Речевое общение: виды, формы и стили

Разные виды общения – существенная составляющая повседневной жизни человека. Без доступных нам видов речевого общения было бы крайне сложно контактировать, работать сообща, достигать значимых целей. Тексты позволяют общаться не только со знакомыми посредством электронных сообщений и бумажных писем, но и с представителями других эпох – для этого есть книги и журналы, манускрипты и другие труды, дошедшие до нашего времени, а также создаваемые сейчас – их прочитают в будущем. Без общения жизнь человека просто немыслима.

Актуальность вопроса

Есть два основных вида речевого общения – вербальный, невербальный. Первый предполагает использование слов, применение некоторого национального языка, сформировавшегося естественным путем. Невербальный формат – взаимодействие через условные позы, мимику и тональность речи, расположение текста и наполнение его дополнительными графическими материалами, таблицами и диаграммами.

Словесный и несловесный язык всегда сочетаются друг с другом. Относительно речи их делят лишь теоретически, поскольку так удобнее описывать процессы взаимодействия особей. На практике же невербальный и вербальный виды речевого общения друг без друга не существуют. Лингвисты говорят, что норма речевого общения – баланс между вербальной и невербальной составляющими.

Типы и категории

Еще один подход к выделению видов речевого общения – разделение такового на информативное и не являющееся им. Информативным называют такое, при котором цель контакта связана с некоторыми данными. В рамках взаимодействия участники что-то читают, слушают, сообщают, тем самым передавая адресату новые знания.

Неинформативное взаимодействие необходимо для формирования контакта с объектом общения, при этом целей и задач, связанных с получением и распространением сведений, у участника нет. Такой вид ситуаций речевого общения направлен на удовлетворение желания пообщаться. Люди говорят друг другу что-то, рассчитывают на понимание, получают возможность поделиться мнением. Именно эти потребности и желания являются основной целью неинформативного общения.

Как нас много?

Существует разделение на виды устно-речевого общения, связанное с количеством участников. Принято говорить о монологах и диалогах. При этом оценивают роли участников взаимодействия и их способность меняться местами. Возможен вариант, когда один говорит, второй слушает, а также путь общения, при котором участники меняются этими ролями.

Диалог – слово, образованное в греческом языке и обозначающее высказывание мнения двумя и более участниками. При монологе один человек говорит, прочие слушают. При этом формате взаимодействия обмена репликами, а значит, мнениями, не происходит.

Как правило, монолог можно определить по непрерывности речи, при этом высказывание – сверхфразовое, объемное. Речь логична и последовательна, имеет смысл, завершена, направлена на коммуникативность, раскрывает одну тему. Как правило, монолог довольно сложен синтаксически.

О классификации

Анализируя формы и типы речевой коммуникации, необходимо уделить внимание дистантному и контактному вариантам. Деление на эти категории основано на анализе положения участников общения относительно друг друга. Речь идет не только о географической удаленности, но и определенном отрезке времени. При контактной форме партнеры расположены поблизости, могут установить зрительный контакт, слышать речь друг друга. Общение происходит словами и несловесными методами.

Дистантный – вид речевого общения, понятие которого предполагает разделение общающихся людей географически и во временном пространстве. Хороший пример – книга. Автор произведения и читатель, как правило, разделены и пространством, и временными эпохами, поэтому чтение становится дистантным речевым общением. В ряде случаев разделение происходит только по одному фактору – географически или во времени. Пример вида речевого общения, при котором время одно, а география различна – взаимодействие через диалог в Виртуальной паутине или посредством телефона. Разделение по времени в рамках одного пространства – обмен записками в одной комнате, аудитории.

Стоит ли говорить?

Виды, формы речевого общения – это еще и письменное, устное взаимодействие. Каждая из ситуаций имеет свои особенности, позволяющие причислять ее к некоторой группе, а также формы речи, используемые собеседниками. Устное общение практикуется (обычно) при возможности установить личный контакт. В большинстве случаев это одновременно возможность и слышать, и видеть собеседника.

Выбирают, учитывая этикет речевого общения, вид и форму взаимодействия. Многое зависит от объема сведений, которые надлежит передать адресату, от уровня важности информации. Так, устное взаимодействие – однократное произнесение, а в письменной форме человек может много раз перечитать полученные сведения. Следовательно, сложные, объемные данные лучше передавать именно письменно, так как их восприятие будет более адекватным. А вот легкие для понимания сведения можно направлять адресату в устной форме, этого в большинстве случаев достаточно.

Выбирая оптимальный для конкретного случая вид, стиль речевого общения, необходимо проанализировать, кто является адресатом сведений, каковы должны быть условия для наилучшего восприятия.

