Что такое объект науки?

Все, что окружает человека, — это предметы, явления, процессы, которые зависят или не зависят от его воли и желаний. Они, по мере расширения его жизненного пространства, становятся объектами изучения с целью научного познания и практического использования.

Определение

Не существует ни одной научной области, которая не имеет собственной сферы действия. Объект науки как термин имеет несколько определений. По сути, это то, на что направлена познавательная деятельность человека:

  • конкретная часть реальности (космос, человек, животный или растительный мир);
  • явления, процессы в природе (солнечные затмения, цунами, развитие флоры, фауны), в обществе (социальные «бури», развитие общественного сознания, поведение человека в различных обстоятельствах).

Научное поле обширно, поэтому и объектов науки существует множество. Большинство наук имеет несколько объектов познания.

Предметные области

Объект науки — понятие широкое. Изучая объект исследования, мы познаем совокупность частных признаков, характеристик, свойств, которые помогают понять его специфику. Эти частные признаки и есть предметом науки.

Чем глубже изучены детали какого-то предмета исследования и их взаимосвязь, тем точнее представление об общих его свойствах. Например, зоология изучает животный мир (объект этой науки), а многочисленными предметами ее исследования являются виды животных и их эволюция, птицы (орнитология), одноклеточные, паразиты (паразитология) и т.д. Выпадение одного из звеньев в этой цепи предметов изучения дает неполное представление обо всей науке — зоологии.

Каждый предмет науки может выступать в роли объекта науки, который, в свою очередь, имеет свои предметы изучения. Орнитология, являясь предметом зоологии, имеет собственные предметы изучения - анатомия, физиология птиц, миграция, гнездовья и др., - и уже по отношению к ним является объектом.

Научная методология

Для наиболее точного познания окружающего мира необходимо правильно определить не только объект, предмет, но и методы науки.

Метод — это способ действия с целью достижения поставленной цели. Новые знания в науке, как правило, добываются с помощью логически выстроенной цепочки действий — способов их получения. Правильно подобранный метод исследования подтверждает или опровергает предположения ученого о свойствах и качествах изучаемого объекта или процесса и дает материал для их анализа и сопоставления с ранее полученными в науке результатами.

При получении результата, опровергающего научную гипотезу, она или признается ошибочной, или ошибочными признаются методы исследования.

Специфика объектов науки диктует выбор специальных методов, позволяющих получить в ее области максимально быстрый результат. Однако имеются способы универсальные, используемые практически в любой области научного познания, и узкоспециальные, характерные для конкретной научной дисциплины.

Методы научно-познавательной деятельности должны отвечать требованиям объективности, систематичности и проверяемости. То есть их подбор должен осуществляться с научной точки зрения, независимо от личных взглядов и предпочтений исследователя, их использование должно быть продиктовано логикой изучения объекта, а результат может быть проверен и подтвержден данными аналогичных исследований.

Субъекты научного познания

Субъект познавательной деятельности — это тот, кто занимается научными исследованиями:

  • отдельный человек (научный работник);
  • коллектив исследователей;
  • общество в целом.

Субъект является обязательной единицей в структуре познания, так как именно он выдвигает научные идеи и гипотезы, определяет объекты, предметы, методы исследований. Как правило, в своих изысканиях ученый ориентируется на насущные социокультурные проблемы и запросы общества.

Членов исследовательского коллектива объединяет общая научная идея, исследовательская площадка (институт, лаборатория). В идеале каждый член такого коллектива решает посильную для него частную задачу исследования, результаты которой являются шагом в решении общей научной проблемы.

Общество как субъект научного познания является заказчиком и генератором научных идей и исследований, поскольку исходит из собственных культурно-исторических и национальных интересов. Оно выдвигает из своей среды наиболее одаренных личностей, способных решить его научные запросы.

Особенности научных объектов

Нынешняя наука представляет собой совокупность чрезвычайного многообразия научных дисциплин. Каждая из них имеет специфические объекты, предметы, методы исследований.

Специфика объектов науки заключается в их характерологических особенностях: структуре, общих и частных свойствах и качествах, в способах и результатах функционирования, в отношениях с другими объектами.

Каждый из объектов зарождается и действует по собственным природным правилам и законам, которые непременно учитываются при их изучении и попытках преобразования в соответствии с современными потребностями общества.

Изучение большинства объектов науки актуально в сегодняшнем мире, практическое использование человечеством результатов иных объектов (например, космических) возможно только в отдаленном будущем.

Область научного исследования в биологии

Современная биология — самая востребованная и самая объемная из существующих наук. Это объясняется тем, что объект ее изучения — сама жизнь на планете: функции, взаимосвязи живых существ, их влияние на среду обитания и человечество в целом.

Объекты биологических наук многочисленны. "Википедия" называет их более 70, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Например: анатомия изучает строение (внешнее и внутреннее) организмов, зоопсихология изучает психическую деятельность животных, микология — грибы, биотехнология — использование свойств живых организмов и продуктов их жизнедеятельности для удовлетворения потребностей человека в лекарствах, продуктах питания и пр.

Многие направления научных изысканий в биологии возникли на границах со смежными науками — физикой (биофизика), химией (биохимия), медициной (биомедицина).

Социальные области научного познания

К социальным наукам относятся культурология, антропология, социальная психология, психология, политология, экономика, социология, этнография.

Объектами изучения социальных наук являются: человеческое общество вообще и частные проявления его существования и функционирования — структура общества, его законы, политика, религия, деятельность государств, идеология, отдельные аспекты общественной жизни, коммуникативные связи, личности и пр.

Предмет изучения социальных наук — поведение человека, его деятельность. То есть сам человек организует и осуществляет познание самого себя и своей социальной среды. Следовательно, он является и объектом, и субъектом социальных наук.

Предметная область в педагогике

Социальный заказ на «человека воспитанного» актуален всегда в любом обществе, и именно его выполняет эта наука. Значение педагогики в развитии человеческого социума трудно переоценить, поскольку именно она, формируя отдельную личность, совершенствует общественные отношения. То есть объектом педагогики как науки является именно человек.

Педагогика имеет многовековой опыт воспитания человека любого возраста и уровня развития, ее объектами являются все, кто нуждается в педагогической помощи и поддержке — ребенок, подросток, человек юношеского возраста, коллективы, группы, различные объединения неформалов.

Другим ее объектом является сам педагогический процесс, научная организация которого гарантирует воспитание личности, отвечающей требованиям конкретного общественного строя. Поступающая извне информация о происходящих изменениях в общественной жизни заставляет корректировать направления воспитания.

Комментарии