Виды имиджа человека: особенности, описание и характеристики
Имидж — это важная составляющая жизни человека. От умения представить себя с выгодной стороны порой зависит очень многое. Часто человек даже не задумывается об этом, однако все люди стремятся произвести благоприятное впечатление на окружающих. Все люди играют определенные социальные роли и стремятся взаимодействовать друг с другом наиболее эффективно. Имидж помогает в этом, он является отражением наших стремлений и желаний относительно самих себя, других людей и мира в целом.
Имидж: понятие и виды
На сегодняшний день существует множество определений имиджа. Если обобщить разные точки зрения, то можно охарактеризовать имидж как специально созданный образ какого-либо объекта, используемый для определенных целей. В зависимости от объекта имидж подразделяют по видам.
Виды имиджа:
- имидж человека;
- имидж организации;
- имидж территории;
- имидж предмета.
В действительности внешний образ можно создать для любого объекта, нужно лишь понимать, для каких целей это делается. По своей сути, имидж представляет краткий объем грамотно подобранной, самой выгодной информации, которую нужно донести до человека.
Необходимость создания образа
Виды имиджа и функции, которые он осуществляет, должны помочь человеку взаимодействовать с окружающим миром наиболее эффективно. К функциям имиджа относят:
- возможность продемонстрировать наилучшие качества, индивидуальность, морально-ценностные установки человека;
- влияние имиджа на психологический комфорт человека (повышает уверенность в себе и своих возможностях, положительно сказывается на коммуникативных способностях человека);
- возможность продемонстрировать деловые качества и профессиональную компетентность;
- возможность сгладить имеющиеся недостатки, переориентировав внимание на достоинства;
- возможность привлечь внимание к своей персоне и произвести нужное впечатление;
- возможность взаимодействия с разными категориями людей, обеспечивающая большую эффективность в деловой сфере.
Создавая имидж, важно использовать достоверную информацию о человеке и его реальные качества, потому как обман быстро вскроется, и человек испортит свою репутацию. Имидж, далекий от реальной личности человека, очень сложно поддерживать и транслировать окружающим.
Персональный имидж
Каждый человек обладает индивидуальностью, присущей только ему. Она складывается из набора определенных качеств, темперамента и характера человека, его мировоззрения и морально-нравственных установок. Виды имиджа человека:
- Персональный.
- Деловой.
Используя различные индивидуальные качества человека, создаются различные виды персонального имиджа. Например, чтобы вписаться в новый коллектив, человек создает себе репутацию «простого парня» или «души компании» и т. п., в зависимости от тех качеств, которыми обладает. Персональный имидж складывается из определенных характеристик, по которым строится желаемый образ человека. Они учитывают различные каналы восприятия информации, которые использует человек.
Характеристики персонального имиджа:
- Габитарный (внешний вид человека): стиль одежды, прическа, макияж, маникюр, парфюм, опрятность и ухоженность. Ухоженный, хорошо одетый человек подсознательно воспринимается как достойный доверия и внимания.
- Мимический: мимика, выражение глаз, улыбка, подвижность и артистичность лица. Умение выражать эмоции через мимику производит благоприятное впечатление на собеседника.
- Вербальный: звучание голоса (тембр, интонация), смысловое содержание речи, экспрессивность выражения речи, грамотность и доступность изложения. Человек, владеющий искусством коммуникации, способен оказывать влияние и заводить нужные знакомства.
- Кинетический: движения человека, жесты, которые он использует, походка, осанка. Тело человека через движения и позы транслирует внутреннее состояние.
- Вещественный: имущество, вещи окружающие человека. Дом человека, машина, на которой он ездит, вещи, какими пользуется, могут рассказать о человеке многое.
- Ментальный: убеждения, мировоззрение, мораль, принципы, стереотипы. Мировоззрение и убеждения человека делают его интересным для окружающих или, наоборот, неприятным.
- Фоновый: то, что говорят о человеке знакомые, коллеги, СМИ. Репутация человека способна играть на руку человеку или против него. Поэтому имидж во многом работает на репутацию. А когда нужная репутация создана, то она работает на имидж.
- Интернет: активность в соцсетях, что человек пишет, какие фотографии выкладывает в интернет. Интернет стал неотъемлемой составляющей жизни человека, поэтому он является отличным источником информации о человеке.
Особенности имиджа
При создании персонального имиджа нужно учитывать еще некоторые особенности человека. Помимо личных качеств и способностей, есть еще важные факторы, влияющие на успешность репутации: возрастные, гендерные, этнические, социальные, региональные.
Необходимо понимать, что имидж мужчины и женщины будет различаться соответственно половой принадлежности. У бизнесмена и бизнесвумен одни и те же задачи, но образ у них будет различаться. Возрастные особенности, этническая принадлежность, регион проживания – все это будет влиять на имидж человека. Особенно нужно выделить социальный фактор — это принадлежность к разным социальным слоям населения. Это тоже немаловажный фактор, учитывающийся при создании имиджа.
