Автомобили-самосвалы: классификация, функциональные возможности и характеристики

Автомобили-самосвалы повсеместно эксплуатируются для транспортировки сыпучих и навалочных грузов и прочих изделий, подлежащих выгрузке посредством опрокидывания кузова. Невзирая на то, что этот тип техники обладает меньшей грузоподъемностью, по сравнению с другими аналогами, его использование выгодно в связи со снижением затрачиваемого рабочего времени.

Классификация

Автомобили-самосвалы подразделяются по нескольким критериям. По функционалу выделяют: строительные, карьерные, подземные, сельскохозяйственные, специализированные модификации. По параметрам грузоподъемности: с малым (до двух тонн), средним (2-6 т), большим (7-14 т) и особым показателем (свыше 14 т).

По виду подвижного состава:

  • Одиночные машины.
  • Автопоезда.
  • Полуприцепы.
  • Прицепы-самосвалы для легкового автомобиля.

Также указанная техника отличается способом разгрузки платформ. Существуют модификации с задним, боковым, двух- и трехсторонним режимом.

Некоторые машины могут использоваться на всех типах дорог, другие модели – только на трассах, допуск максимальной нагрузки на мост у которых составляет до 100 кН.

Конструкционные особенности

К основным узлам классического автомобиля-самосвала относится шасси с кабиной и сама рабочая установка. Она состоит из основы в виде платформы, опрокидывающего механизма с гидравликой и надрамника.

Основная функция установки – это размещение груза. В связи с этим она должна соответствовать его специфике, имея максимально возможную универсальность. Часто данный узел оборудуется съемными бортовыми уплотнителями, тентом, что позволяет защитить грузы определенной категории от выдувания, намокания. Кроме того, в конструкции предусмотрены съемные накладные борта, увеличивающие полезный объем платформы.

Она относится к самой трудоемкой части автомобиля-самосвала, подвержена быстрому износу. Платформа оснащается откидывающимися либо поднимающимися бортами со специальными упорами и запорами, позволяющими зафиксировать кузов в поднятой позиции.

Гидравлическое приспособление и надрамник

Предназначение опрокидывающего гидравлического устройства грузового автомобиля-самосвала заключается в обеспечении механизации разгрузки рабочей платформы с применением мощности двигателя. Для передачи усилия на цилиндр используется гидравлический привод.

Надрамник представляет собой сварную конструкцию. Она служит для монтажа на базовое шасси машины узлов и агрегатов самосвальной установки. Деталь изготовлена из двух лонжеронов со швеллерным сечением и поперечных балок. Грузовики с двух- или трехсторонней разгрузкой эффективнее аналогов с задним типом открывания борта. К таким машинам, например, относится автомобиль-самосвал ЗИЛ-130 ММЗ-554, который нашел широкое применение в аграрной сфере. Такие модификации могут агрегировать с прицепом, обладают повышенной грузоподъемностью в составе автопоезда.

Карьерные грузовики самосвального типа

Проведение открытых разработок полезных ископаемых в современной промышленности не представляется возможным без самосвалов карьерного типа. Они обладают большими габаритами и солидной массой, не допускаются к перемещению по общим дорогам. Доставка на место работ выполняется по частям.

Наиболее эффективной в этой категории техникой считаются версии с парой осей при заднем или полном приводе и тыльным типом разгрузки. На современных тяжелых самосвалах, как правило, монтируется гибридная силовая установка, совмещающая в себе дизели и тяговые электромоторы. Тормоза в таких машинах сочетают гидравлику и электрическую систему. К известным маркам грузовиков относятся: «Дженерал Атомикс» (General Atomics), «Коматсу», БелАЗ, Liebherr, Terex.

Дорожные или строительные модификации

Машины этой категории могут ездить по автодорогам общего пользования. Это один из самых популярных видов самосвальных грузовиков, выпускаемых на современном рынке. Подобная техника активно используется в строительной, коммунальной сфере, сельском хозяйстве.

Ярким представителем этой группы является отечественный автомобиль-самосвал КамАЗ-5511. Грузовик оснащен фирменным дизельным силовым агрегатом мощностью 210 «лошадок». Мотор имеет закрытую систему охлаждения с двумя термостатами и приводом вентилятора с автоматической гидромуфтой.

Кузов КамАЗа представляет собой металлическую деталь в виде ковша с козырьком для защиты кабины. К основному каркасу приварены стальные пластины, выступающие в качестве днища, передний борт кузова слегка наклонен. Выгрузка производится назад. Надрамник с рамой соединяется при помощи стяжек и кронштейнов со стопорами, а также страховочного троса с пружиной.

Краткие характеристики:

  • Показатель грузоподъемности – 10 т.
  • Скорость по максимуму – до 90 км/ч.
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось – 4,4/14,6 т.
  • Полная масса – 19 т.
  • Кузов – ковшевой с задней разгрузкой.
  • Длина/ширина/высота – 710/250/270 мм.
  • Ширина кузова – 2,31 м.