Нюансы и специфика

Подбирая оптимальную форму для конкретного случая, учитывают, что устная речь производится однократно, зачастую говорящему свойственны импровизации. При этом ограничен набор средств для передачи задуманного смысла. При письменном общении выражение замысла обычно реализовано до конца.

Устная речь формируется в момент, когда человек говорит. Текст не зафиксирован заранее, можно менять и дополнять исходную идею, что приводит к внезапному выводу по завершении монолога: «вовсе и не это собирался сказать!». При письменном формате общения подобных проблем нет – текст зафиксирован, выдержан в едином стиле, вычитан на предмет соответствия задуманной идее.

Закон избыточности объясняет обилие повторений при устном выражении информации. Кроме того, такой вид речевого общения в русском языке (и не только) допускает обобщения. При формулировании идеи в письменной форме повторений, обобщений по возможности избегают вплоть до полного исключения.

Публичный речевой контакт

Рассмотрение понятия и видов речевого общения обязывает уделить внимание разделению всех случаев на публичные и массовые. Первое предполагает монолог. Именно в такой форме строятся лекции в университетах или собрания. Речь участника должна иметь четкую структуру, ведь основная идея мероприятия – достичь некоторой заранее оговоренной цели, ради которой люди и собираются в выбранном месте. Не имея структуры, речь вряд ли будет значимым помощником в деле достижения поставленных целей. Публичный формат – это содержательное высказывание с конкретной целью. Для публичного формата уровень ответственности оценивается как более высокий.

Публичный вид речевого общения людей возможен в устной, письменной форме. Первый тип – выступления на стадионах и в рамках различных мероприятий, второй – публикации в печатных изданиях, что и обусловило их наименование – средства массовой коммуникации. При таком взаимодействии у адресата информации нет конкретного лица, а говорящий формирует для себя общее представление о том, кем является внимающий ему человек.

Официоз и место для него

Основные виды речевого общения – официальное и частное. Первое еще называют должностным. Предполагается наличие деловой обстановки, соблюдение строгости, четкое следование правилам, выдержка всех формальностей.

Частный диалог – взаимоотношения, при которых нет четкой структуры и ограничений, разделения на роли. В рамках частного разговора общение обычно основано на некотором общем интересе или принадлежности к социальной группе, а сам диалог подчинен отношениям между участниками. При этом общение относительно свободное, на него распространяются общие законы, но этикет важен не так сильно, как для делового формата.

Определения и понятия

Речевое общение, типы речевых ситуаций основаны на наличии интереса со стороны всех участников процесса, а также мотивации для поддержания контакта. Как правило, есть некая целевая установка, для реализации которой и необходима речевая деятельность. Общение становится частью общественной жизни и работы, познания и научения. Возможно общение между несколькими персонами, каждая из которых активна, является носителем сведений и общается с другими, предполагая в них также наличие интересующих данных. Общение предполагает обоюдность процесса. Оно относится к социальной активности, свойственной представителям социума, поэтому является, как и иные виды такой деятельности, направленным на достижение конкретной цели, социальным.

Рассматривая виды речевого общения, понятие культуры речевого общения, необходимо особенное внимание уделить особенностям форм, через которые реализован процесс. Речевое поведение – форма, а содержание – деятельность. Поведение позволяет из внутреннего состояния организовать поступки, показывающие отношение персоны к окружающему ее миру и деятелям.

Человек и формы его поведения

Использующие язык и речь виды речевого общения предполагают словесное и реальное поведение. Под первым принято понимать такую систему мнений, доказательств, фраз, которые можно трактовать как проявление психического состояния. Реальным считается такое взаимосвязанное поведение, сформированное поступками человека, пытающегося адаптироваться к пространству, в котором он должен функционировать.

Речевое поведение и соответствующая деятельность отличаются друг от друга уровнем мотивации и осознанием факторов, толкающих на некоторый акт. Деятельность – мотивированная активность, поведение – малоосознанная активность, выраженная через усвоенные стереотипы, образцы, а также подражание окружающим и следование стереотипам, сформированным на базе личного опыта.

Важно знать

Анализируя виды общения и виды речевой деятельности, необходимо обратить внимание, что результат деятельности – некоторый текст либо законченная мысль, в то время как поведение направлено на формирование взаимоотношений между участниками социума – таковые могут быть конструктивными, деструктивными, положительными и недоброжелательными. Кроме того, поведение направлено на формирование эмоциональной составляющей, объясняющейся тем, как ведут себя участники диалога.

Особенно важно уделять внимание речевому общению в рамках формирования личности ребенка, развития у него навыков социальной жизни и активности. При этом одновременно взрослые должны обучать и деятельности, и поведению. При работе, к примеру, со школьниками, речь идет о создании коммуникативной компетентности. Необходимо передать подрастающему поколению систему языка, речь, материалы, а также нормы общения и поведения.

