Экологическое мышление - это... Определение понятия, основные принципы формирования и развития

Общество привыкло к тому, что человек – это социальная единица, которая является представлением о личности, способной функционировать, развиваться, коммуницировать с себе подобными. Человека позиционируют как звено общественности, обращая зачастую внимание лишь на его место в социуме. И намного реже люди рассматривают биологическую культуру человека, забывая о том, что он неотъемлемая часть природного естества. Помимо социальных адаптационных процессов ему с рождения необходимо познавать свою принадлежность к биосфере и экологической культуре нынешнего времени, развивать и совершенствовать правильное экологическое мышление и экологическое мировоззрение.

Взаимосвязь человека с природой

Люди и природа неразделимы. Дышащий воздухом, утоляющий жажду ключевой водой, питающийся помимо прочего растительностью человек не может существовать без того естественного местоположения, в котором чувствует себя привычно и комфортно. На сегодняшний день влияние природы на среду обитания человека просто глобальное, равно как и человек научился влиять на различные природные элементы. Множество факторов свидетельствует о прямом человеческом воздействии на окружающую среду, и не всегда оно работает в положительном ключе. Это проявляется во многих аспектах контакта человека с природой:

  • Активное функционирование лесопилок и деревообрабатывающего производства – вырубывание лесов является первопричиной сокращения растительности на мировом уровне.
  • Изменение ландшафта – проведение раскопок, добычи угля, нефти и прочих необходимых человечеству предметов, подлежащих переработке, а также формирование насыпей из того же отработанного угля в виде терриконов непосредственно влияют на изменение ландшафтного дизайна любой подверженной этой деятельности местности.
  • Расходование водных ресурсов – человечество потребляет колоссальное количество природной воды, используя ее как в целях, необходимых для выживания питья и употребления в пищевой рацион, так и для работы производств и осуществления очистительных процессов различных уровней. Прискорбным является лишь тот факт, что не всегда вода используется по назначению и потребляется в гораздо большем объеме, чем это необходимо.
  • Потребление кислорода – вряд ли можно представить себе жизнь на планете без воздуха, который обусловливает функционирование всего живого в этом мире. Жаль только, что не всегда его защищают от вредных элементов и загрязнений продуктами человеческих отходов.

Существует еще масса прочих моментов, которые предопределяют взаимодействие общества с естественными биоресурсами. И с учетом большого количества ситуаций, отражающих пагубное влияние людей на природу, необходимо было бы обратить более пристальное внимание на формирование и развитие экологического мышления у сегодняшнего социума.

Понятие экологического мышления

На чем основывается экологическая культура? Данная наука в совокупности с социальной цивилизованностью формирует общую традиционную культуру человечества, и одна без другой существовать не могут. Человек является единым целым с природой и с себе подобными единицами жизни, то есть людьми. Поэтому достаточно важно понимать, что наряду с общественными социальными принципами бытия он должен настолько же серьезно относиться к принципам поведения по отношению к окружающей его среде – природе. Иными словами, он должен быть ответственным за формирование экологического мышления в своем сознании. Не зря ведь человечество наделено возможностью влиять на природное окружение вокруг себя.

Что такое экологическое мышление? Это понятие о форме людского сознания в разрезе всего земного населения касательно его контакта с окружающей средой. Данный феномен формирует мировоззрение каждой отдельной человеческой единицы и общества в целом касательно той функции, которую оно должно выполнять по отношению к природе. Иными словами, экологическое мышление – это совокупность взглядов, мнений, поведенческих элементов и принципов человека, которые направлены на созидание, рациональное управление и пользование природными ресурсами в правильном русле.

