По Аристотелю человек - это... Учение Аристотеля о человеке
Человека принято считать высшим разумным существом и самым лучшим творением природы, которое преобладает над всеми остальными созданиями. Однако Аристотель бы с нами не согласился. Главная идея его учения о человеке заключается в том, что, по Аристотелю, человек – это общественное и политическое животное. Прямоходящее и мыслящее, но все же животное.
От кого произошел человек
Аристотель о происхождении человека говорил как и о происхождении всех существ, разделяя их лишь на два вида: бескровных и имеющих кровь. Человек относится ко вторым, тем, кто имеет кровь. Рассматривая людей как животных, свои представления о происхождении человека Аристотель сводил к тому, что родоначальником человечества является обезьяна.
Почему общественное?
По Аристотелю, человек - это политическое, но еще и общественное существо. С самого первого дня жизни он не принадлежит себе, он служит обществу, семье и государству. По своей природе, человек должен жить в гармонии с другими людьми. Лишь существуя и развиваясь в группах, люди способны достичь высокого уровня как нравственности, так и качества жизни в целом. Самое главное, что занимало Аристотеля, если говорить о личностных качествах, - добродетель, в высших ее проявлениях, которая должна быть направлена на пользу общества. Человек, будучи единственным существом, которое может быть добродетельным, обязан отдать свой долг обществу. Большое значение отдается справедливости, которую один человек может проявить лишь по отношению к другому. По такому принципу создается цепочка, которая складывается из заботы об одном человеке в заботу об обществе в целом.
Человек имеет оружие, которое ему дала природа, — силу интеллекта и морали, но он может использовать это оружие и в другую сторону, поэтому человек без нравственных принципов является низшим и диким существом, которым движут лишь животные и вкусовые инстинкты
Почему политическое?
Учение Аристотеля о человеке напрямую связано и с рассуждениями о политике и государстве. Цель разбора политических вопросов и человеческой сущности - возвести на государственную службу не столько человека, сколько высоконравственную личность. Вне зависимости от сословий, каждый человек рождается заведомо политическим существом, с врожденными личностными качествами и инстинктом «сожительства с другими существами». Каждый человек должен принимать участие в строении государства. Поэтому, по Аристотелю, человек - это политическое животное.
В чем сходство с обычным животным и отличие от него?
Если мы с вами можем привести множество очевидных и преимущественных различий, то, по мнению Аристотеля, человек отличается от животного лишь наличием интеллекта. Под интеллектом подразумевается нравственная сторона личности, которая помогает придерживаться правил и законов общества. Человек тем и отличается от животного, что может видеть, где добро, а где зло. Видеть разницу между справедливостью и несправедливостью.Человек, постигший высшую степень совершенства, выше любого из животных. Но он становится ниже каждого существа, если живет вопреки законам и справедливости. На самом деле нет ничего хуже несправедливости, оснащенной оружием.
Что касается сходства, то оно является биологическим. Что человек, что животное в равной степени стремятся удовлетворить свои низменные биологические потребности. К ним относится необходимость спать, есть и продолжать свой род.
Одна из важных характеристик человека – добродетель
Имея такую позицию, он все же и ее делил на два вида – интеллектуальную и волевую. К волевым относятся качества характера, то, что в большинстве случаев заложено природой и редко изменяется. Свое предпочтение Аристотель отдавал именно первой, интеллектуальной добродетели. Под интеллектуальной добродетелью он подразумевал приобретенную мудрость, рациональную деятельность и благоразумие.
Однако наличие интеллекта не говорит о том, что каждому человеку эта добродетель присуща. Свойственна она лишь тем людям, которые действуют. Причем деятельность не в любом своем проявлении, а исключительно познавательная. Добродетельным не может быть тот, кто получает удовольствие от материальных благ, ищет похвалы, выгоды или стремится достичь определенных целей. Достичь добродетели можно, лишь получая истинное наслаждение от процесса познавательной и теоретической деятельности.
Много говорить и рассуждать о добродетели— не показатель того, что человек добродетельный. То же самое и с думами, которые о справедливости — это еще не означает, что человек на деле будет справедливым.
Какая главная цель человека?
Главная цель существования человека – благо. Наивысшее благо – это ощущение счастья и полного блаженства. Но благо не должно быть для каждого человека индивидуальным, оно напрямую зависит от блага общественного. Поэтому для достижения своих целей человеку просто необходимо объединение с другими «общественными животными». А чтобы осуществлять это объединение, люди и создают государство. Именно государство является связующим звеном в человеческом общении и взаимодействии.
Какова роль государства для человека?
Нельзя воспринимать государство как инструмент для достижения хозяйственных благ. Первоначальная и основная цель возникновения государства – создавать взаимоотношения в обществе ради общего блага. Получается замкнутый круг: государство невозможно создать без человека, а человек, в свою очередь, не может существовать за пределами государства, ведь по Аристотелю, человек - это политическое существо.
Также Аристотель прекрасно понимал, что невозможно каждого человека считать равным, даже если все преследуют одну цель – достижение общественного блага. Он разделял людей на три главных категории: чрезмерно богатые, бедные и средние между ними. Одинаково плохо он относился к первым двум категориям. Идеальная модель положения человека – средняя. В любых своих стремлениях человек должен идти к цели – найти золотую середину. Это касается как материальных благ, так и нравственных и добродетельных качеств.
Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь, в подходящее время.
Свое положение в обществе человек определяет при помощи собственности. Это нередко становится предметом ссор и недовольства. Однако каждый человек должен отстаивать свое право на собственность, развивая которую он способен бороться с социальными устоями ради прогресса. При этом Аристотель призывает общество не забывать о милосердии и щедрости, помогая тем, кто в этом нуждается. Проявления солидарности и дружеских отношений является высшим проявлением политической и общественной добродетели.