Имидж делового человека: внешний вид, поведение
Деловой имидж имеет свои особенности, так как связан исключительно с деловой деятельностью человека. Поэтому внешний вид и поведение человека будут направлены на достижение успеха в профессиональной деятельности. Деловой имидж будет создаваться с целью показать деловые навыки и качества личности, ее компетентность и перспективность.
Выделяют несколько разновидностей делового имиджа:
- зеркальный (отражает взгляд со стороны);
- текущий (отражает представление человека о самом себе);
- желаемый (отражает то, к чему человек стремится);
- корпоративный (отражает имидж организации в целом);
- харизматический (отражает образ лидера, руководителя).
В деловой сфере человеку дается возможность проявить все свои возможности и таланты. Однако, это сфера конкурентной борьбы, поэтому человеку, стремящемуся добиться успеха, необходимо постоянно развивать и совершенствовать свои способности. Деловой имидж не терпит фальши и невежества, он требует знания и соблюдения делового этикета, этики делового общения.
Самопрезентация
Одной из составляющих удачного имиджа является самопрезентация. Это умение проявить свои способности, подать себя, привлечь внимание и заинтересовать людей. Не каждый человек обладает этими качествами, однако их можно развить в себе. Конечно, не все сферы человеческой деятельности требуют самопрезентации, однако она удачно впишется в различные виды имиджа. В основном, она необходима людям творческих профессий, особенно в шоу-бизнесе, а также в политике.
Имидж для корпорации
Любая корпорация нуждается в успешном имидже. От него будет зависеть ее популярность и востребованность на рынке. Корпоративный имидж отражает восприятие организации различными общественными группами. У них целенаправленно формируется целостный образ корпорации на основе информации о ее деятельности.
Различные виды корпоративного имиджа, грамотно подобранные, способны обеспечить организациям успешность в деловой сфере, востребованность у клиентов, известность и влияние среди других компаний, а также конкурентоспособность.
Имидж корпорации включает в себя:
- корпоративную философию;
- историю корпорации;
- внешний облик;
- знаменитых сотрудников и персонал;
- окружение;
- отношения с обществом;
- общий фон.
Имидж организации
Различные виды имиджа организации объединяет совокупность внутренних, внешних и деловых качеств компании. Они складываются из восьми компонентов:
- Имидж товара (услуги): представления людей об уникальных характеристиках, присущих товару.
- Имидж потребителей товара: демонстрирует статус и характер потребителей.
- Внутренний имидж организации: отражает культуру организации.
- Имидж основателя и основных руководителей организации: характеризуется представлениями о личностных качествах, способностях и намерениях основателя или руководителя, формируемых на основе доступных для восприятия параметров: поведение, поступки, внешность и деятельность руководителя.
- Имидж персонала: отражает образ персонала с характерными для него чертами.
- Визуальный имидж организации: отражает информацию о здании офиса, его интерьере, внешнем облике персонала, фирменной символике.
- Социальный имидж организации: характеризует участие организации в социальной и культурной жизни общества, организация экологических и социальных программ.
- Бизнес-имидж организации: характеризует организацию как субъект определенной деятельности, имеющий деловую репутацию, бизнес-активность и степень освоения инновационных технологий.
Формирование имиджа
Востребованность и популярность имиджа привели к возникновению научной дисциплины — имиджелогии. Она занимается изучением имиджа как развивающегося информационного продукта, обладающего совокупностью уникальных характеристик и создающегося в сознании людей. Формированием и созданием имиджа занимаются специалисты имиджмейкеры. Используя различные виды имиджа и актуальные запросы потребителей, они способны создать востребованный и работающий образ для человека или организации.
Деятельность как составляющая имиджа
Имидж вида деятельности включает анализ конкретного рода активности с целью создания наиболее эффективного образа. Учитываются такие компоненты, как направленность деятельности, знания и навыки, необходимые для ее осуществления, представления и требования общества к конкретной разновидности занятий. По роду деятельности, можно выделить следующие виды имиджа:
- имидж организации (PR-технологии, репутация);
- персональный имидж (разделяется на имидж специалистов, политиков и шоу-бизнеса);
- территориальный имидж (жилье, места отдыха, зоны хозяйственной деятельности);
- социальный имидж (продвижение различных идей, идеологий).
Имидж территории
Имидж существует и у различных территорий, он включает в себя сочетание рациональных размышлений и эмоциональных впечатлений, которые возникают на основе знаний, слухов и опыта, касающихся всех характерных признаков какой-либо территории, доступных для восприятия и оценки.
Виды имиджа территории:
- формальный (складывается из оценки природных и производимых ресурсов, размера ВНП на одного жителя и величины человеческих ресурсов, присущих территории);
- бытовой (формируется местными лидерами, слухами и СМИ, поэтому считается недостоверным и бессистемным).
В современном, быстро развивающемся мире первостепенное значение имеет информация. Тот, кто умеет использовать информационные технологии себе на пользу, всегда будет успешен и востребован в обществе. Имидж непосредственно связан с информационными технологиями, поэтому является очень востребованным, особенно в бизнесе и политике.