В чем заключается значение экологического мышления? Потребность в правильном отношении социума к среде своего обитания поистине колоссальна. Ведь сегодня, как и сто, и тысячу лет назад, человек неразрывно связан со всем тем, что его окружает. В ответ на свою халатность по отношению к экологическому состоянию своего местоположения люди получают гнев природы, который выражается в виде цунами, ураганов, наводнений, извержения вулканов, глобального потепления и оттока воды из растаявших ледников, а также прочих мировых катаклизмов и стихийных бедствий. Немудрено, что природа дает реакцию в ответ на человеческое невежество по отношению к ней. Поэтому формирование экологического мышления как такового должно быть заложено у каждого человека с детства как жизненно важная необходимость. Ведь не может человек быть столь равнодушным к тому, что, по сути, ежедневно дарит ему жизнь – к матушке-природе.

Принципы формирования экологического мышления

Определение экологического мышления неразрывно связано с принципами его формирования. Для построения механизма вложения человеческих усилий в охрану окружающей среды и отдачи природы в виде предоставления жизненно важных ресурсов для дальнейшего существования и функционирования человечества нужна выработка правильной поведенческой методики. Ведь экологическое мышление – это не отдельная субстанция, а комплекс взаимосвязанных между собой процессов человеческого сознания, направленных на культивирование благодарного отношения к природе за все ее дары обществу. Другими словами, для того чтобы мыслить экологически, человеку нужно уяснить ряд принципов, на которых основывается корректное экологическое мировоззрение:

  • Принцип постоянства предполагает непрерывный процесс поэтапного воспитания в человеке правильного отношения к окружающей среде, начиная с семейного привития родителями моральных ценностей в детстве и заканчивая уроками судьбы во взрослой жизни.
  • Принцип обоснованности – каждая социальная единица в лице человека как личности должна понимать целесообразность своей деятельности, направленной на рациональность потребления природных ресурсов, а не действовать бездумно, по наитию. Ведь смысл в том, чтобы выработать в себе экологическое мышление и воспитание, которые будут направлены на положительную динамику взаимодействия человека с природой.
  • Принцип взаимосвязи – каждый должен понимать, что без функционального контакта с окружающей средой в правильном русле человечество не сможет добиться длительного и беззаботного существования. Недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Общество собирает плоды своей деятельности, и от того, как оно будет относиться к природе, будет зависеть отношение природы к нему.
  • Принцип личностности – задачей каждого человека является осознание принадлежности к месту своего пребывания. Вклад каждой отдельной человеческой единицы важен в целом для экологического состояния окружающей среды.

Можно еще много говорить о важных аспектах выработки экологического мышления и экологического сознания современного общества. Но очень важно понимать и знать первоочередные фундаментальные принципы, на которых основывается формирование в человеке нужных убеждений и взглядов касательно окружающей его биосферы.

Проблема развития экологической культуры

Сегодня развитие экологического мышления является одной из первоочередных задач современного общества. Поскольку молодое поколение считается олицетворением ближайшего будущего, необходимо вызвать его интерес к благополучию и благосостоянию этого будущего. Но как это сделать? Ведь для того чтобы привить нынешней молодежи сознательное отношение к тому, что ее окружает, ее нужно простимулировать, подтолкнуть к пониманию и осознанию того, что важно нести ответственность за свою деятельность и с уважением относиться к тому, из чего когда-то произошла жизнь, – к природе. Отсюда воспитывается духовность, приобретается психологический и физиологический опыт приобщения к природе и ее дарам.

Однако, к сожалению, сегодня приходится столкнуться с ярко выраженными проблемами развития экологической культуры и современного экологического мышления. Недостаточность информативной базы, которая должна быть предоставлена обществу и прививаться с раннего детства, мешает людям понимать значимость своего вклада в облагораживание окружающей среды и природоохранную деятельность. На сегодняшний день четко вырисовывается единство трех проблем, способствующих торможению развития экологической культуры:

  • доступность информации о губительном влиянии человека и производимых им загрязнений – слишком мало написано методических пособий о правильном поведении с природой, слишком мало уделяется внимания законодательной базе в сфере экологических процессов;
  • неэкологический подход к функционированию экономической сферы и работе производств, заводов, предприятий с масштабными отходами продуктов их деятельности – ни один владелец крупной фабрики сегодня должным образом не задумывается об оптимизации работы своего предприятия в таком ключе, чтобы минимизировать нанесение ущерба окружающей среде;
  • недостаточное уделение внимания развитию у общества экологического стиля мышления – мало кто сегодня интересуется тем, что станется с человечеством в конечном итоге его невежественного обращения с природой.

