Что это – караван?
Что такое караван? При произнесении этого слова большинство из нас представят бескрайнюю пустыню, вереницу тяжело нагруженных верблюдов, погонщиков в просторных одеждах, головы которых закутаны от жары покрывалами, и следы на песке...
Действительно, в первоначальном определении караван – это группа людей, вместе пересекающих пустынные или степные места. Были ли они торговцами, доставляющими товар из одного населенного пункта в другой, паломниками ли по святым местам, кочевыми ли племенами, или просто путешественниками. Все эти группы шли с разными целями, вместе люди объединялись лишь для того, чтобы не только дойти, но и выжить.
Караванные маршруты на суше
Караванные маршруты изначально прокладывались по таким местностям, где климат суров и есть риск повстречать недружелюбно настроенных аборигенов или хищников. Самой известной из таких "дорог" стал, например, "Великий шелковый путь". Он был проложен еще во II веке до нашей эры и соединял побережье Средиземного моря и Китай с другими азиатскими странами.
Для передвижения и перевозки грузов использовались верблюды, ослы, мулы и лошади. В основном, конечно, верблюды – как самые неприхотливые, выносливые и сильные животные. Хорошо известно, что они долго могут обходиться без воды даже в условиях зноя африканской пустыни.
Немецкий зоолог и путешественник Альфред Эдмунд Брем в своей знаменитой книге "Жизнь животных" сообщает, что верблюды
составляют величайшее богатство кочевых племен, занимающихся их разведением, поддерживают существование многих людей и, кроме того, обусловливают возможность торговли и путешествий, а, следовательно, и цивилизации в таких странах, которые без них едва ли были обитаемы...
Сегодня все это верно лишь в отношении прошлого, так как караваны из людей и вьючных животных в 80-х годах прошлого века, если еще и использовались для транспортировки боеприпасов, оружия и наркотиков, в частности, через пакистанскую границу в Афганистан, впоследствии все чаще стали заменяться автотранспортом, то есть автомобильными караванами. Они менее скрытны, более удобны в качестве вида передвижения и уж куда быстрей.
А вот дорога, соединяющая Москву с бурятским городком Кяхта, который находился уже на границе с Китаем. По этому транспортному коридору осуществлялись политические и торговые отношения России и европейских держав с Азиатскими странами.
День за днем, круглый год ехали этим экономическим караваном обозы с товарами, двигались купцы, переселенцы, путешественники, служилые люди, перевозящие почтовые отправления. Наконец, по Сибирскому тракту Великим, как его назвали в народе, кандальным путем вели декабристов на каторгу. И не только их, конечно. И это был караван – но уже караван поневоле.
А когда-то так еще кочевали в своих домах на колесах цыгане. Сегодня это уже не повозки, запряженные лошадьми, а жилые трейлеры, предназначенные для автотуризма.
По морям, по волнам
Мы уже поняли, что караван – это объединение идущих или едущих друг за другом. А с какими же целями могли объединяться корабли?
Морские суда могли следовать за ледоколом, который торил им путь в Северном Ледовитом океане. Таким образом и по сей день осуществляется судоходство по Северному морскому пути.
Так же, как и в случае с каторжанами, морской караван – это конвой, представляющий собой несколько ведомых судов с арестантами на бортах, которые следовали за флагманом – основным военным кораблем.
Буксирные суда, как вид транспорта, предназначались специально для того, чтобы отвозить несамоходные баржи и плоты в пункт назначения. Чаще всего они использовались в водах рек и каналов.
В небе
Следовать, выстроившись друг за другом – вот что значит караван. Не зря же и "птичий" синоним такому движению есть. Говорят: "Гуськом".
При дальних миграциях птицы летят за вожаком стаи – так совершают перелеты гуси, утки, журавли, пеликаны. Правда, журавли и утки летят клином – своего рода караваном, расходящимся надвое. А настоящей шеренгой летят цапли и гуси.
Все потому – и для крупных птиц это особенно важно – что под взмахами каждого из крыльев летящей впереди клина (как правило, это самая сильная и опытная птица в стае) образуются уголком две тропинки разреженного воздуха, воздушные завихрения. Крыльям соплеменников, летящих следом, такой воздух оказывает меньше сопротивления, что ощутимо сокращает их энергозатраты на перелет. Ни одна из птиц, находясь в таком строю, не покинет его – иначе полетные нагрузки возрастут, и она, конечно, сразу почувствует это.
Но выходит, что караван – это не для мелких перелетных птиц. Сей аэродинамический нюанс совершенно для них неважен, поэтому, не составляя никакого строя, дрозды, жаворонки, зяблики и др. летят в теплые края общей стаей, так сказать "кучей".