Противотанковые надолбы: предназначение, история, обустройство

Наша статья расскажет о противотанковых надолбах, которые использовались в войнах прошлых лет для защиты от тяжелой техники противника. Сегодня, когда существуют более современные методы, этот вид заграждений используется все реже.

Однако утверждения о том, что подобный вид заграждений неэффективен, в корне неверно. Многие специалисты по военной инженерии весьма удачно используют опыт прошлых войн и в наши дни. По мнению тех, кто освоил эту практику и имел возможность оценить ее эффективность в бою, данному вопросу стоит уделять внимание при подготовке кадров.

Предназначение

Надолбы относятся к невзрывным заграждениям фортификационного типа. Обустройством занимаются инженерные войска, иногда совместно с пехотой.

Установка надолбов подразумевает комплекс мер, в который входит:

  • предварительная разведка местности, составление плана расположения заграждений;
  • непосредственный монтаж;
  • маскировка.

Принцип использования основан на создании непроходимого пространства. Гусеничная техника, столкнувшаяся с преградой, задерживается, в результате чего противник теряет время и демаскирует себя, пытаясь преодолеть заграждения. Ходовая машины сильно повреждается, возможен разрыв трака, пробой днища. Подобные преграды могут использоваться не только для защиты от танков, но и против другого военного транспорта: МТЛБ, БМД, боевых машин пехоты и др.

История использования

Во время финской войны на пути советских войск не раз вставали противотанковые надолбы. Финны широко использовали этот вид заграждений. Был даже создан танк КВ-2, пушка которого (152 мм) была рассчитана в том числе и на повреждение надолбов.

С учетом подобной практики, кажется весьма странным, что во время Второй мировой Красная армия использовала данный вид заграждений не так уж эффективно: планированием занимались общевойсковые командиры, а не инженеры; к возведению привлекались случайные люди; материалы, время и ресурсы тратились впустую. А ведь только при правильной организации, с учетом всех тонкостей военной инженерии, надолбы могут задержать неприятеля и повредить его технику.

В 1944 году русские войска столкнулись с мощнейшими фортификационными сооружениями. Вопреки всеобщему заблуждению, не финны и не немцы, а именно русские прозвали противотанковые надолбы зубами дракона. Фортификации, выступающие из земли массивными пирамидальными пиками, казались красноармейцам подземным чудовищем, преграждающим путь к долгожданной Победе. На преодоление расстояния в 250 км между границей Пруссии и Кеннинсбергом русские потратили около трех месяцев.

Возможные конструкции

Самая легкая разновидность противотанковых надолбов изготавливается из стволов деревьев, вкопанных на глубину на 1,5-2 метра и выступающих над поверхностью в среднем на 50 см. Деревянные надолбы, установленные под небольшим углом, с наклоном навстречу противнику, обязательно маскируются. Слабое место такого вида заграждений заключается в малом запасе прочности. Артподготовка, проведенная даже с помощью минометов калибра 82 мм, может полностью уничтожить заграждение. В то же время это самый низкозатратный тип фортификации.

Железобетонные надолбы требуют большего времени и средств. Заграждение должно состоять из нескольких рядов надолбов, состоящих из небольшой надземной части в виде пирамиды или конуса и подземного куба объемом в 1 мз и более.

  • Первый ряд обязательно делают таким образом, чтобы он вызывал у танкиста иллюзию легкого преодоления и технически был преодолимым. Пологая сторона конуса обращена к противнику, а противоположная упирается в землю почти перпендикулярно. Высота заграждений должна быть сантиметров на 10-15 больше клиренса танка (например, для остановки танка «Абрамс» первый ряд должен быть 58-62 см).
  • Второй ряд имеет такое же строение, но большие размеры. Он должен казаться легко преодолимым, но не быть таковым.
  • Следующие ряды выполняются в виде четырехгранников, в высоту могут превышать надолбы первого ряда сантиметров на 30. Они располагаются на расстоянии, которое несколько меньше ширины между траками. Надолбы третьего и последующих рядов должны быть стойкими к осколкам мин.

Подобное расположение и форма элементов позволяет танку пройти один или два ряда надолбов, но не продвинуться дальше. Благодаря крутой обратной стороне пройденных пирамидок, движение назад оказывается невозможным, как и разворот на месте, легко выполнимый танком на относительно ровной поверхности.

Существуют и другие, «не академические» способы обустройства заграждений, являющиеся результатом талантов отдельных военных инженеров и солдатской смекалки. Надолбы могут быть выполнены из фрагментов пришедшей в негодность техники, кусков рельсов, других материалов.

Заграждения, используемые параллельно с надолбами

В рядах между железобетонными конусами нецелесообразно устанавливать противотанковые мины, поскольку пеший сапер легко может их обнаружить и обезвредить. Кроме того при взрыве такой мощной мины (например, ТМ-62) могут повредиться и сами надолбы.

Противотанковые ежи используются для закрытия брешей там, где в силу особенностей ландшафта вкапывание надолбов невозможно. Рядами ежей и рвов могут быть усилены границы заградительной линии, упирающиеся в естественные преграды.

Специальная военная колючая проволока может использоваться между рядами надолбов. Она не оказывает большого влияния на танк, но мешает сопровождающей бронетехнику пехоте (саперам, разведчикам), а в некоторых случаях может повредить траки. С этой же целью, а также для демаскировки разведывательной деятельности между рядами устанавливают противопехотные мины (например, МОН-50).

Разведка противотанковых заграждений противника

Для обнаружения заградительных сооружений противника в настоящее время широко используются средства аэроразведки (БПЛА). Железобетонные противотанковые надолбы на фото, сделанных «беспилотником», хорошо заметны.

Обязательно проводится наземная разведка малыми группами, в составе которых есть саперы и инженеры (иногда еще и химики). Оценивается маскировка, расположение заграждений, размеры элементов и расстояние между ними, материал, из которого они изготовлены.

Обнаруженные объекты наносятся на карту, информация передается командованию. Минные заграждения, растяжки и сигнальные ракеты снимаются только после получения соответствующего приказа. В ряде случаев пытаться преодолевать полосу надолбов нецелесообразно, ее оставляют нетронутой и ищут другой путь.

Преодоление противотанковых надолбов

Название «железобетонные» условное, в качестве раствора используется не только бетон, армирование тоже есть не всегда. Определив, из чего изготовлены столбы, принимается решение о возможности их повреждения. Может быть применен обстрел из минометов, гаубиц, танковых пушек (реже ручных гранатометов РПГ). Обычно обрабатывается один из секторов, в котором «простреливается» проход.

Для обеспечения лучшей проходимости используются бревна, настилы, разборные мосты.

В память о былых сражениях

Сегодня можно увидеть надолбы, сохранившиеся с минувших войн, во многих странах мира. К примеру, в Петербурге подобные монументы остались на проспекте Стачек.

Противотанковые надолбы, обороняющие город от армии фашистов, были построены руками петербуржских детей и женщин. Сегодня несколько пирамид являются частью мемориального комплекса.

Комментарии