Ребенок раннего возраста: особенности развития, деятельность и обучение

Ранним возрастом ребенка считается период его развития с 1 года до 3 лет, это время, когда он активно исследует окружающий мир. В этот возрастной период происходит много изменений как в психологическом, так и в физическом развитии малыша. Родителям важно обращать внимание на важные моменты и создавать благоприятные условия для успешного освоения новых навыков во всех областях деятельности детей.

Большинство малышей к годику уже начинают ходить, перед ними открывается огромное количество возможностей для исследования мира. Следует иметь в виду, что все, с чем малыш взаимодействует в это время, является средством его развития.

Особенности этого возраста

Этот период жизни ребенка еще называется ранним детством – это время, когда психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны. Основным видом деятельности является предметная, из которой к трем годам развивается уже игровая. Важную роль играет взаимодействие ребенка с родителями, именно взрослый выступает образцом для подражания во всем: в действии, речи, в социальном взаимодействии с другими людьми.

Психическое развитие

Психическое развитие детей раннего дошкольного возраста отличается скачкообразностью и высоким темпом. Наибольшее влияние на формирование психики ребенка оказывают следующие факторы:

  • Умение ходить. Самостоятельное передвижение делает доступными для него многие предметы, дает возможность научиться свободно ориентироваться в пространстве, научиться определять расстояние до предмета.
  • Умение говорить. Ребенок активно начинает осваивать речь, и именно этот период является наиболее благоприятным для развития этого умения.
  • Предметная деятельность ребенка. Малыш играет не только игрушками, но и другими предметами, которые попадаются ему в поле зрения, он постепенно осваивает их предназначение и учится переносить функции одних предметов на другие, он замещает недостающие для игры вещи.

Особое значение для психики ребенка раннего возраста имеет эмоциональное состояние. Если ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, он более открыт к новым знаниям об окружающей среде, кроме того, он лучше формирует социальные связи, необходимые для общения с детьми и взрослыми.

Физическое развитие

В раннем возрасте вес малыша составляет примерно пятую часть от веса взрослого, но многое зависит от генетической предрасположенности и физической активности ребенка. А активность его растет с каждым годом. Как только ребенок начинает ходить, для него открываются новые возможности для изучения окружающих предметов, но это период повышенной травмоопасности, поэтому родителям следует быть очень внимательными. Рекомендуется убрать из поля его зрения все тяжелые, острые, опасные предметы и средства бытовой химии. На все розетки нужно установить заглушки.

Фигуры у детей раннего дошкольного возраста очень своеобразны: спина прогнута, живот немного выпячен из-за внутренних органов, которые продолжают расти. У деток исчезают складки на ногах и руках, жировая ткань уменьшается, уступая место мышечной. Скелет еще не до конца окостенел, но кости черепа и позвоночника укрепились в достаточной степени.

Особенности речевого развития

Возрастной период с 1 года до 3 лет - это период, наиболее предрасполагающий к речевому развитию детей раннего возраста. Когда малыш только вступает в эту возрастную группу, он употребляет всего несколько слов вроде «папа», «мама», «деда», «баба» и так далее. Но понимает он гораздо больше, кроме того, соотносит конкретные слова с предметами, которые они обозначают. Чтобы развитие речи детей раннего возраста шло хорошо, с ними нужно постоянно общаться, то есть все время комментировать свои действия, показывать предметы и называть их, рассматривать картинки и называть все объекты, которые там изображены, обращаться к ребенку с элементарными просьбами.

Уже к 2 годам в активном словаре малыша должно быть около 40-50 слов. Следует отметить, что мнения специалистов по этому вопросу существенно расходятся. Поэтому не стоит привязываться к конкретному количеству слов, которые должен уметь произносить двухгодовалый малыш. Все индивидуально, бывают случаи, что речь ребенка раннего возраста развивается несколько позже, а до 2 лет он накапливает только пассивный словарный запас. Но если к 2 годам ребенок вообще не говорит и есть другие неврологические нарушения, стоит обратиться к специалисту и проконсультироваться по этому вопросу.