О проблемах настоящего времени

Многие исследователи сходятся во мнении, что в последнее время одна из проблем общества – агрессия, к которой прибегают участники, чтобы добиться своих целей в процессе коммуникации. К примеру, излишне активно используется инвективная лексика, а значит, паритетный диалог становится невозможным, нормально контактировать в такой ситуации проблематично, рождается конфликт. Отрицательный этикет и негативные речевые шаблоны можно видеть и в жизни, и в драматургии. Это связано в том числе и с модой – общественности интересны герои, проявляющие интолерантное поведение при коммуникации.

Теория и практика

Активно взялись за исследование общения ученые только во второй половине прошлого столетия. Значимые работы увидели свет в 60-70-х годах. В них акценты ставились на социальные параметры взаимодействия людей, а также психологические характеристики, семантическую оценку акта взаимодействия. Исследователи анализировали правила, специфику речевого поведения и речевого общения.

Интерес к этой области полностью оправдан – без общения просто невозможно представить себе человечество; взаимодействие является важной частью жизни любого человека, изъять ее нельзя. Общение актуально не только для конкретной личности, но и народов, культуры. В разных формах культуры практикуются различные варианты общения, но в любом случае основная идея взаимодействия – понять собеседника и почувствовать его правильно, без искажений. Изучая то, как взаимодействие происходит, выделили три уровня: перцептивный, интерактивный, коммуникативный.

А если поподробнее?

Первый, базовый уровень – коммуникация. Он позволяет обмениваться сведениями, используя язык, традиции, иные особенности, объединяющие собеседников и позволяющие им понять друг друга.

Интерактивный – второй, более высокий уровень. Он предполагает наличие взаимоотношений. При этом важное влияние оказывают личностные особенности персоны.

Перцептивный уровень – это диалог между культурами. О нем говорят, когда взаимно пытаются понять друг друга представители отличающихся лингвокультурных сообществ. Изучение именно этого уровня привлекает многих ученых, лингвистов и социологов, психологов. Коммуникативное поведение и перцептивный уровень взаимодействия связаны меж собой, поскольку именно этот уровень предназначен для передачи собеседнику намерений, целей, которые есть у говорящего.

Все взаимосвязано

Чтобы охарактеризовать общение, необходимо проанализировать процесс формирования контакта, объясняющегося некоторыми потребностями. В рамках совместной активности участники обмениваются информацией, что и позволяет говорить о речевом общении. Партнеры взаимодействуют, воспринимая один другого и прикладывая усилия для понимания собеседника. Речевое поведение отражает эрудированность индивидуума и интеллектуальные особенности, мотивированность и эмоциональное, психическое состояние. Все это обычно можно выявить, проанализировав особенности использования словарного запаса и стилистику высказываний.

Для наших дней все актуальнее проблема толерантности и ее отсутствия. Не удается сформировать точного и общепринятого понимания границ толерантного отношения. Идея толерантности в рамках речевого общения – исключение агрессии, то есть такого воздействия, когда один из участников диалога начинает конфронтацию, задает условия для конфликта, поскольку не разделяет мнение собеседника. Для выражения своей позиции человек прибегает к негативным методам и средствам взаимодействия. Чтобы общение было результативным, эффективным, необходимо взаимно учитывать интересы всех сторон и терпимо относиться к другим, принимая чужую точку зрения без конфликта. Речевое общение в идеале предполагает снисходительность к недостаткам окружающих и равенство при диалоге.

Толерантное общение: какое оно?

Сущность подобного поведения – подавление агрессии, то есть исключение установки на конфликт со стороны участника диалога. В рамках взаимодействия заинтересованные лица учитывают нормы этикета, проявляют терпимость и внимательность друг к другу. Толерантное взаимодействие строится на дружелюбии, доверии и чуткости, следовании такту и способности сопереживать. Этика предполагает желание всех участников добиться взаимного понимания, ради чего индивидуумы готовы согласовывать интересы и действия, не давя друг на друга. В рамках толерантного речевого общения актуально построение конструктивного диалога и разъяснение своих доводов, убеждение собеседника.

Чтобы общение было толерантным, партнеры должны стремиться к формированию конструктивного диалога. Добиться этого можно, если учитывать цели, интересы субъектов процесса, а также уважать всех участников. Согласно мнению ряда ученых, толерантность – не просто лишь терпимость, но активное сотрудничество, а деятельность на такой основе возможна лишь при способности человека приложить волевые усилия для осознания в чуждой ему сущности положительных качеств.

Толерантная коммуникация – деятельность, ориентированная на конкретную цель, на формирование паритетного диалога и на сознание чуждого для отдельного участника. Для успешного достижения результата нужно владеть языковым материалом, иметь навыки, умения речи, используя подходящие ситуации фразы, маркеры.

Комментарии