Такой удивительный фонтан "Бармалей"

Как вы думаете, что может быть изображено в композиции такого фонтана? Первое, что напрашивается - это сказки и стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит" и "Бармалей". Но когда вы увидите фонтан "Бармалей", вопрос будет стоять совсем иной: что связывает его скульптурную композицию с вышеупомянутыми сказками? Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить.

Пострадавшие при транспортировке

В 1935 году заканчивается оформление Привокзальной площади в Сталинграде (ныне и исторически - Волгограде). Здесь начали установку привезенных для нового фонтана скульптур. В газете "Сталинградская правда" сообщалось о том, что при перевозке пострадали несколько детских фигур, и требуется время на их реставрацию. Когда процесс реставрации будет закончен, скульптуры будут установлены в чашу и выкрашены краской в белый цвет.

Авторское решение, или Что такое фонтан "Бармалей"?

Шестеро детей в возрасте 10-14 лет: три мальчика и три девочки водят по кругу хоровод вокруг изображения крокодила с разверзнутой пастью. Пионеры одеты в шорты (юбки) и футболки, на шею повязан традиционный пионерский галстук. Они радуются жизни, счастливому советскому детству. Под ногами - восемь лягушек. Непонятно, причем здесь "Бармалей"? Если уж и вспоминать творчество замечательного советского поэта-сказочника Корнея Ивановича Чуковского, то только другую сказку - "Краденое солнце", в которой "жадный крокодил солнце в небе проглотил". Но если следовать тексту, то выручать солнце отправились вовсе не дети, а медведь: "Уж он мял его и ломал его: "Подавай сюда наше солнышко!" Да и вообще про пионеров в сказке нет ни слова.

Кроме того, пропорции детских тел тоже вызывают вопросы. Если внимательно посмотреть на анатомию, использующуюся в художественных школах для изображения детей, то у фонтанных детей короткие ноги, слишком длинный торс и широкие плечи, а также очень длинные руки. Но лица их говорят об открытости миру и счастливом детстве в советской стране.

Правда, детство как фонтанных, так и вполне реальных советских детей оказалось не вечным. В 1941 году фашистская Германия разрушила этот хрупкий звенящий мир.

Напросившиеся аллегории

Особым диссонансом выделяется фонтан на фоне разрушенных во время бомбежек зданий. Вокруг гибнут дети, а фонтанные пионеры еще в 1942 году были вполне себе живы и здоровы. И весело танцевали вокруг крокодила.

Однако можно посмотреть на эту фотографию и с другой стороны: фонтан с танцующими детьми может служить символом стойкости и мужества, детской смелости и отваги пионеров, ставших наравне со взрослыми на защиту родины (вспомните о подвигах пионеров-героев, воевавших с врагами не только на фронте, но и в подпольных организациях, в партизанских отрядах, у станков и в госпиталях). В этом случае и крокодил становится аллегорией - образом злобно оскалившегося врага, струсившего под угрозой духовной силы и стойкости, спасовавшего перед желанием жить в мире, дружбе и согласии.

Судьба фонтана

Но трагическая судьба не обошла стороной и фонтанных детей: в том же 1942 году, когда шли бои за захваченный фашистами Сталинград, вокзал и фонтан "Бармалей" были разрушены. Здание вокзала превратилось в руины, а фонтанные дети были искалечены, как были искалечены дети реальные и их судьбы. У некоторых скульптур были различные повреждения, а у нескольких оторвало головы - они так и валялись рядом как напоминание о жестокости фашизма. Лишь к 1945 году фонтан был отреставрирован. Но просуществовал лишь до 1950 года и был демонтирован. На его месте разбили клумбу. Затем и ее убрали. Залили асфальтом и сделали в 80-е платную автостоянку.

Но вопрос о восстановлении фонтана "Бармалей" с 1960 г. не переставал волновать жителей Сталинграда. Правда, представители мира искусства не считали эту идею хорошей, так как, по их мнению, композиция не представляла особой культурной ценности как с точки зрения идеологической, так и эстетической, а кроме того, еще и являлась типовой - в других городах страны существует несколько синонимичных фонтанов.

История фонтана "Бармалей" продолжилась благодаря акции байкеров. По их инициативе была создана новая аналогичная композиция, несколько отличающаяся от предыдущей пропорциями, позами и лицами детей. Они же и доставили скульптуры в Сталинград.

Комментарии