Сухомлинский о воспитании: принципы воспитания, главные тезисы

Василий Александрович Сухомлинский обладал огромным авторитетом в области педагогики. Именно ему принадлежит заслуга создания педагогической системы, в основу которой легло всемирное понятие гуманизма. По его мнению, образовательный процесс должен быть в радость как ученику, так и учителю, только тогда он будет успешен. Знаменитый преподаватель-новатор написал более 1500 научных и художественных трудов. В них Сухомлинский о воспитании высказывается как об одном из главных жизненных этапов для любого человека.

Кто такой Василий Сухомлинский?

Василий Александрович Сухомлинский появился на свет в 1918 году в небольшом селе Васильевка под Херсоном. Окончив Полтавский педагогический институт, он отправился на родину и стал преподавать в местной школе украинский язык и литературу. Уже тогда мысли о том, что ребенка следует считать высшим существом в школе и относиться к нему соответственно, посещали Сухомлинского, о воспитании своих учащихся он часто говорил, что оно дается ему легче, чем многим другим преподавателям.

После войны молодой учитель стал директором школы и получил больше возможностей для ведения педагогической деятельности. Он не стеснялся привлекать своих воспитанников для постановки соответствующих опытов, и тщательно отслеживал полученные результаты. После проведенного анализа он пришел к важному выводу - вся система обучения должна быть основана на том, что ребенок является в ней высшей ценностью, и все творческие порывы педагогов должны быть напрямую с этим связаны.

Образовательный процесс должен являться радостным трудом, считал педагог-новатор, и огромное внимание в нем должно быть уделено чтению литературы, написанию сочинений, изучению различных стилей написания. У каждого ребенка должно быть собственное отношение к окружающему миру, ответственность перед родными, обществом и собственной совестью, считал Сухомлинский. В цитатах о воспитании детей талантливого педагога можно найти огромное количество информации, актуальной и на сегодняшний день.

Например, корни подростковой преступности Василий Александрович видел в отсутствии культурного семейного фона. По его словам, на 500 семей, где дети совершали преступления, в совокупности приходилось порядка 750 книг, при этом представители подрастающего поколения ничего не знали о классической литературе, музыке, искусстве и живописи. Если бы родители изначально прививали своим детям любовь к прекрасному, многих неприятностей удалось бы избежать.

Почему наследие педагога сегодня является предметом споров?

Современные теоретики преподавательского искусства согласны далеко не со всеми высказываниями одного из главных новаторов XX века. В цитатах Сухомлинского о воспитании наиболее спорный момент вызывает его мнение о том, что ребенок должен быть непокорным и это - нормальное явление, а вот безмолвие и покорность рассматриваются как аномалия, требующая немедленного вмешательства преподавателя и родителей. Некоторые педагоги считают, что непослушание следует незамедлительно наказывать, причем самым серьезным образом.

Василий Александрович также высказывал мысль о том, что воспитатель, чтобы добиться авторитета у своих учеников, должен сам как можно чаще выражаться в деятельности и активном труде. Сегодняшние педагоги так не считают, по их мнению, авторитет зарабатывается путем демонстрации большого количества знаний по предмету, которые преподаватель передает учащимся на уроках.

Весьма актуальной на текущий момент является цитата Сухомлинского о воспитании, согласно которой изнеженные дети формируются только в тех ситуациях, когда единственной радостью на их жизненном пути является потребление. По его мнению, воспитать настоящую личность можно только в тех случаях, когда в этом заинтересованы родители, обязанные уделять огромное количество времени образовательному процессу.

Но если учесть, что современные папы и мамы больше сосредоточены на том, чтобы зарабатывать деньги для своей семьи, и процессы обучения целиком и полностью перекладывают на воспитателей и учителей, то ребенок-потребитель является вполне закономерным результатом. Здесь преподаватели поддерживают данную точку зрения и стремятся все чаще вовлекать в учебный процесс родителей.

В чем заключается главное правило жизни и воспитания?

В. А. Сухомлинский изучал воспитательный процесс не только как способ взаимодействия с детьми, но и как стартовую площадку для всей дальнейшей жизни. Уже тогда, в 1950-х годах, он отмечал, что все молодые родители сталкиваются в отношениях с похожей проблемой - неумением преодолевать кризисы и жить единой семьей. Исследователь отмечал, что юные папы и мамы не умеют быть мужьями и женами, и являются абсолютно беспомощными, как маленькие дети. И самые главные проблемы, по его мнению, начинаются после того, как две неокрепшие личности сами становятся родителями.

Старшеклассники должны понимать, как правильно выстраивать любые отношения, в том числе и романтические, считал Сухомлинский, в цитатах о воспитании детей этого новатора педагогической науки сказано, что этому должны учить как учителя, так и родители. Если ребенок не знает, что нужно делать с собственными желаниями, не умеет находить оптимальные решения в собственной семье, и не умеет демонстрировать свою любовь, вряд ли он сможет стать хорошим родителем.

