Школьная дезадаптация - это... Определение понятия, симптомы, профилактика
Дезадаптация ребенка в школе – это явление, распространенное в наши дни. Большое количество детей в школьном возрасте не могут приспособиться к современным условиям учебного процесса, что оказывает негативное влияние на уровень их успеваемости. Портятся и отношения ребенка со сверстниками, учителями. Чаще всего вследствие дезадаптации страдают учащиеся младших классов. Но и старшеклассники тоже нередко становятся жертвами данного негативного явления.
Причины
Школьная дезадаптация – это нарушение, которое встречается у 15-20 % всех школьников, связанное с ситуацией неспособности к школьному обучению. Нарушение вызывается и физиологическими, и медицинскими факторами, и особенностями развития психики ребенка.
Несмотря на повсеместное внедрение принципа индивидуального подхода, на практике учителям часто не хватает времени вникать в причины данного расстройства. Психологическая школьная дезадаптация (сокращенно – ПШД) приводит к тому, что на детей наклеиваются оскорбительные ярлыки: «истерик», «шизоид», «псих». Однако за подобными словами скрывается не что иное, как профессиональная некомпетентность учителя или же отсутствие воспитания у сверстников.
Каковы же основные причины школьной дезадаптации? Специалисты склонны выделять следующие факторы:
- Недостаточный уровень начальной подготовки малыша к образовательному процессу. Это может быть нехватка базовых навыков или же плохое развитие мелкой моторики.
- Недостаток у ребенка самоконтроля. Малыш не может высидеть целый день на одном месте даже в том случае, если интеллектуально он готов к процессу обучения.
- Невозможность совладать с текущим темпом образовательной программы.
- Причиной школьной дезадаптации могут быть и трудности, которые возникают в процессе контактов с преподавателями и сверстниками.
- Низкое развитие познавательных возможностей.
Домашняя атмосфера
Помимо этого, особое внимание уделяется психологами той атмосфере, в которой развивается и воспитывается ребенок. Некоторые матери и отцы настолько строги, что это оказывает влияние на психическое равновесие ребенка. Социальная и школьная дезадаптация нередко бывает прямым следствием проблем в семье, авторитарности родителей. Каждый раз, когда мать или отец эмоционально выговаривают ребенку за те ошибки, которые он допустил в школе, внутренняя стабильность школьника нарушается. У него не остается сил на то, чтобы работать над освоением программы, выполнять требования учителя, строить отношения с одноклассниками.
Все эти факторы школьной дезадаптации приводят к тому, что школьник начинает уже искренне верить в свою «бездарность». И дальнейшее следствие подобных промахов приводит к тому, что ребенок испытывает полнейшее отвращение ко всему, что прямо или косвенно связано с образовательным процессом. Это затрудняет и учебу, и индивидуальное развитие школьника.
Формы ПШД
Природа данного нарушения не является однообразной. Она может варьироваться от одного учащегося к другому в зависимости от его индивидуальных особенностей, а также особенностей социальной ситуации. Чаще всего встречаются следующие виды нарушения.
- Социальная. Главный ее признак – отрицание школьником всех моральных установок, антисоциальные поступки. Разрушается система внутренней регуляции ребенка.
- Психосоциальная. Данная форма школьной дезадаптации обусловлена психологическими факторами развития. Степень выраженности данного вида ПШД – лакмусовая бумажка на предмет применения индивидуального подхода к каждому из учащихся.
- Патогенная. Обычно бывает вызвана нарушениями в физиологии головного мозга, различными нервными расстройствами, страхами и фобиями малыша.
- Интеллектуальная. Проявляется, как правило, у учащихся старшего возраста. Непосредственно связана с «пробелами» в знаниях, которые не были вовремя закрыты.
- Эмоциональная. Основной признак данного вида дезадаптации – это высокий уровень тревожности у ребенка. Малыш переживает за свою успеваемость, что, как правило, сопряжено с высоким уровнем мотивации и недостаточно хорошей самооценкой.
Родители и преподаватели должны помнить о том, что все эти типы могут переплетаться между собой, создавая сложные комплексы всевозможных нарушений и отклонений. Принимать меры для профилактики и коррекции ПШД следует незамедлительно. Здесь, как и с медицинскими проблемами, работает принцип "чем раньше, тем лучше".
Симптомы
Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:
- Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
- Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
- В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
- У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
- Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
- Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
- Мышечная зажатость, скованность.
- Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
- Загораживание тетради руками.
- Различные нарушения письма, счета, речи.
- Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
- Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
- Очень заметными становятся акцентуации характера.
- На уроке ребенок играет с игрушками.
Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.