Двухгодовалый малыш не все звуки произносит правильно. Чаще всего у детей возникают проблемы с шипящими, свистящими и сонорными звуками. Они либо пропускают их в своей речи, либо заменяют. Продолжает развиваться как активный, так и пассивный словарный запас. Значительно улучшается понимание поручений, в 2 года ребенок способен выполнить двусложные задания, например, «пойди на кухню и принеси свою тарелку».

В словарном запасе ребенка раннего возраста в 3 года порядка 1000 слов. Многие дети хорошо говорят предложениями, употребляют падежные формы, времена и числа. Речь в раннем возрасте ребенка является средством познания мира. Родители должны быть готовы к многочисленным вопросам обо всем, что его окружает.

Если словарный запас ребенка небольшой, он не может строить предложения, родителям следует обратиться к логопеду и неврологу, и самостоятельно стимулировать развитие речи ребенка раннего возраста.

Предметная деятельность детей в этом возрасте

Предметная деятельность у детей раннего возраста является основной и ведущей. Именно она оказывает существенное влияние на развитие ребенка и носит первоначально манипулятивный характер, со временем совершенствуясь и развиваясь. Все действия с предметами проходят три стадии:

  • Манипулятивные действия. Если младенец берет ложку, он еще пока не знает, что с ней делать, он ею стучит по предметам, облизывает или выполняет другие манипуляции.
  • Следующая стадия – это использование предмета по назначению. Ребенок уже знает, для чего нужна ложка, но еще пока не может правильно ее держать в руке и набирать пищу.
  • И последняя стадия – это когда ребенок знает, для чего нужен предмет и умеет им пользоваться.

Когда все стадии освоены, малышу становится доступен перенос действий из одной ситуации в другую (похожую). И впоследствии хорошо знакомый предмет используется ребенком в игровом процессе - это стадия развития игры ребенка раннего возраста. Например, ребенок кормит игрушки с помощью той же ложки.

У ребенка этого возраста на психику влияют соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся - это приведение нескольких предметов во взаимодействие, например пирамидка, кубики. Орудийные действия - это выполнение определенных манипуляций с помощью предметов, например из кружки пьют, на стуле сидят, молотком забивают гвозди так далее.

Кризисы этого возраста

На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.

  • Кризис 1 года.

В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.

Характерными признаками являются:

  • требование внимания к себе;
  • упрямство;
  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • бурная реакция на замечания родителей;
  • капризы;
  • противоречивость поведения.

Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.

Способы, как преодолеть кризис:

  • не наказывать его за проступки и капризы;
  • создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
  • если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
  • спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность. Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет.

  • Кризис 3 лет.

Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.

Признаки кризиса:

  • негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
  • упрямство;
  • настойчивость;
  • самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
  • обидчивость;
  • хвастовство.

Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.

Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными. Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся - это очень важно слышать каждому ребенку.

По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.

Когда необходимо бить тревогу

Опытный детский психолог знаком с признаками возрастных кризисов детей, кроме того, он прекрасно знает, как их лучше всего преодолеть. Родителям стоит получить консультацию, если они самостоятельно не могут справиться с проявлениями кризисного периода и проявляют раздражение и некую агрессию по отношению к своему ребенку. Психолог предложит пути выхода из этой ситуации и поможет преодолеть этот сложный период.

Воспитание детей в раннем возрасте. Стили

Правильное воспитание детей закладывает необходимые предпосылки для характера, родителям нужно обратить внимание на правильную линию поведения с ребенком. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одного стиля воспитания.

В каждой семье есть свой определенный стиль воспитания малыша. Психологи выделяют несколько наиболее популярных:

  • Авторитарный предусматривает строгую дисциплину, на ребенка возлагаются большие надежды. Взаимоотношения в таких семьях достаточно прохладные. Диалог с малышом ведется в форме приказов и указаний. Такой стиль воспитания вырабатывает у ребенка дисциплину, но все хорошо в меру. Излишняя авторитарность развивает в ребенке безынициативность, он не может проявить самостоятельность, никогда не идет наперекор родителям, а только следует строго приказам.
  • Либеральный характеризуется отсутствием запретов во время воспитания. Основная цель стиля – дать ребенку максимально выразить себя во всем и везде. Эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми теплые и душевные. Несмотря на положительные черты стиля, есть и отрицательные стороны. Родителям нужно установить определенные рамки допустимого для малыша, иначе он не сможет научиться контролировать себя и свои поступки.
  • Демократический – это золотая середина между двумя предыдущими. Атмосфера в семье теплая и дружественная, но ребенок принимает авторитет родителей и следует установленным порядкам, строго придерживается ранее определенных границ. Родители поощряют достижения и успехи ребенка и предоставляют ему возможность заниматься любимым делом. Все правила и запреты логически объясняются ребенку, именно поэтому он их не нарушает осознанно, а не из чувства страха перед родителями. Этот стиль воспитания считается наиболее приемлемым для ребенка раннего детского возраста.