К таким выводам ученый пришел не на пустом месте, более 10 лет он занимался исследованиями разводов. Изучив историю 200 пар, он выявил, что почти 190 из них распались только потому, что не сумели понять друг друга. Кроме того, Василий Александрович выявил причину появления в семьях неуправляемых детей, она заключается в поведении родителей. Если последние позволяют себе ругаться в присутствии ребенка и вообще демонстрировать какие-либо негативные проявления по отношению друг к другу, он станет перенимать аналогичное поведение.

В каждой школе должен быть введен предмет, который будет заниматься изучением любви, семьи и брака, считал ученый. Успешное воспитание человека Сухомлинский видел одной из важнейших целей общеобразовательного процесса, поскольку подход к каждому ребенку дает возможность добиться ошеломляющих результатов по другим предметам и получить к концу обучения сильную личность, способную реализоваться в жизни.

Мама и папа - какова их роль?

Огромное количество сил сегодня уделяется тому, чтобы воспитывать из нынешних детей настоящих личностей. Однако преподаватели все чаще сталкиваются с феноменом, когда дети, с которыми родители не делают уроки по причине занятости и которых не ругают за отрицательные оценки, добиваются куда больших результатов по сравнению с теми, с кем постоянно работают родители и дополнительно нанятые педагоги. На первый взгляд это кажется удивительным, но если вглядеться в ситуацию более пристально, все становится на свои места.

Изучению воспитания личности Сухомлинский уделял большое количество внимания, поэтому он и выяснил, что те дети, которые сразу же учатся видеть мир родительскими глазами, быстро взрослеют и становятся способными брать на себя ответственность, чтобы помогать старшим. Василий Александрович отмечал, что взрослые должны демонстрировать своим детям наглядный пример своего отношения к окружающей действительности. А вот нотации в данном случае могут оказать негативный эффект, и тогда ребенок будет агрессивно реагировать на любую ситуацию, в которой взрослые попытаются донести до него причину неправильного поведения.

Труд - всему голова?

Огромное внимание родители должны уделять тому, чтобы воспитывать в своем ребенке трудолюбие, иначе есть риск вырастить потребителя, который не способен передать следующему поколению заботу и любовь. Начинать нужно с малого, дети должны научиться наблюдать за окружающим миром, и выстраивать причинно-следственные связи между явлениями и предметами. На первых порах нужно будет рассказывать, почему деревья отличаются по высоте, почему солнце светит только днем, почему растения нуждаются в солнечном свете, и отвечать на другие вопросы, которые взрослым кажутся совершенно глупыми.

Со временем ребенок сам начнет замечать особенности окружающей среды и тогда в его мозгу начнут происходить серьезные преобразования. Задача взрослого - поддержать стремления к знаниям, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким. В 60-х годах, когда исследования по данной тематике только начинали проводиться в СССР, родителям было некогда этим заниматься, и чаще всего дети на свои вопросы получали приблизительно такой ответ: “В школе расскажут”. Такой подход в корне неверен, особенно при воспитании маленьких детей в возрасте до 6 лет.

Влияние родителей в данном случае является огромным и от того, насколько большие усилия были приложены, зависит, действительно ли гармоничной личностью вырастет ребенок. Трудовое воспитание Сухомлинского также предполагает, что дети с самых ранних лет должны быть приучены к ведению различной деятельности: приготовлению пищи, уборке, стирке и т. д.

Важно, чтобы ребенок воспринимал необходимость труда как усилия, которые необходимо приложить для получения чего-то светлого и позитивного. Здесь есть риск - нельзя постоянно мотивировать детей на выполнение каких-либо активностей материальными ценностями, в противном случае в дальнейшем попросить их сделать что-то безвозмездно будет невозможно.

Как воспитывать нравственность и мораль в детях?

Моральные качества взрослых далеко не всегда соответствуют идеалу, именно поэтому их воспитание в детях должно производиться с максимальной осторожностью. По мнению Сухомлинского, нравственное воспитание может быть эффективным инструментом педагогики только в том случае, если ребенок восприимчив к тем мерам, которые применяются взрослыми. Чтобы малыш стал воспитуемым, необходимо сделать его радостным и счастливым, поскольку иначе он не сможет узнать, что такое нравственная красота.

Следующий этап состоит в том, чтобы научить ребенка отзывчивости и показать, что в мире не всегда всем бывает так же хорошо, как ему. Тогда он сможет делать добрые дела по отношению к другим людям и самосовершенствоваться. Легче всего научиться этому, когда рядом есть яркий пример, который научит детей верить в человечество. По мнению известного педагога, необходимо, чтобы ребенок умел видеть прекрасное в окружающем мире, хотел сохранять его красоту и открывать для себя что-то новое в человеческих взаимоотношениях.

