Коммуникативное поведение - это... Понятие, нормы, элементы, особенности и формирование
Большинство людей полагают, что знание о том, как следует общаться, требуется исключительно продавцам или же менеджерам, причем на работе. А в обычной повседневной жизни такие навыки вовсе не нужны, наоборот, они лишают отношения с людьми искренности, придают разговорам фальшь и льстивость. Некоторые даже бравируют отсутствием умения построить диалог или же грамотно вести беседу.
Это в корне неверное понимание того, чем является коммуникативное поведение. Речевое поведение человека, являющееся частью коммуникационной культуры, важно в повседневном общении даже больше, чем при исполнении служебных обязанностей. Под коммуникацией следует понимать не только речевую, вербальную манеру поведения людей, но и многое другое.
Что это такое?
Само понятие «коммуникативное поведение» - это совокупность, сочетание принятых в текущее время норм и сформировавшихся поколениями традиций общения внутри определенной обособленной группы людей.
Само поведение может быть с точки зрения представителей обособленного социума как нормальным, так и нет. Особенности же манеры себя вести, бросающие обществу вызов, но при этом не идущие вразрез с принятыми в нем догмами, называют эксцентричным поведением.
Что это такое - нормальное поведение?
Нормальным является то поведение человека, которое принято в окружающей его социальной среде, в круге общения. К примеру, то, что считается нормой у аборигенов Австралии, будет абсолютно неприемлемо в небольшой деревеньке среди девонширских болот или же в любом крупном городе.
Чем меньше по численности отдельно взятое сообщество людей, тем более специфично и менее подвержено влиянию извне их коммуникативное поведение. Это можно наблюдать в городах в виде поддержания традиций внутри национальных диаспор, специфических моментов в общении между собой членов клубов по интересам, сект и прочих объединений людей в узкие сообщества в рамках большого социума.
То есть чем меньше численность коллектива, общины либо же какой-то иной группы людей, тем выраженнее особенности их поведения, соблюдение традиций в общении и обычаев. В повседневной речи об этом нюансе в организации социумов говорят «тут так принято».
Что это такое ненормальное поведение?
Ненормальное же коммуникативное поведение - это все то, что отличается от принятых внутри конкретного сообщества обычаев и традиций.
То есть абсолютного понятия нормальности и ее оборотной стороны для человека не существует. К примеру, все знают о том, что «аборигены съели Кука». Однако для отдельных племен, то есть определенных групп людей, каннибализм является абсолютной нормой, частью религиозных верований, знаком уважения и выражением почтения. Но кушать людей в центре Москвы – не просто ненормально, а порицаемо обществом. Такое действие – повод для принудительной психиатрической экспертизы вменяемости и дальнейшего пожизненного пребывания человека в изоляции.
Именно поэтому слова «нормальность» социологи и психологи стараются избегать, говоря о законах построения, развития и особенностях социумов. Его заменяют более корректным словом - «нормативность».
Что такое нормы поведения?
Нормы поведения - это не то же самое, что является соответствием принятым в обществе правилам, хотя и родственно по значению. То, на что можно разделить все принятое в обществе коммуникативное поведение, это и есть его нормы. Благодаря им можно описать тот или же иной социум. Разумеется, их количество не имеет строгого числа составляющих, а само деление достаточно условно.
Нормы человеческого поведения, позволяющие охарактеризовать сообщество людей, взаимосвязаны. То есть одно представление или же пункт поведения вытекает из предыдущего и переходит в следующий, четких рамок между ними нет. Более того, соблюдение норм тоже достаточно условно и зависит от большого числа переменных факторов – с кем происходит общение, в какой обстановке, и прочих.
Какими бывают основные нормы?
Основные нормы коммуникативного поведения, благодаря которым можно дать характеристику сообществу людей, это:
- принятые правила в этикете, то есть общие, культурные навыки;
- ситуационные;
- групповые;
- индивидуальные.
Перечень норм, на которые можно разделить поведение людей, на этом не заканчивается. Однако данные характеристики – главные. Они присутствуют в каждом социуме, независимо от его величины и возраста.
О культурных навыках
Привычка пожимать руки или же просто улыбаться знакомым во время разговора - это тоже коммуникативная деятельность. И коммуникативное поведение невозможно представить без элементов, относящихся к этой группе характеристик общения людей.
К этикету, его правилам, а попросту говоря к культурным навыкам поведения относятся:
- способы привлечения внимания;
- манера приветствий;
- обращение к другим;
- стиль онлайн- или обычной переписки;
- телефонные разговоры;
- поздравления;
- соболезнования;
- выражение чувств и эмоций.
Конечно же, это далеко не полный список того, что характеризует этикет поведения, принятый в обществе. Но представление о том, что именно относится к данной группе характеристик, он дает.
Культурные навыки, в свою очередь, могут быть осложнены зависимостью от статуса, возраста, места общения, традиций и многих иных моментов.
К этой же группе характеристик поведения относится и манера приема гостей, выбор подарков и ряд иных действий. То есть этикет или же культурные навыки не ограничиваются исключительно вербальным общением. Даже манера сидеть или стоять тоже является частью этой группы норм поведения.