Договориться с ребенком

Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но родителям следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, договоренности должны учитывать интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти оптимальное решение, которое устроит всех.

Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Важно, чтобы ребенок понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если ребенок пришел с проблемой, активное слушание поможет ему справиться с негативными переживаниями.

Важно предоставить варианты выбора, создавать иллюзию выбора. Авторитарные приказы будут восприниматься в штыки. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет, и в то же время авторитет родителей не пошатнется.

Дети раннего возраста в ДОУ (детский сад): адаптация

К трем годам многие дети отправляются в детский сад, адаптация к которому может стать настоящим испытанием для родителей. Несмотря на то что ребенок проявляет самостоятельность и всячески демонстрирует это, он очень привязан к своим родителям, поэтому смена домашней обстановки на детсадовскую, где нет мамы и папы, является настоящим стрессом для малыша. Адаптация к детскому учреждению – обязательный и важный процесс.

Ребенка нужно подготавливать заранее: не ограничивать его среду только домом или одной и той же детской площадкой; следует ходить в гости, чаще бывать в различных местах. Кроме того, важен возраст малыша. По мнению психологов, адаптация с 1 года до 2 проходит намного сложнее, а после этого рубежа у ребенка уже сформирована предметная деятельность, а следовательно, его легче заинтересовать новыми игрушками и занятиями.

На эффективность адаптации влияет здоровье ребенка, его уровень развития, индивидуальные особенности, характер. О том, что адаптация детей завершилась успешно, могут говорить такие признаки, как здоровый сон, хороший аппетит, прекрасное настроение.

Раннее развитие: вред и польза

Раннее развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители буквально с рождения используют всевозможные методики для того, чтобы всесторонне развить своего малыша. В настоящее время разработано много способов обучить ребенка, но как понять, что нужно малышу и какие области нужно развивать?

Сегодня на раннее развитие малышей настроены многие родители, но мнение детских психологов по этому вопросу неоднозначно. У раннего развития есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными моментами обучения детей раннего возраста является то, что в жизнь малыша вносится разнообразие. Все методики и способы работы с ними вызывают у большинства малышей интерес.

Но есть и отрицательные стороны раннего развития. По мнению неврологов, из-за многочисленных занятий, которые не соответствуют возрасту и уровню развития малыша, происходит перегрузка центральной нервной системы. Иногда из-за такой перегрузки у малыша происходит функциональная неразвитость некоторых отделов мозга, что приводит в будущем к проблемам в учебе и других видах деятельности. Кроме того, родители детей раннего возраста не должны успехи и достижения своего малыша сравнивать с успехами других и заставлять равняться на более преуспевающих детей, так как это может привести к устойчивым и серьезным проблемам с самооценкой.

Следует иметь в виду, что в период до 3-4 лет у ребенка активно формируются отделы мозга. Некоторые методики раннего развития направлены на обучение счету и чтению в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. Происходит буквально следующее: энергия, которая предназначена на развитие всех отделов, перенаправляется только на развитие коры полушарий. В результате в будущем у ребенка будут возникать проблемы неврологического характера, он станет импульсивным, несобранным, не умеющим справляться с собственными эмоциями.

Естественный период развития коры больших полушарий приходится на возраст 4 лет, именно с этого возраста лучше начинать учить ребенка счету и чтению. Хотя в любом случае решать родителям.

Конечно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В таком случае нужно поощрять такие устремления. Это значит, что их мозг готов к получению такой информации. Но никогда не стоит проводить занятия для детей раннего возраста в принудительной форме.

