Психология Общения -- одна из важных Сфер жизни и деятельности Человека
Общение представляет собой разносторонний процесс, в результате которого возникают контакты между людьми, основанные на обмене информацией. Восприятие, коммуникация и взаимодействие -- части, из которых состоит психология общения.
Обмен информацией происходит при помощи коммуникативной функции. Взаимодействие предусматривает комплекс определенных поступков или действий, представляющих интерес для всех, кто принимает участие в общении. Восприятие – одна из ключевых частей, из которых состоит психология общения. Ведь именно от того, как собеседник воспринимает своего оппонента, зависит качество, а следовательно, и результат общения.
Понятие о социальной психологии общения
Одной из важных задач, которые призвана изучать социальная психология общения, являются психологические аспекты коммуникации. Эта дисциплина возникла на стыке психологии и социологии.
Ведь любое явление, происходящее в обществе, имеет психологические аспекты, поскольку оно связано с деятельностью людей. Жизнь человека в обществе невозможна без общения. А оно регулируется правилами взаимоотношений между людьми. Поэтому социальная психология общения рассматривает коммуникативные связи как социальное явление.
От чего зависит модель поведения человека
Большое значение во время общения имеет модель поведения, которой придерживается человек во время коммуникации. На каждом этапе своей жизни ему приходится играть определенную роль, которая зависит от того, какую должность он занимает -- руководителя или подчиненного, -- его семейного статуса -- муж или жена, -- возраста. В повседневной жизни каждому приходится исполнять несколько разных ролей в зависимости от того, где он находится -- на работе или дома, в гостях или на отдыхе. Общаясь, человек проявляет себя по-разному.
Зачастую модель поведения зависит от целей общения и впечатления, которое контактирующие между собой люди друг на друга хотят произвести.
То, как общество будет оценивать образ человека, часто зависит не от его моральных качеств, а от тех норм поведения, которые установлены в данном обществе, уровня культуры людей, составляющих большинство. Поэтому на модель поведения существенное влияние оказывает общественное мнение.
Таким образом, психология общения включает в себя четыре основные модели поведения: индивидуальную, формальную, межличностную и внутригрупповую.
Формальная роль предусматривает систему поведения, которую общество ожидает от человека в связи с занимаемым им статусом.
Внутригрупповые модели поведения строятся на основе взаимоотношений, сложившихся внутри определенной социальной группы. Такие группы подразделяются на большие и малые.
Межличностное поведение зависит от ожиданий и представлений оппонентов друг о друге. Близкими к истине являются индивидуальные роли поведения. Они базируются на внутренних ощущениях человека, его личностных ценностях, внутренних активах, целях.
Модели поведения внутри групп
Внутри групп психология общения предусматривает следующие поведенческие модели: спаситель – жертва, лидер – последователь, примиритель, дружелюбный человек, скандалист, преследователь, отшельник и многие другие.
В больших группах определяющую роль в формировании модели поведения является статус, который человек занимает в обществе. Поэтому они, как правило, являются формальными. В малых группах поведенческая роль зависит от взаимоотношений, установившихся между их членами.
Психологические нюансы при общении с детьми
Следует отметить, что психология общения с детьми имеет свои особенности. С ростом ребенка изменяется и его отношение ко всему, что его окружает, а также к общению как неотъемлемой части жизни. Так случается потому, что уже к трехлетнему возрасту у маленького человечка вырабатывается свой характер, представление о своем «Я», формируется личность.
Ребенок пытается общаться с окружающими еще задолго до того, как освоит речь. Сначала при помощи жестов, поведения, попыток что-то произнести. Даже такое общение нельзя оставлять без внимания. Малышу необходимо отвечать, разговаривать с ним, показывать разные предметы. Это поможет в будущем воспитать человека, который не будет страдать от комплексов и недостатков.
Зачастую высказывания детей завуалированы, они требуют расшифровки. Поэтому общение с ними сродни искусству, которое построено на особых законах и имеет свои скрытые подтексты. Необходимо уметь выслушать ребенка и попытаться его понять, а если в этом есть необходимость, то и поддержать. Если ребенок рассказывает о каком-либо событии, со стороны взрослых правильной будет не сама реакция на случившееся, а отклик на детские чувства, связанные с ним.
Также психология общения с детьми предусматривает умение родителей мыслить позитивно. Тогда и жизнь подрастающего поколения будет наполнена разноцветными красками и счастьем. Ведь, наследуя родителей, дети сами будут ее такой создавать.