Сочлененные грузовики

Такие виды самосвалов еще называют «землевозами». Техника представляет собой транспорт с высокими параметрами проходимости, ориентированный на перевозку больших объемов сыпучих грузов. Сочлененные модели являются неплохой альтернативой одиночным аналогам, особенно при отсутствии должного дорожного покрытия на обрабатываемых участках (при строительстве трасс, на карьерах, угольных и рудных бассейнах).

Выделяют несколько категорий подобных грузовиков:

  • Прицепные модификации. По факту это землевозные телеги, агрегируемые с тракторами промышленных моделей или тягачами с двумя и более осями.
  • Версии, совмещаемые с одноосной техникой.

Транспортировка грузов производится сочлененными самосвалами с боковым, задним либо донным способом разгрузки. В строительной сфере, для которой велась сначала их разработка, машины широкого применения не нашли, зато стали востребованы для проведения карьерных разработок. Часто используются трехосные модификации, выполненные на базе специально сконструированных тягачей. Обычно у такого транспорта ведущими являются все шесть колес.

Самосвальная техника для подземных работ

В эту категорию входят машины, предназначенные для транспортировки и разгрузки пород, разрыхленных механически или при помощи строительного взрыва. Работа происходит в максимально стесненных условиях, что обуславливает небольшие габариты рассматриваемой техники. Она функционирует в шахтах, тоннелях и на разработках месторождений полезных ископаемых.

Самосвалы для подземной эксплуатации должны отвечать высоким требованиям, которые предъявляются к маневренности и безопасности. Грузоподъемность агрегатов этой категории составляет до 40 тонн. В связи с этим они часто привлекаются при создании крупнейших объектов, где требуется выполнение больших объемов транспортных операций. Техника легко преодолевает затяжные подъемы, которых невозможно избежать при подземных работах. На узких участках используются аналоги вида «Думпер», которые оснащаются поворотным сидением и механизмом управления. Угол трансформации составляет до 180 градусов, при этом само транспортное средство остается в прежнем положении.

Традиционный подземный автомобиль самосвального типа представляет собой тягач с одной осью, агрегируемый с полуприцепом. Основные узлы и детали соединяются при помощи парного шарнира, дающего возможность выполнить разворот тягача по отношению к прицепному приспособлению. Таким образом, гарантируется требуемая маневренность техники. Передача крутящего момента осуществляется посредством карданного вала и коробки передач. КПП обычно имеет четыре передних режима и столько же задних скоростей. Двигатель рассматриваемой машины оснащается двухпозиционной системой очистки выхлопных газов, включая нейтрализатор кристаллического типа либо жидкостную ванну.

Автомобиль-самосвал МАЗ

Белорусские грузовики в этом сегменте представлены в широчайшем ассортименте. Рассмотрим одну из самых популярных модификаций под индексом 5516. Машина обладает грузоподъемностью в 20 тонн, оборудуется кузовом ковшевого типа, ориентирована на транспортировку строительных и сыпучих материалов. Благодаря надежности, универсальности, транспорт пользуется большой популярностью на всем постсоветском пространстве. Модель 5516 выпущена в двух версиях, с короткой и удлиненной кабиной со спальником.

Параметры:

  • Длина/ширина/высота – 7190/2500/3100 мм.
  • Просвет дорожный – 27 см.
  • База колесная – 3850 мм.
  • Колея задняя/передняя – 1865/1970 мм.
  • Полный вес – 13,5 т.

Среди преимуществ пользователи отмечают невысокую цену, ремонтопригодность, экономичность, простоту в обслуживании, надежность подвески.

Автомобиль-самосвал ГАЗ

От этого производителя рассмотрим дизельную модель под индексом 3307. Машина ориентирована на транспортировку и быструю разгрузку различных сыпучих веществ. Модификация отлично подходит для нужд аграрной сферы, поскольку обладает достаточным уровнем проходимости по грунтовым дорогам. Также авто годится для перевозки строительных материалов.

Металлический кузов опрокидывается при помощи гидравлики с электропневматическим механизмом контроля. Платформа оборудована тремя бортами откидывающегося типа, которые закрываются механическим путем. Управление платформой осуществляется при помощи рычагов в кабине водителя. В зависимости от конструкции, рассматриваемые грузовики могут разгружаться с откидыванием платформы назад на 50 градусов либо раскрытием трех бортов.

Характеристики самосвала ГАЗ-3307

Основные параметры:

  • Тип силового агрегата – ЗМЗ-511.
  • Максимальная скорость – 90 км/ч.
  • Показатель грузоподъемности – 4,5 т.
  • Мощность – 92 кВт.
  • Объем рабочий – 4,25 л.
  • Колея передняя/задняя – 1700/1560 мм.
  • Полная масса – 7850 кг.
  • Длина/ширина/высота – 6330/ 2330/2350 мм.

Мощный двигатель позволяет самосвалу двигаться с хорошей скоростью, быстрый прогрев мотора обеспечивается предпусковым элементом. Ведущий мост – задний, КПП – механика с четырьмя передними и одной задней передачей. Кабина – довольно просторная, оснащена стеклом панорамного типа, вентиляционной и отопительной системой, мягкими сидениями. Стоит отметить доступную стоимость: автомобиль-самосвал с пробегом можно приобрести по цене от 300 тысяч рублей.

Комментарии