Группы для раннего развития детей

Для детей от года до трех лет организуют специальные группы для раннего возраста. Они направлены или на комплексное развитие, или на изучение какой-то одной конкретной сферы, например группы художественного творчества, языковые, математические. Вместе с детьми на занятиях присутствуют их родители, занятия для детей раннего возраста проводятся в игровой форме в соответствии с методикой.

Выбирая программу для ребенка, важно, чтобы занятия не перегружали его и не утомляли. Если он капризничает, отказывается учиться, старается убежать, значит, их нужно прекратить или заменить на другие. Нужно учитывать индивидуальные особенности малыша и подбирать занятия в соответствии с его интересами и сильными сторонами.

Методики раннего развития

Существует множество методик раннего развития детей, каждая строится на определенных принципах обучения. Самые популярные из них:

  • Педагогика Монтессори. Основной принцип – создание полной свободы в реализации процесса образования. Также методика предполагает создание определенной образовательной среды, в которой каждый ребенок находит занятие для себя. Цикл работы с детьми раннего возраста длится по 3 часа, причем в одной и той же группе могут заниматься дети разных возрастов. Дети не сидят на одном месте, они спокойно могут перемещаться по классу. Метод предусматривает, что в ходе занятий специальные образовательные материалы присутствуют только в одном-единственном экземпляре (каждый вид) – это учит ребенка социально взаимодействовать с остальными детьми.
  • Методика Домана направлена на обучение ребенка чтению и предусматривает использование в работе определенных карточек. Методика предусматривает, чтобы ребенок запоминал слово целиком вместо последовательного изучения сначала букв, потом слогов.
  • Система развивающих игр для детей раннего возраста (система Никитиных) - основной принцип совместная игра родителей и детей. В ходе такой деятельности детей происходит развитие, воспитание и оздоровление ребенка. Большая часть таких игр – это ребусы, головоломки, которые можно решить, используя логическое и образное мышление.

В системе развивающих игр есть задания совершенно разного уровня сложности, поэтому маленькому ребенку следует предложить что-то более легкое и повышать уровень сложности постепенно по мере успешного выполнения предыдущих заданий.

  • Методика Зайцева основана на том, что основная деятельность в раннем возрасте – это игра, в которой у каждого ребенка есть потребность. Наиболее известные пособия этой методики – кубики Зайцева, которые используют для обучения чтению. Кубики разные по цвету, размеру и звуку.
  • Программа «7 гномов» - это проект, который рассчитан на деток от нескольких месяцев до 7 лет. Каждый возраст представлен своим цветом. Методика предполагает использование пособий для всестороннего развития малыша, их можно использовать как дома, так и для занятий в группах раннего развития.

Отставание в развитии

Темп развития каждого малыша индивидуален, но существуют определенные рамки и нормы, отклонение от которых может свидетельствовать об отставании в развитии. Задержка психического развития в раннем возрасте в большинстве случаев может быть успешно устранена.

Признаки отставания в развитии ребенка в 3 года:

  • Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
  • Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
  • Отсутствие целенаправленных действий.
  • Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.

Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.

Причины отставания в развитии

Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин - как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.

Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:

  • Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
  • Кислородная недостаточность у плода.
  • Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
  • Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
  • Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.

Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.

Что делать при отставании в развитии

Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания - не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.

Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.

Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ответственность за развитие ребенка лежит на родителях. Именно им необходимо выработать определенный план развития малыша и заниматься с ним регулярно, тогда результат будет быстро достигнут.

Особенности детей раннего возраста заключаются в том, что ребенок зависит от родителей и психологической атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие малыша оказывает авторитарный стиль воспитания, который подавляет любые инициативы ребенка. Чрезмерная опека тоже не обеспечивает ребенку свободу действий и также неблагоприятно сказывается на развитии.

Агрессия по отношению к ребенку отрицательно влияет на его развитие и провоцирует появление психологических травм.

Непонимание, напряженное отношение между мужем и женой оказывают неизгладимое влияние на малыша, даже если конфликт неявный. Дети очень чувствительные, любые проблемы в семье вносят дискомфорт в мир малыша. Именно поэтому лучшая атмосфера для развития малыша - гармоничные отношения между родителями, правильная стратегия воспитания. Ребенку важно чувствовать одобрение, это воспитывает у него уверенность в себе и в своих силах. Критика может спровоцировать нежелание что-то делать, замкнутость, неуверенность, безынициативность.

