Атака звука: как все устроено
Мир полон шумов вокруг, о возникновении которых мы даже не задумываемся. Музыка является вселенной из различных тембровых инструментальных и вокальных звучаний, так как же они образуются?
Термин
Атака - момент возникновения звука. Она - начало игры какого-либо музыкального инструмента или же вокальной работы голосового аппарата.
В вокальном искусстве
Атака звука в пении разделяется на 3 вида:
- Твердая.
Она подразумевает плотное и резкое соприкосновение связок. Голосовая щель смыкается до начала поступления воздуха, а затем звук с напором вырывается вместе с выдохом. Голосовой аппарат находится в напряжении, потому данный тип не используют для академического профессионального пения. Он встречается либо у молодых, еще не обученных певцов, вследствие неопытности, либо в педагогических целях. В вокальных школах им пользуются для отработки плотного звучания голоса, показа разницы в атаках или в других случаях, на усмотрение наставника.
Мануэль Гарсиа (оперный певец и педагог из Испании) был ярым сторонником этого метода.
Не стоит думать, что данный вид является абсолютно бесполезным в концертной деятельности. В произведениях, носящих характер гнева, дикости, страсти и других подобных эмоций, он становится даже необходимым.
- Мягкая.
Выход воздуха и смыкание связок происходят одновременно, вследствие чего соединение носит нежный и плавный характер, автоматически исключая травматизм голосового аппарата. Стоит отметить: смыкание является не плотным, а только сближенным, что главным образом отличает его от твердой атаки. Абсолютное отсутствие напряжения и призвуков, а также полное закрытие голосовой щели делает именно этот вид самым благополучным. Классическая школа вокала пользовалась практически всегда только данным методом, и певцов направляли стремиться именно в это "мягкое" русло.
- Придыхательная.
Название говорит само за себя: дыхание опережает смыкание связок, потому во время возникновения звука они еще находятся в расслабленном состоянии и вступают в строй только после определенного времени. Далее их работа схожа с мягкой атакой, однако неумелые певцы не в силах справиться с данной техникой, что влечет за собой слабое звучание, будто бы с ощущением "из последних сил". В классической школе придыхательная атака применялась исключительно с целью опытов для ведения наблюдений. В концертной практике ее искореняли.
В произведениях могла применяться в редких случаях для показа трусости, бессилия, немощности и других тщедушных эмоций.
Как уже было сказано ранее, в академическом пении предпочтение отдавалось мягкой атаке, однако в XXI веке в мире эстрадного вокала на практике применяются все виды техник.
Но не стоит забывать:
- долговременное использование твердой атаки может повлечь за собой возникновение узлов и язв;
- частое применение придыхательной атаки может привести к атрофии мышц гортани.
Для пользования всеми видами атак звука певцу необходимо обладать профессиональной подготовкой во избежание негативных последствий для своего здоровья.
В инструментальной музыке
Помимо голосового аппарата, существует ряд созданных руками человека инструментов. Каждый из них имеет возможность извлекать звуки музыки и делать это с абсолютно разным характером.
Духовые
Тема атаки звука очень распространена среди музыкантов духовых инструментов и схожа с принципами вокала: работа связана с дыханием, как и у певцов.
Существует практически 3 аналогичных вида:
- Мягкая.
В процессе артикуляции отсутствует закрытие губной щели, и воздушный поток не останавливается. Это такая работа, которая не прерывает вибрации слизистой губ (относящейся к предыдущим звукам), а идет на фоне этих вибраций.
Присущая согласная для данной атаки звука - Д.
- Твердая.
Вибрации слизистой губ идут после полного перекрытия губной щели и остановки потока воздуха.
Для твердой атаки звука выступает согласная - Т.
- Комбинированная, или вспомогательная.
Используется во взаимодействии с двумя атаками, указанными выше.
Для данного вида атаки в качестве произношения будет выступать согласная - К.
Сам выбор вида атаки зависит от наличия или же недостатка времени для закрытия щели с помощью языка.
Музыканты-духовики имеют тесную грань с вокалистами, так как образование звука в первую очередь зависит от их артикуляционного аппарата и процесса дыхания, а не от самого инструмента.
Клавишные
Инструменты по типу фортепиано имеют полный темперированный строй, изменить интонации которого человек игрой не может.
Потому под атакой звука принято понимать именно момент нажатия на клавишу и впоследствии извлечение из нее звука.
Сама атака будет зависеть от характера прикосновения: отрывистого (stacatto), мягкого (legato), подчеркнутого (marcato) и других штрихов.
В остальных группах
В струнно-смычковых инструментах атака звука зависит от работы смычка. Сюда можно отнести виолончель, скрипку, альт.
В струнно-щипковой группе за атаку звука отвечает исполнитель с помощью пальцев или других приспособлений (медиатор на гитаре).
Заблуждения
Существует ряд стереотипов, связанных с извлечением вокальных звуков музыки. Ниже приведены примеры:
1. При словосочетании "атака звука" складывается мнение, что началом атаки является образование любых речевых звуков и согласных в том числе. Но это - большое заблуждение. Согласные звуки состоят из шума и пропеваться не могут.
Существует всего 5 чистых гласных (И, Э, А, О, У), с помощью которых возможно изобразить виды атаки звука, указанные ранее. Йотированные - Я(йа), Ю(йу), Е(йэ) представляют собой производные от "чистых" гласных.
2. Не рассматривается атакой и та ситуация, когда вначале выступает согласный слог: ДА, РИ, МЭ и тому подобное.
Итог
Как оказалось, способов извлечения звуков достаточно и умение пользоваться каждым из них - обязательное условие для профессионального певца или инструменталиста.