Проявления дезадаптации на поведенческом уровне
Выделяют следующие симптомы школьной дезадаптации ребенка на поведенческом уровне:
- Вспышки агрессии, склонность к протесту.
- Затруднения в процессе обучения.
- Нарушение взаимоотношений со сверстниками и преподавателями.
- Нарушения школьной дисциплины.
Сферы дезадаптации у ребенка главным образом связаны с пространственно-временными особенностями (нарушения режима дня, отсутствие личного пространства в семье), а также с личностно-смысловыми особенностями (место в школьном коллективе, взаимоотношения с братьями и сестрами, учителями). Наиболее тесным образом психологические трудности все же связаны с учебной, коллективной деятельностью. Ребенок выступает в качестве страдающей стороны. И если родители вовремя не уделяют внимание ПШД и не предпринимают никаких коррекционных мер, у школьника развивается астения. Это состояние, которое характеризуется высоким уровнем утомляемости, умственной истощенности. Проявляется астения в нарушениях сна, кошмарах, частых головных болях. Они уже знаменуют собой начало невротического состояния.
Если игнорировать признаки школьной дезадаптации ребенка, развивается невроз. Это расстройство личности характеризуется нарушением взаимоотношений человека и с собой, и с окружающими. Может проявляться в виде энуреза, заикания, различных тиков, навязчивых движений, а также агрессии, грубости.
ПШД у подростков
Среди факторов, определяющих особенности школьной дезадаптации подростков, на первом месте находятся семейные условия. Подавляющее число психологов считают данный фактор ведущим в развитии нарушения. Одна из главных функций семьи заключается в том, чтобы воспитывать и социализировать ребенка. Но выполнение ее не всегда происходит надлежащим образом. Это в целом приводит к дезадаптации подростков. Как правило, выделяют следующие причины, приводящие к ПШД в данном возрасте:
- Неполный состав семьи (приводит к развитию комплекса ущербности, депрессиям, агрессивности, преждевременному исполнению ребенком «взрослых» ролей – кормильцев, защитников и пр.).
- Недостаточный уровень педагогической культуры матери и отца, приводящий либо к гиперопеке, либо к гипоопеке.
- Проблемы внутри семьи, которые определяют повышенную агрессивность и тревожность у подростка.
- Разница в педагогическом подходе родителей и бабушек-дедушек.
- Отстранение матери и отца от процесса воспитания по каким-либо причинам.
- Недостаточно обеспеченное или, наоборот, сверхобеспеченное материальное положение семьи. Это порождает негативные поведенческие модели с позиции их влияния на школьников.
Нередко вместо проведения диагностики школьной дезадаптации у специалиста, родители начинают негативно реагировать на учебные неудачи у детей. В результате подросток демонстрирует следующие реакции:
- Депрессивные расстройства, тревога.
- Вступление в ряды антисоциальных групп.
- Приобретение разрушительных привычек (выпивка, наркомания).
- Суицидальные попытки.
Также исследователи выделяют и такой фактор ПШД, как недостаточно качественная организация учебного процесса в образовательном учреждении. Школьная дезадаптация – это нарушение, которое нередко развивается вследствие:
- Негуманного характера коммуникации в стенах школы.
- Особенностей индивидуального стиля преподавания.
- Отсутствия условий для личностного роста.
- Низкого уровня методической и общей культуры у педагогов и т. д.
Профилактика нарушений ПШД
Чтобы предупредить проблему школьной дезадаптации, родителям рекомендуется придерживаться определенных правил. Во-первых, они касаются рабочего места школьника. Оно должно быть организовано определенным образом. На столе не должно находиться лишних предметов, которые не связаны непосредственно с процессом обучения. Также должно быть хорошее освещение.
Во-вторых, ребенку необходимо придерживаться распорядка дня. Теперь малыш имеет новый статус, он стал немного более похож на маму или папу (в зависимости от пола). Ему можно сказать: «Теперь у тебя есть свой график, запланированные дела, как и у мамы (папы)». Эта фраза будет полезной, поскольку в личностном развитии младшего школьника преобладают мотивы, которые непосредственно связаны с миром взрослых, освоением новых видов деятельности. Данные мотивы имеют связь и с установлением хороших отношений со взрослыми. Поэтому для школьника так важна положительная обратная связь.
Длительность занятий
Для профилактики школьной дезадаптации ребенок должен делать уроки в несколько этапов. Их длительность не должна превышать более 15-20 минут. Затем должен следовать небольшой перерыв. Всего более одного часа в первом классе делать уроки нельзя. Во втором классе – не более двух часов.
В процессе обучения малышу желательно сидеть одному за партой. Это позволит брать ответственность за процесс освоения знаний на себя самого. Также школьник научится отвечать за порядок на своем личном пространстве.
