Атака звука: как все устроено

Мир полон шумов вокруг, о возникновении которых мы даже не задумываемся. Музыка является вселенной из различных тембровых инструментальных и вокальных звучаний, так как же они образуются?

Термин

Атака - момент возникновения звука. Она - начало игры какого-либо музыкального инструмента или же вокальной работы голосового аппарата.

В вокальном искусстве

Атака звука в пении разделяется на 3 вида:

  • Твердая.

Она подразумевает плотное и резкое соприкосновение связок. Голосовая щель смыкается до начала поступления воздуха, а затем звук с напором вырывается вместе с выдохом. Голосовой аппарат находится в напряжении, потому данный тип не используют для академического профессионального пения. Он встречается либо у молодых, еще не обученных певцов, вследствие неопытности, либо в педагогических целях. В вокальных школах им пользуются для отработки плотного звучания голоса, показа разницы в атаках или в других случаях, на усмотрение наставника.

Мануэль Гарсиа (оперный певец и педагог из Испании) был ярым сторонником этого метода.

Не стоит думать, что данный вид является абсолютно бесполезным в концертной деятельности. В произведениях, носящих характер гнева, дикости, страсти и других подобных эмоций, он становится даже необходимым.

  • Мягкая.

Выход воздуха и смыкание связок происходят одновременно, вследствие чего соединение носит нежный и плавный характер, автоматически исключая травматизм голосового аппарата. Стоит отметить: смыкание является не плотным, а только сближенным, что главным образом отличает его от твердой атаки. Абсолютное отсутствие напряжения и призвуков, а также полное закрытие голосовой щели делает именно этот вид самым благополучным. Классическая школа вокала пользовалась практически всегда только данным методом, и певцов направляли стремиться именно в это "мягкое" русло.

  • Придыхательная.

Название говорит само за себя: дыхание опережает смыкание связок, потому во время возникновения звука они еще находятся в расслабленном состоянии и вступают в строй только после определенного времени. Далее их работа схожа с мягкой атакой, однако неумелые певцы не в силах справиться с данной техникой, что влечет за собой слабое звучание, будто бы с ощущением "из последних сил". В классической школе придыхательная атака применялась исключительно с целью опытов для ведения наблюдений. В концертной практике ее искореняли.

В произведениях могла применяться в редких случаях для показа трусости, бессилия, немощности и других тщедушных эмоций.

Как уже было сказано ранее, в академическом пении предпочтение отдавалось мягкой атаке, однако в XXI веке в мире эстрадного вокала на практике применяются все виды техник.

Но не стоит забывать:

  • долговременное использование твердой атаки может повлечь за собой возникновение узлов и язв;
  • частое применение придыхательной атаки может привести к атрофии мышц гортани.

Для пользования всеми видами атак звука певцу необходимо обладать профессиональной подготовкой во избежание негативных последствий для своего здоровья.

В инструментальной музыке

Помимо голосового аппарата, существует ряд созданных руками человека инструментов. Каждый из них имеет возможность извлекать звуки музыки и делать это с абсолютно разным характером.

Духовые

Тема атаки звука очень распространена среди музыкантов духовых инструментов и схожа с принципами вокала: работа связана с дыханием, как и у певцов.

Существует практически 3 аналогичных вида:

  • Мягкая.

В процессе артикуляции отсутствует закрытие губной щели, и воздушный поток не останавливается. Это такая работа, которая не прерывает вибрации слизистой губ (относящейся к предыдущим звукам), а идет на фоне этих вибраций.

Присущая согласная для данной атаки звука - Д.

  • Твердая.

Вибрации слизистой губ идут после полного перекрытия губной щели и остановки потока воздуха.

Для твердой атаки звука выступает согласная - Т.

  • Комбинированная, или вспомогательная.

Используется во взаимодействии с двумя атаками, указанными выше.

Для данного вида атаки в качестве произношения будет выступать согласная - К.

Сам выбор вида атаки зависит от наличия или же недостатка времени для закрытия щели с помощью языка.

Музыканты-духовики имеют тесную грань с вокалистами, так как образование звука в первую очередь зависит от их артикуляционного аппарата и процесса дыхания, а не от самого инструмента.

Клавишные

Инструменты по типу фортепиано имеют полный темперированный строй, изменить интонации которого человек игрой не может.

Потому под атакой звука принято понимать именно момент нажатия на клавишу и впоследствии извлечение из нее звука.

Сама атака будет зависеть от характера прикосновения: отрывистого (stacatto), мягкого (legato), подчеркнутого (marcato) и других штрихов.

В остальных группах

В струнно-смычковых инструментах атака звука зависит от работы смычка. Сюда можно отнести виолончель, скрипку, альт.

В струнно-щипковой группе за атаку звука отвечает исполнитель с помощью пальцев или других приспособлений (медиатор на гитаре).

Заблуждения

Существует ряд стереотипов, связанных с извлечением вокальных звуков музыки. Ниже приведены примеры:

1. При словосочетании "атака звука" складывается мнение, что началом атаки является образование любых речевых звуков и согласных в том числе. Но это - большое заблуждение. Согласные звуки состоят из шума и пропеваться не могут.

Существует всего 5 чистых гласных (И, Э, А, О, У), с помощью которых возможно изобразить виды атаки звука, указанные ранее. Йотированные - Я(йа), Ю(йу), Е(йэ) представляют собой производные от "чистых" гласных.

2. Не рассматривается атакой и та ситуация, когда вначале выступает согласный слог: ДА, РИ, МЭ и тому подобное.

Итог

Как оказалось, способов извлечения звуков достаточно и умение пользоваться каждым из них - обязательное условие для профессионального певца или инструменталиста.

Комментарии