Комиссия по правам человека ООН: история, структура, компетенция
Организация Объединенных Наций (ООН) - большой орган, имеющий сложную и витиеватую структуру. Одна из самых приоритетных задач, ради которых создавалась организация, - защита человеческих прав в мире. Для решения этого вопроса и было создано специальное подразделение - Комиссия по правам человека ООН.
Комиссия имеет продолжительную историю, которая и будет изложена в этой статье. Будут рассмотрены предпосылки создания такого органа, основные этапы его деятельности. А также разобраны структура, принципы и порядок работы Комиссии, а также ее компетенция и наиболее известные события, прошедшие при ее участии.
Предпосылки создания Комиссии
В 1945 году закончился самый масштабный военный конфликт за всю историю нашей планеты - завершилась Вторая мировая война. Даже примерное количество погибших людей до сих пор является предметом жарких и продолжительных споров среди историков. Разрушенными оказались города, страны, семьи и человеческие судьбы. Несметное количество людей за эти кровавые шесть лет сделались калеками, сиротами, бездомными и бродягами.
Зверства, совершенные нацистами над людьми других убеждений и национальностей, шокировали мир. Миллионы людей были зарыты в землю в концентрационных лагерях, сотни тысяч людей были ликвидированы как враги Третьего рейха. Человеческое тело использовалось на все сто процентов. Пока человек был жив, он работал на фашистов физически. Когда он умирал, кожу его снимали для обтяжки мебели, а пепел, оставшийся после сожжения тела, аккуратно расфасовывался в мешки и продавался за копейки в качестве удобрения для садовых растений.
Опыты фашистских ученых над живыми людьми не знали себе равных по циничности и жестокости. В ходе подобных экспериментов сотни тысяч людей были убиты, ранены и получили различные увечья. Людей мучили созданием искусственной гипоксии, создавая условия, сравнимые с нахождением на высоте двадцати километров, специально наносили химические и физические повреждения для того, чтобы научиться эффективнее их лечить. Проводились грандиозные по своим масштабам опыты по стерилизации жертв. Для лишения людей возможности иметь потомство применяли радиацию, химические препараты и физическое воздействие.
Было совершенно очевидным, что понятие о человеческих правах явно нуждалось в доработке и защите. Подобных ужасов впредь допускать было нельзя.
Человечество насытилось войной. Насытилось кровью, убийствами, горем и потерями. В воздухе витали гуманистические идеи и настроения: помощь раненым и пострадавшим от военных событий. Война, как ни странно, объединила мировое сообщество, сблизило простой народ. Даже в отношениях между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком, казалось, наступил период оттепели.
Разрушение колониальной системы устройства мира
Кроме того, завершение Второй мировой войны положило конец колониальной эпохе. Англия, Франция, Германия, Португалия, Голландия и многие другие страны, имевшие в своем подчинении зависимые территории - колонии, - лишились их. Лишились официально. Но процессы и закономерности, выстраиваемые в течение столетий, невозможно разрушить за короткий промежуток времени.
С обретением формальной независимости страны-колонии находились только в самом начале пути государственного развития. Все они получили независимость, но не все знали, что с ней делать.
Отношения между населением стран-колоний и бывшими колонизаторами по-прежнему нельзя было назвать равными. Например, африканское население продолжало угнетаться в правах еще долгое время после завершения Второй мировой войны.
Для того чтобы впредь не допускать вышеописанных ужасов и мировых катаклизмов, странами-победительницами было принято решение о создании Организации Объединенных Наций, внутри которой была создана Комиссия ООН по правам человека.
Создание Комиссии
Создание Комиссии ООН по правам человека неразрывно связано с созданием Организации Объединенных Наций. Устав ООН был подписан представителями стран-участниц в июне 1945 года.
Согласно уставу Организации Объединенных Наций, одним из ее органов управления являлся ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет ООН. В компетенцию органа входил весь перечень вопросов, касающийся экономического и социального развития в мире. Именно ЭКОСОС и стал прародителем Комиссии ООН по правам человека.
Случилось это в декабре 1946 года. С необходимостью работы такой комиссии страны-участницы ООН согласились единогласно, и она начала свою работу.
Впервые Комиссия официально собралась 27 января 1947 года в небольшом городе Лейк-Саксес неподалеку от Нью-Йорка. Заседание комиссии продолжалось больше десяти дней и завершилось лишь 10 февраля того же года.
Первым председателем Комиссии стала Элеонора Рузвельт. Та самая Элеонора Рузвельт, которая приходилась супругой президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Делано Рузвельту и племянницей Теодору Рузвельту.