Школьная программа экологического мировоззрения

Корень всех описанных проблем нужно искать в отсутствии утвержденной единой программы дошкольного, школьного и внутривузовского образования в разрезе экологической науки. Если бы сегодня в школьных учреждениях должным образом уделялось внимание проблемам экологического кризиса в мире, несомненно, удалось бы воспитать в обществе намного более сознательное отношение к окружающей среде, нежели оно наблюдается сейчас. Как можно поспособствовать привлечению внимания школьников к глобальным экологическим проблемам современности? Нужно составить рациональную программу из уроков экологического мышления, направленных на привитие учащимся навыков не только стороннего наблюдения за экологическими процессами, но и непосредственного в них участия.

Прежде чем говорить о результате, нужно поставить конкретные цели. Логическое мышление и экологические задачи для школьников, включенные в учебную программу в разрезе природоохранной деятельности, способны радикальным образом изменить систему нынешнего образования и по итогу воспитать более сознательное поколение. Для достижения требуемого результата в этой связи ставятся следующие цели:

  • работа над воспитанием экологической культуры и мышления школьников;
  • внедрение практикумов экологической направленности, ведь важна не только теория, но и возможность применить знания на практике;
  • систематический контакт учащихся с окружающей средой в виде природоведческих и природоохранных экскурсов осенне-весеннего сезона;
  • прививание школьникам адекватного представления о здоровом образе жизни и активном досуге;
  • нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся;
  • дисциплинарная ответственность за недостойное обращение с окружающей средой;
  • организация дополнительного экологического образования с возможной научно-исследовательской деятельностью;
  • привлечение школьников к деятельности, направленной на устранение экологических проблем социума на местном уровне.

Воспитание родителями экологического мышления у детей

Но не только на школьную программу должны возлагаться надежды касательно развития правильного мировоззрения. Экологическое воспитание и мышление, прививаемое детям родителями, играет также немаловажную роль. Вот в чем должны проявляться родительские уроки, даваемые ребенку для познания и формирования правильного отношения к окружающей среде:

  • наблюдение – встреча с природой в ежедневных прогулках на свежем воздухе дает возможность детям знакомиться с окружающей средой и наслаждаться ее красотой;
  • высаживание растений – посадить вместе с ребенком первое его дерево или цветок не составит труда ни для одного родителя, а результат от данного мероприятия будет ощутимо действенным;
  • дошкольное экологическое образование – оформление ребенка в какой-либо природоведческий кружок послужит толчком для развития у него интереса к экологическим проблемам современности в дальнейшем;
  • организация экскурсий – семейный пикник на речке или вылазка в лес по грибы станет совмещением приятного с полезным;
  • осуществление познавательных мероприятий – различного рода эксперименты, конкурсы, сценарии о важности природоохранной деятельности помогут ребенку быстрее адаптироваться к воспитательному процессу и положат начало в его определении экологического мышления.

Развитие экологической культуры в сознании взрослых

Дети младшего возраста и школьники не единственная группа общества, которой требуется уделять внимание экологической тематике. Взрослые также нуждаются в регулярной подпитке и развитии социально-экологического мышления. Ведь кто, как не родитель, является для своего ребенка самым мощным авторитетом? И если папа и мама будут сами мыслить экологически корректно, тогда они смогут привить своему чаду те правила деятельности по отношению к охране природы, которые будут работать на благо биосферы.

