ВВП Сингапура растет, но не так быстро как раньше
Сингапур часто приводят в качестве мирового эталона по проведению экономических реформ, поднявших маленькое островное государство, от беднейших стран мира до мирового лидера. Когда-то часть Британской империи, потом Малайской федерации, из которой остров исключили из-за того, что китайцы занимали доминирующее положение в бизнесе, теперь Сингапур по ВВП на душу населения далеко обошел обе эти страны.
История успеха
На этой территории самая свободная экономика мира, практически без коррупции и с низкой степенью безработицы. Путь к успеху был сложным и вряд ли повторимым другими странами мира, поскольку мало кому позволят использовать "большевистские" методы достижения успеха.
Страна после обретения независимости осталась с маленьким внутренним рынком и враждебным отношением бывшей метрополии. Тогда и была принята политика, ориентированная на привлечение иностранных инвестиций, рост экспортных отраслей и государственным компаниям в стратегических отраслях.
Это позволило по уровню ВВП Сингапура достичь 41 места в мире, что для маленькой страны является огромным достижением. Премьер-министр Ли Куан Ю - автор этой стратегии, приведшей к успеху страну, - считается одним из самых успешных государственных деятелей мира. Как он сам писал, он практически вручную привел в Сингапур первые глобальные корпорации, порой часами высиживая в приемных их руководителей. А сейчас уже более 3000 глобальных корпораций работают здесь.
Модель развития
Сингапур - пример самого удачного использования географического положения. Находясь на историческом перекрестке пересечения морских путей, страна начала развивать нефтепереработку для снабжения соседей своей продукцией. Теперь этот небольшой остров является третьим в мире центром по переработке нефтепродуктов, не имея ни одного своего месторождения углеводородов.
Услуги, связанные с морскими перевозками (логистикой, страхованием, финансированием, складированием и хранением, реэкспортом), а также туризмом и отдыхом, занимают около 70% в структуре ВВП Сингапура.
Страна ежегодно принимает 6-8 миллионов туристов, при численности своего населения в 4,5 миллиона. Большинство ее граждан прямым или косвенным образом участвуют в предпринимательской деятельности и более 75 % владеют акциями различных предприятий.
Государство является одним из самых дружественных по отношению к малому бизнесу, более 25 % ВВП Сингапура создается в этом секторе. Развитая инфраструктура ведения бизнеса, отличная финансовая, налоговая и правовая система вместе со стабильностью политической системы привлекли в страну несколько тысяч корпораций.
Некоторые макроэкономические показатели
Страна показывала устойчивый экономический рост в течении 39 лет в среднем в 8 % в год, в период с 1960 по 1999 год. После мирового финансового кризиса в Сингапуре рост ВВП проходил неравномерно - от минус 2 % до 9,9 %, что было связано в основном с чрезвычайными обстоятельствами от падения спроса на электронику до эпидемии атипичной пневмонии. Но все-таки экономика, по большей части, росла.
В период с 2010 по 2016 год ВВП Сингапура вырос более чем на 25 %. Внешняя торговля обеспечивает основную часть доходов государства, страна заняла 13-е место в мире по объемам экспорта и 16-е по объемам импорта.
Уровень безработицы долгое время находится на уровне 2 %. Инфляция в течении 7 лет составляла менее 3 %, а в последние годы цены начали снижаться: в 2015 году - минус 0,5 %, а в 2016 году - минус 0,3 %.
Сингапур занимает второе место в мире по уровню развития финансового рынка. Сильными сторонами банковской системы является доступность кредитования и устойчивость банковской системы. В стране работает около 700 финансовых организаций, из них 122 банка, в том числе 116 - иностранных.
Внешняя торговля
Изначально вся экономика страны была ориентирована на экспорт, благодаря чему она стабильно имеет положительное сальдо торгового баланса. Однако из-за того что своих ресурсов, кроме трудовых, у государства практически нет, Сингапур много импортирует материалов и комплектующих. Экспорт Сингапура в 2016 году составил 353 млрд долл. США, а импорт – 297 млрд долл.
Основная экспортная продукция - бытовая электроника, информационные технологии, потребительские товары, продукты переработки нефти и каучука. Электроника занимает около 48 % в экспорте. Главные партнеры - Китай, Гонконг и Малайзия.
Основными статьями импорта являются самолеты, сырье и комплектующие: сырая нефть, электронные компоненты и химические товары. Главные поставщиками являются Китай, США и Малайзия.