаются только животными.
Эти связи существуют миллиарды лет. При исчезновении же какого-либо вида пищевая цепь нарушается, что может повлечь за собой исчезновение других ее составляющих, то есть других видов.
При изучении вопросов экологии и энергосбережения в школе необходимо указать на эти связи, подчеркивая важность охраны редких животных и растений.
Очень важно рассмотрение в школе самой Красной книги. На классном часе об экологии и энергосбережению можно изучить разновидности редких видов животных, а также охраняемые государством территории – национальные парки и заповедники.
Экология человека
На здоровье человека отрицательно воздействуют различные виды излучений, шумы и вибрации. На классном часе об экологии и энергосбережении необходимо рассматривать и эти факторы, а также изучать их нормы, превышение которых опасно для жизни.
Необходимо также объяснять школьникам значение здорового образа жизни. В процессе рассмотрения экологии и энергосбережения нужно изучать и экологию человека, которая включает нахождение человека в экологически чистой среде и соблюдение им здорового образа жизни.
Настоящие школьники в будущем станут активными созидателями общества. Если они будут уметь бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам и к своему собственному здоровью, то они смогут построить здоровое и благополучное общество.