В исследованиях Сухомлинского о воспитании можно найти огромное количество примеров, когда он сам создавал для своих воспитанников жизненные условия, способствующие их разностороннему личностному развитию. При этом очень важно постоянно контролировать формирование нравственных качеств, к этому процессу нужно возвращаться ежедневно. Дети должны постоянно получать новую информацию с глубинным содержанием, тогда им будет проще воспитать в себе нравственное сознание, а также получить привычки и навыки, соответствующие ему.

Есть ли место наказаниям в системе воспитания?

Будучи последователем гуманитарной педагогической теории, Сухомлинский в воспитании детей считал недопустимым использование наказаний. Причем данный запрет касается даже трудных подростков, которых взрослые “шпыняют” чаще всего. По мнению ученого, если у родителей возникает потребность наказать собственное чадо, в его воспитании были допущены серьезные ошибки. При этом нельзя рассматривать нарушаемые ребенком запреты в качестве проявления родительской любви и власти. Мамы и папы должны очень тонко чувствовать ту границу, за которую они уже не могут зайти.

Каждый ребенок в идеале должен иметь целый ряд дел, куда нет доступа взрослым. Как правило, они связаны с дружбой и играми, но чем взрослее ребенок, тем больше тайн и секретов. Многие родители боятся, что рано или поздно наличие у детей секретов от них приведет к крупным проблемам, но если между обеими сторонами выстроены доверительные отношения, этого можно избежать.

На вопросы о принципах работы с трудными подростками, Сухомлинский в высказываниях о воспитании отвечал, что у них попросту нет внутренних ресурсов, необходимых для ведения учебного процесса. Такие дети, по его мнению, постоянно слышат критику от преподавателей и из-за этого наказываются родителями, постепенно они привыкают к такой модели поведения взрослых и используют собственные защитные механизмы. Если же похвалить трудного ребенка за выполнение даже несложного задания, для него это станет открытием. Несколько успешных завершенных активностей и соответствующая похвала даст подростку понять, что преподаватель заинтересован в его развитии, и это поможет наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Сложно ли воспитывать группу детей?

Классный руководитель всегда сталкивается с большим объемом работы, и это - вполне нормальное явление. Рассматривая вопросы воспитания коллектива, Сухомлинский называл его богатством индивидуальностей, которые обязательно должны быть учтены педагогом. Преподаватель должен быть не только хорошим организатором, но и психологом, способным разглядеть таланты абсолютно в каждом ребенке.

Идеальным коллективом следует считать тот, где каждое чадо привносит в него собственную силу и духовные богатства, где оно делится с окружающими полученным опытом. В этом случае богатство индивидуальностей идет всем на пользу - коллектив сам становится незримым воспитателем, помогающим детям раскрыть высокие моральные принципы и научиться ставить перед собой благородные задачи.

Следует ли воспитывать родителей?

В одном из трудов В. А. Сухомлинского о воспитании - книге “Сердце отдаю детям”, - ученый описал алгоритм взаимодействий с мамами и папами своих учеников. Каждая семья отличалась по своим человеческим качествам, но все они должны были стать единым коллективом вместе с учителями, это было необходимо для успешного воспитательного процесса.

Педагог видел целый ряд плюсов в этой совместной работе, главный из них - преподаватели получали уверенность в том, что ребенок находится под присмотром, его успехами интересуются и поддерживают их. Родители же могли вместе с классным руководителем решать возникающие в жизни ребенка проблемы, обмениваться опытом вместе с другими папами и мамами.

Сегодняшние преподаватели считают, что предложенная Сухомлинским система воспитания даст полноценный эффект только при использовании двух методов: родительской конференции и периодическом визите классного руководителя в семьи. Мамы и папы могут с помощью учителя получить необходимые знания об особенностях своего ребенка, о различных кризисах, которые могут его подстерегать, и выработать совместную стратегию действия, чтобы сохранить его здоровую психику.

Каким должен быть школьный педагог?

Идеального учителя не существует, однако каждый преподаватель может приблизиться к эталону, если будет придерживаться скромного свода правил, придуманного В.А. Сухомлинским, в воспитании которому не нашлось равных среди ученых XX века. По его мнению, педагог обязательно должен уважать своих воспитанников и любить их, быть скромным, трудолюбивым и порядочным.

Учитель должен щедро делиться со своими учениками духовным богатством и быть весьма эрудированным человеком. Важно, чтобы он живо интересовался новостями педагогической науки и старался опережать время, в котором живет. Преподаватель для школьников является еще одним родителем, и на него возлагается серьезная миссия, поэтому он должен быть примером для тех, с кем ежедневно делит классную комнату.

Комментарии