Занятия и игры с детьми

Существует огромное множество развивающих занятий и методик, которые успешно используют преподаватели в группах раннего возраста, но они же и подойдут для занятия в домашних условиях. Основные упражнения по развитию деятельности ребенка раннего возраста:

  • Физическое развитие малыша.

Чем здоровее ребенок в физическом плане, тем успешнее он развивается с психологической точки зрения. Примерно к году дети начинают ходить, и для физического развития им необходимо создать все условия для двигательной активности. Но не нужно заставлять их делать те или иные упражнения, нужно превратить это в увлекательную игру, и только в таком случае малыш с удовольствием выполнит все нужные действия.

В годик ребенка нужно стимулировать к движению и ходьбе. Надо чаще просить его подойти, принести, унести отдельный предмет или игрушку. Все упражнения нужно усложнять постепенно, для детей раннего возраста комплекс не должен быть слишком длинным – ребенок быстро устает, вполне достаточно 5-6 упражнений по 5-6 повторений.

В упражнения следует включить ходьбу, перемещение по наклонной поверхности, боковые шаги, шаги назад. Весь комплекс должен быть подобран индивидуально для ребенка в зависимости от его уровня развития.

  • Развитие разговорной речи.

С года до трех лет следует уделить особое внимание развитию речи малыша. Речевые центры тесно связаны с мелкой моторикой. Именно поэтому всевозможные пальчиковые игры для детей раннего возраста обязательно должны присутствовать в программе развития. Существует огромный выбор игрушек, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка.

Сам процесс развития речи можно разделить на 2 этапа: развитие понимания и формирование активной разговорной речи. На этапе развития понимания формируется пассивный словарный запас. Следует много говорить с ребенком, показывать и называть ему предметы, читать книги с картинками. Следует его знакомить с существительными, прилагательными, осваивать новые слова и все время повторять старые.

Для развития активной разговорной речи нужно стимулировать ребенка говорить. Можно использовать различные стишки, в которых ему нужно предлагать договорить окончания. Также можно для развития речи использовать игрушки самого ребенка и в ходе ролевых игр стимулировать его к речи.

Очень многое в развитии речи ребенка играет то, сколько и каким образом родители общаются с малышом. Логопеды утверждают, что с ребенком нужно много и правильно говорить, так как он строит свою речь на основе подражания разговору родителей.

  • Развитие моторики рук.

Различают 2 вида моторики:

  • Мелкая, она включает точные движения рук.
  • Общая, включает движение отдельных групп мышц.

Для развития мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры, лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов. Можно купить развивающие игры, а можно использовать подручные предметы: тесто, коробочки с крупами, пуговицы на одежде и так далее.

Для развития общей моторики подходят любые активные игры, главное, чтобы они соответствовали возрасту: игры с мячом, перемещение по ступенькам, велосипед.

  • Творческое развитие ребенка.

Творческое развитие ребенка строится вокруг предметов и игр, которые можно использовать с фантазией:

  1. Мешочек с бобами или крупами. Его можно ощупывать, подбрасывать, положить на ногу и так далее. Нужно предложить ребенку самому придумать, что можно с ним сделать.
  2. Рисование – отличный способ творческого развития ребенка, его увлекает сам процесс, при котором карандаш, ручка или пальчики оставляют след, со временем ребенок стремится изобразить что-то конкретное.
  3. Пластилин дает возможность для создания объемных фигурок и преобразовывания их во что-то другое. Нужно показать ребенку, как лепить простые формы, и по мере развития малыша усложнять задания.
  4. Музыка и танец – отличный способ самовыражения ребенка. Нужно чаще включать несложные мелодии и предлагать ребенку потанцевать, причем так, как ему хочется. Впоследствии можно ему показать несложные движения.

Существует огромное множество способов развивать творческие способности ребенка. Но не стоит концентрировать свои усилия только на одном виде деятельности, лучше обеспечить разнообразие в занятиях.

Развитие ребенка в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Родители только удивляются, как быстро растет их кроха и как быстро он все усваивает. То, как будет происходить это развитие, зависит от психологической обстановки внутри семьи и от того, как и сколько занимаются с малышом.

Комментарии
Каковы именно особенности раннего развития ребёнка?