Развитие экологической культуры в сознании взрослых осуществляется зачастую совместной работой с детьми. Моделирование всевозможных поделок из природных материалов для разнообразных выставочных или показных композиций, а также организация праздников с уклоном природоведческого характера или конкурсов с разгадками ребусов положительно влияют не только на детишек, но и на самих взрослых, напоминая им об их долге перед дарами природы.

Помимо работы с детьми мыслительные процессы, направленные на развитие экологического мышления взрослых, должны получать подпитку от средств массовой информации. Литература публицистического характера, трансляции соответствующих телевизионных передач, пропагандирующих охрану окружающей среды и бережное отношение к природе, а также освещение негативных последствий разрушительной деятельности человеческого безразличия по отношению к экологическим проблемам современности способствуют развитию экологической культуры в сознании взрослых.

Экологическое мышление у разных социальных слоев

Уровень экологического мышления различных социальных групп населения отличается. Если говорить о пригороде, поселках городского типа, селах и сельской местности, здесь отношение к окружающей среде щадящее. Домашний скот жует луговую траву, вода потребляется из колодцев, основное производство – фермерство или ремесленничество. Одним словом, минимум пагубного воздействия на биосферу.

Но если говорить о мегаполисах и крупных городах, где коптят беспрестанно работающие машиностроительные заводы, металлургическое производство, добыча угля и нефтепереработка, где отходы из городских водопроводных сетей и вся грязь сливаются через трубы в природные водоемы, – здесь все обстоит намного хуже. Именно в данном случае нужно говорить об отсутствии у людей экологического мышления. Это тот корень проблемы, который присущ конкретно городской социальной группе населения.

Экологическая культура на примере поведенческих моделей

И все же разграничение отношения людей к природоохранной деятельности по месту жительства не является единичным разделителем общества на сознательное и равнодушное. Помимо сознательных и равнодушных людей есть еще и невежды. Это можно доказать на примере нескольких моделей поведения нынешнего социума:

  • Вылазка компании молодых людей в лес на пикник. Понятное дело, что в процессе активного отдыха образуется определенное количество мусора, которое требует утилизации. Сознательная молодежь соберет за собой остатки своего обихода и выбросит в ближайший мусорный бак по пути обратно в город. Но уникальные личности в лице невоспитанных туристов могут вполне раскидать мусор по всей поляне, загрязняя тем самым окружающую среду.
  • Утилизация бытовой и автомобильной техники. Всем известно, что такие предметы обихода, как холодильники, телевизоры, компьютеры, выбрасывать просто так нельзя. Они должны подлежать обязательной утилизации в соответствующих учреждениях. Но есть такие люди, которые не желают утруждаться и выбрасывают моторные двигатели своих автомобилей и испорченные технические приборы просто на свалку, тем самым способствуя различного рода излучениям и засорениям материалами, не поддающимися биохимическому разложению.
  • Работа мелких и крупных производств. Владельцы заводов и фабрик практически все не соблюдают правила охраны природы. Пытаясь сэкономить на вентиляционной системе по очистке воздуха или на фильтрах использованной воды, они тем самым провоцируют загрязнение воздуха, воды и наносят существенный ущерб биосфере копотью от перерабатывающих процессов.

Стимулирование экологического мышления

Нужно активно работать над тем, чтобы сформировать в обществе новое экологическое мышление. Людям постоянно следует напоминать, что своими действиями они непосредственно влияют на то, в какой среде они будут дальше вести свою жизнедеятельность. Но как помочь социуму обратить более пристальное внимание на серьезность природоохранной проблемы? Чаще говорить в новостной ротации и пропагандировать соблюдение чистоты и порядка – вот основные два момента, которые должны спровоцировать человеческую сознательность. В мире современного влияния на людей Всемирной паутины нужно особое внимание уделить распространению данной информации именно там, где люди ее сразу заметят, – в социальных сетях. Социальная реклама о защите окружающей среды также сможет помочь людям заметить вопиющую проблему несоблюдения ими простейших норм правильного экологического поведения.

Комментарии