Вопросы в ведении Комиссии
К компетенции Комиссии ООН по правам человека относился широкий перечень вопросов. Взаимодействие Комиссии и ООН сводилось к предоставлению аналитических и статистических докладов.
В ведении комиссии были вопросы борьбы с рабством, дискриминации по половому и национальному признакам, защита прав на выбор вероисповедания, защита интересов женщин и детей и многие другие вопросы, предусмотренные Конвенцией о правах.
Структура
Структура Комиссии постепенно видоизменялась и расширялась. В состав Комиссии входили несколько единиц. Главную роль играли аппарат Верховного комиссара по правам человека и орган по поддержанию и защите прав человека. Кроме того, для рассмотрения конкретных прецедентов и обращений создавались структурные подразделения комиссии в странах-участницах ООН.
Верховный комиссар ООН по правам человека - должность, в чьи обязанности входит мониторинг исполнения положений Всеобщей декларации по защите прав людей во всем мире. С 1993 года по настоящее время сменилось 7 людей, занимавших этот ответственный пост. Таким образом, Верховными комиссарами ООН по правам человека успели побывать Хосе Айала-Лассо из Эквадора, Мэри Робинсон из Ирландии, Сержиу Вийера ди Меллу из Бразилии, Бертран Рамчаран из Гайаны, канадка Луиза Арбур и представитель Южно-Африканской Республики Нэви Пиллэй.
С сентября 2014 года и по настоящее время должность занимает иорданский принц Зейд аль-Хуссейн.
Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека - экспертный орган, в задачи которого входит решение конкретных вопросов на повестке дня. Например, подкомиссия работала по таким вопросам, как формы современного рабства, защите прав человека при борьбе с терроризмом, по вопросам коренных народов и многим другим проблемам.
Избрание представителей от стран-участниц Организации Объединенных Наций в Комиссию происходило по следующему принципу. Постоянных членов в Комиссии не было, что подразумевало ежегодную процедуру их выбора. Выбором представителей занимался вышестоящий орган Комиссии - ЭКОСОС.
Последний состав комиссии включал в себя представителей 53 государств ООН, распределенных между регионами мира в определенном соотношении.
Восточную Европу представляли 5 стран: Российская Федерация, Украина, Армения, Венгрия и Румыния.
От Азии в состав Комиссии входили представители таких стран, как Китайская Народная Республика, Саудовская Аравия, Индия, Япония, Непал и других. В общей сложности Азию представляли 12 государств.
Десять стран Западной Европы и других регионов - Франция, Италия, Голландия, Великобритания, Германия и Финляндия. В эту группу также входили Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия.
Одиннадцать представителей государств-членов ООН в Комиссии было от стран Латинской Америки и Карибского моря.
Африканский континент представляло 15 государств. Наиболее крупные из них - Кения, Эфиопия, Египет, Нигерия и Южно-Африканская Республика.
Создание нормативной базы Комиссии
Для успешной работы по защите прав человека необходим был единый документ, устанавливающий такие права. Проблема заключалась в том, что взгляды стран-участниц, привлеченных к работе Комиссии, слишком расходились в этом вопросе. Сказывались различия в уровне жизни и идеологии государств.
Готовящийся документ планировали назвать по-разному: Билль о правах человека, Международный билль о правах и так далее. Наконец название было выбрано - Всеобщая декларация прав человека. 1948 год считается годом принятия этого документа.
Основная цель документа - зафиксировать права человека на международном уровне. Если раньше во многих прогрессивных государствах, таких как Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, разрабатывались внутренние документы, регламентирующие эти права, то теперь проблема была вынесена на международный уровень.
В работе над Всеобщей декларацией прав человека 1948 года приняли участие представители многих стран. Помимо американцев Элеоноры Рузвельт и Джорджа Хамфри, над декларацией активно работали китаец Чжан Пэньчунь, ливанец Шарль Малик, француз Рене Кассен, а также отечественный дипломат и юрист Владимир Корецкий.
Содержание документа объединяло в себе выдержки из конституций стран-участниц, устанавливающие права человека, конкретных предложений заинтересованных лиц (особенно Американский институт права и Внутриамериканский юридический комитет), других документов в области прав человека.
Конвенция о правах человека
Этот документ стал главным по значимости нормативным актом, позволяющим защищать права людей. Важность Конвенции о правах человека, вступившей в силу в сентябре 1953 года, крайне велика. Переоценить ее действительно сложно. Теперь любой гражданин государства, ратифицировавшего статьи документа, стал вправе обращаться за помощью в специально созданную межгосударственную правозащитную организацию - Европейский суд по правам человека. Разделом № 2 Конвенции полностью регламентируется работа суда.