О ситуационных нормах
К этому разделу характеризующих социум качеств относятся особенности коммуникативного поведения, проявляющиеся под влиянием какой-либо конкретной ситуации.
Это может быть как экстралингвистическая ситуация, то есть непосредственно та обстановка, в которой происходит коммуникативный контакт, так и любая другая. К примеру, ситуационные нормы поведения, не подразумевающие долгий обмен собеседников информацией или диалог, характерны для чрезвычайных происшествий, таких как наводнение или же пожар.
О групповых нормах
Групповые навыки коммуникативного поведения формируются в результате взаимного общения людей и в соответствии с тем, с какой целью возникло или же было создано конкретное сообщество.
Особенности поведения и общения внутри группы не всегда находятся в соответствии с принятыми в обществе за пределами коллектива правилами, обычаями и традициями. К примеру, религиозные секты имеют наиболее ярко проявляющиеся особенности в общении и поведении внутри своих сообществ, которые часто идут вразрез с традициями тех стран, на территории которых находится данная группа людей.
Особое развитие коммуникативного поведения происходит и в трудовых коллективах, студенческих товариществах, компаниях одноклассников и в прочих небольших коллективах, в которых люди объединены общей целью и местом нахождения.
К групповым нормам поведения относятся деловой этикет, требования соблюдения субординации, подчинение общей дисциплине, выполнение определенных обязанностей. Пришедшая с Запада в Россию после перестройки корпоративная культура тоже является частью групповых норм коммуникативного общения и поведения.
Об индивидуальных нормах
К этим нормам относится личное поведение человека, которое формируется под влиянием общекультурных и ситуационных коммуникативных традиций, обычаев и групповых нюансов общения.
К этому же разделу можно отнести и личностные особенности поведения, такие как эксцентричность, склонность к нарушению каких-либо дисциплинарных правил и многое другое, что свойственно только одному человеку, а не обществу в целом.
Как формируется поведение?
Формирование коммуникативного поведения человека происходит в его детстве. Главная цель прививания малышам основных принятых в обществе обычаев поведения и общения между людьми состоит в том, чтобы:
- ребенок чувствовал себя комфортно среди людей;
- по мере взросления оказывался востребованным в кругу друзей, в учебе, на работе;
- не имел сложности в передаче и понимании информации;
- обладал теми же принципами морали, что и окружающие.
В принципе, развитие коммуникативного поведения малыша можно свести к содержанию поэмы Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Каковы особенности этого явления? Воспитание основ коммуникативного поведения - это прививание на рефлекторном уровне понятий о приемлемом и недопустимом. Важность данного процесса переоценить сложно.
Особенно важно развить верное коммуникативное поведение ребенка в семьях переселенцев и иммигрантов. Необходимость этого действия обусловлена тем, что детям придется жить в иной культуре и в других принятых нормах поведения, чем выросли их родители.
Почему важно прививать принятые нормы?
Без прививания норм общения и поведения сообщества, в котором предстоит жить детям переселенцев, с ними могут случиться какие-либо казусные, курьезные истории или же настоящие серьезные неприятности.
К примеру, в Болгарии принято покачивать или вертеть головой в стороны при выражении собственного согласия с чем-либо. В большинстве стран мира таким образом выражается отказ, а в знак согласия – кивают. Поскольку этот жест является условно-рефлекторным, то контролировать его взрослому весьма сложно. Соответственно, нелепых случаев, произошедших из-за разницы в принятом коммуникативном поведении, может быть немало.
Важны ли элементы поведения?
Коммуникативное поведение в целом состоит из бесконечного набора определенных элементов общения, свойственных людям. Фактически, вся совокупность элементов поведения человека имеет только одну цель – передачу какой-либо информации и обеспечение ее максимального понимания.
Именно в этом людям и помогают элементы их поведения – жесты, тембр голоса, манера сидеть, расстановка акцентов в произносимых фразах, мимические реакции и прочее. То есть если речь человека лишить эмоциональной окраски, убрать паузы и акценты, исключить жестикуляцию, мимику и в принципе весь язык тела, то понять, что же именно он пытается сказать, будет чрезвычайно сложно.
Дело в том, что поведенческий коммуникативный набор используемых человеком приемов не состоит исключительно из слов или фраз. Точно так же и восприятие информации не заключается только в понимании смысла услышанного. Например, человек говорит фразу: «На улице дождь». Без участия таких элементов, как мимика, голосовые акценты, жесты и прочие, собеседник лишь получит информацию о состоянии погоды. Но как только к сказанным словам присоединяются прочие элементы коммуникативного поведения, собеседник получает гораздо больший объем информации. Во-первых, тут же становится очевидным отношение информатора к погодным условиям. Во-вторых, по языку тела интуитивно ясно – холодный дождь или теплый, затяжной или грибной, мешающий выходу на улицу либо же нет.
Соответственно, важность элементов в составе коммуникативного поведения нельзя недооценивать. Для тех, кто по долгу службы имеет дело с людьми, разработаны целые системы поведенческих элементов, включающие в себя жесты-побудители к действию, мимические приемы, борьбу с возражениями и прочее.
В переписках и литературе роль таких элементов играют знаки препинания, а в современных средствах для онлайн-общения – смайлы.