Самостоятельная работа
Целью обучения в начальных классах является не только получение знаний - важно также научить ребенка учебному процессу. Малыш должен научиться выполнять задания учителя самостоятельно. В течение первых двух месяцев желательно делать уроки с ребенком, обучать его выполнению заданий. А затем – разъяснять все то, что непонятно, и оставлять школьника с домашними заданиями наедине. При необходимости – проверить выполненное.
Первый класс в школе – самый важный, точно так же, как и первый год жизни некоторые психологи соотносят с первым годом взрослой жизни. В этот период родители должны приложить максимум усилий и как можно больше времени проводить с малышом. В сентябре и октябре следует быть рядом, выполнять задания вместе с первоклассником. В ноябре, как правило, напряжение у детей возрастает до предела, появляется риск развития школьной дезадаптации младшего школьника.
Не стоит давать ребенку дополнительных заданий или же заставлять переписывать плохо выполненную работу в классе (домашнюю работу, написанную плохо, переделывать нужно). Если поведение родителей правильно, то уже к окончанию первого класса, даже если мама и папа дома, ребенок все равно делает уроки самостоятельно.
Меры профилактики: советы родителям
Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.
- Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
- Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
- Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
- Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала. Ему просто не хватает внимания.
- Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях. Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
- Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
- Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
- Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
- Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).
Важность похвалы
Лучшим способом предупреждения школьной дезадаптации является похвала. В этот период у малыша преобладают мотивы личностных достижений, желание достичь успеха. Поэтому оценка взрослого для него крайне важна. Родителям нужно вселять в свое чадо веру в себя. Это поможет ему двигаться дальше. «Неудачника» не нужно воспитывать. Необходимо вырабатывать у малыша установку «Я хороший, и мир тоже хороший». Если необходимо выразить критику, то она должна касаться не личности ребенка, а его поступков. Поведение ребенка должно быть оценено родителем лично от себя. Он говорит о тех чувствах, которые вызвал у него поступок малыша («Я очень расстроен твоим поведением, о котором рассказала учительница»). Ребенок должен иметь «кредит доверия»: «Я уверена, что у тебя еще все получится».
Нельзя говорить в адрес ребенка обидных или оскорбительных слов. Необходимо избегать приказного тона. Ребенок в младшем школьном возрасте склонен к обобщению своих достижений и провалов. Если не вышло что-то одно, ему кажется, что весь мир обрушился, и не выйдет больше ничего. Если же имеется успех в определенной сфере, значит получится и все остальное.
Коррекционные мероприятия
Коррекция школьной дезадаптации выбирается с учетом ее основной симптоматики, так называемого «центра тяжести» трудностей ребенка. В случае если главная трудность лежит в психоэмоциональной сфере (это могут быть страхи, повышенная тревожность, депрессии), то на первый план выходит работа с детским психотерапевтом. Если же страхи имеют под собой реальную основу в виде враждебно настроенного детского коллектива или учителей, обязательно проводится работа с другими детьми, родителями, учителями. Нужно и изменить такое отношение, а также провести терапевтическую работу по изменению реагирования ребенка.
- Когда страхи малыша идут из раннего детства, в результате также может возникнуть общее недоверие к миру. Поэтому потребуется работа по изменению реагирования школьника, работа с психологом. Например, специалист может применить метод символ-драмы.
- Депрессивное состояние у детей, как и у взрослых, может быть охарактеризовано недостатком ресурса для роста и развития. Иными словами, малыш не готов к умственным нагрузкам, личностному росту. В таком случае не обойтись без консультации детского невролога.
- Тревожность является неотъемлемой спутницей любой неприятной ситуации. Профилактика школьной дезадаптации нередко включает в себя мероприятия по ее уменьшению. Это возможно посредством введения малыша в ситуацию успеха в специально созданной для этого обстановке. Но если тревожность вызвана такой личностной особенностью малыша, как повышенная чувствительность, то нередко уменьшить ее ниже определенного порога не представляется возможным. Повышение уровня стрессоустойчивости должно быть связано с обучением малыша эффективному взаимодействию, которое будет соответствовать его индивидуальному стилю.
- В том случае, если проблема ПШД непосредственно связана с недостаточным формированием структур головного мозга, разрешение этих трудностей может быть достигнуто путем применения методов когнитивного тренинга, всевозможных развивающих программ.
- Если основная причина школьной дезадаптации – это социальная несформированность личности школьника, сложности в общении, то необходима работа с психологом с использованием коммуникативного социально-психологического тренинга.
Перечисленные методы могут использоваться в сочетании, в рамках составления индивидуальной коррекционной программы.