В каждой статье Конвенции закреплялось определенное право, неотъемлемое для каждого человека. Таким образом, закреплены были такие базовые права, как право на жизнь и свободу, право на вступление в брак (статья 12), право на свободу совести и вероисповедания (статья 9), право на справедливый суд (статья 6). Также были запрещены пытки (статья 3) и дискриминация (статья 14).
Позиция Российской Федерации по отношении к Конвенции
Россия ратифицировала все статьи конвенции, подписавшись под их неукоснительным соблюдением с 1998 года.
Вместе с тем, Российской Федерацией не были ратифицированы некоторые дополнения к Конвенции. Речь идет о так называемых протоколах № 6, 13 (ограничение и абсолютная отмена смертной казни как высшей меры наказания, в России на сегодняшний день действует временный запрет), № 12 (общее запрещение дискриминации) и № 16 (консультирование национальных судов с Европейским судом по правам человека перед принятием решения).
Основные этапы работы Комиссии
Традиционно в работе Комиссии принято выделять два этапа. Основным критерием, по которому их различают, считается переход органа от политики абсентеизма к активному участию в разбирательствах по фактам нарушения прав человека. Под абсентеизмом в данном случае понимается теоретическое декларирование прав и свобод человека и распространение таких идей без каких-либо конкретных действий.
Таким образом, Комиссия на первом этапе своего существования (с 1947 по 1967 год) принципиально не вмешивалась в дела независимых государств, лишь публично высказывая свое мнение по тому или иному вопросу.
Завершение работы Комиссии
Завершилась история Комиссии в 2005 году. На смену этому органу пришел другой - Совет по правам человека ООН. Процессу остановки работы Комиссии способствовало несколько факторов.
Наибольшую роль при принятии решения о ликвидации комиссии сыграла критика в ее адрес. Обвиняли комиссию в основном в том, что она не выполняла возложенные на нее функции в полном объеме. Причиной всему было то, что, как и любой орган в сфере международного права, она беспрерывно подвергалась политическому давлению со стороны ведущих стран (в том числе групп стран) мира. Этот процесс привел к крайне высокому уровню политизации Комиссии, что постепенно привело к падению ее авторитета. На фоне этих процессов ООН приняло решение о закрытии Комиссии.
Данный процесс вполне закономерен, так как в мире существенно изменились условия. Если после окончания Второй мировой войны многие государства действительно думали о поддержании мира, то по прошествии нескольких лет началась ожесточенная борьба за мировую гегемонию, которая не могла не отразиться на Организации Объединенных Наций.
Совет по правам человека сохранил прежние принципы работы Комиссии, внеся некоторые изменения.
Механизмы работы Совета
В основу работы нового органа были заложены специальные процедуры Совета ООН по правам человека. Рассмотрим основные из них.
Посещение стран является одной из процедур. Она сводится к мониторингу обстановки по вопросам защиты человеческих прав в конкретном государстве и подготовку отчета в вышестоящий орган. Прибытие делегации осуществляется по письменному запросу к руководству страны. В ряде случаев некоторые государства выдают делегации документ, позволяющий беспрепятственное посещение страны в любое время при необходимости. Когда визит делегации завершается, принимающему государству выдаются рекомендации экспертов по улучшению ситуации в части защиты прав человека.
Следующая процедура - принятие сообщений. Она выражается в приеме сообщений о совершившихся или готовящихся к совершению актах нарушения прав человека. Причем нарушены могут быть права как конкретной личности, так и широкого круга лиц (например, принятие нормативного правового акта на уровне государства). Если представители Совета находят сообщения обоснованными, то они предпринимают попытку исправить ситуацию через взаимодействие с правительством государства, где произошел инцидент.
Три структурных подразделения Совета - Комитет против пыток, Комитет по насильственным исчезновениям и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - вправе самостоятельно начинать расследование полученной информации. Обязательными условиями осуществления данной процедуры являются участие государства в ООН и надежность полученной информации.
Консультативный Комитет Совета ООН по правам человека - это экспертный орган, заменивший Подкомиссию по соблюдению и защите прав человека. В состав Комитета входят восемнадцать экспертов. Данный орган многие называют "мозговым центром" Совета.
Критика работы Совета
Несмотря на попытки ООН сохранить репутацию органа по защите прав человека, критика его работы продолжается. Во многом сложившаяся ситуация объясняется напряженной ситуацией на мировой политической арене. Например, многие страны негативно высказываются за участие в работе совета Российской Федерации.